4 января 2015 года 07:28 | Анна Седова
Киев ставит условия
ООН не собирается учитывать интересы Донбасса и России
при урегулировании украинского кризиса
Источник конфликта - не отношения между Киевом и
Донецком, а фашистская диктатура в Киеве. Вот этот вопрос надо решать, но его
никто до конца даже не ставит. Напротив, этот режим официально признан, Запад
его поддерживает. Та же Меркель превратилась в неонацистскую овчарку, и ряд сил
на Западе не только использует то, что происходит на Украине, но и, по сути,
этому присягает.
Высокопоставленный источник в ООН в интервью агентству «РИА Новости» 13 января
назвал три сценария развития кризиса на Украине. По мнению чиновника, ситуация
может развиваться, как замороженный конфликт с периодическими вспышками. Второй
сценарий состоит в эскалации боевых действий, которой способствует ухудшающаяся
экономическая ситуация, рост числа беженцев и отсутствие прогресса на пути к
евроатлантической интеграции Украины.
Наконец, самый позитивный вариант, по мнению представителя ООН, заключается в
установлении прочного мира на основании соблюдения минских соглашений. Но
реализация этого сценария напрямую зависит от позиции внешних игроков. По
словам чиновника, «нужно рассмотреть возможность компромисса между
сотрудничеством Украины с международными партнерами и беспокойством, которое
высказала Россия относительно возможного присоединения Украины к НАТО, а также
статуса русскоязычного населения Украины». Взаимные санкции, которыми
обмениваются Россия и Запад, могут привести как к ухудшению отношений, так и
заставить заняться поисками компромисса.
Интересно, что на выход из конфликта источник в ООН отводит год. Если за это
время не удастся найти решение, «окно возможностей» может закрыться и кризис
растянется на долгие годы, а дальнейшие перспективы будут не ясны. «С каждым
новым преступлением, с каждым нарушением прав человека и каждой смертью,
разногласия обостряются», - констатировал чиновник.
Сценарий, в котором Донецкая и Луганская народные республики становятся или
хотя бы признаются самостоятельными субъектами, чиновником из Организации
Объединенных Наций даже не рассматривался ни в позитивных, ни в негативных
прогнозах. Естественно, о каком-то признании ДНР и ЛНР не помышляют и в Киеве.
Хотя на днях президент Украины Петр Порошенко снова вернулся к идее «особого
статуса» Донбасса. В интервью французскому телеканалу France24 Порошенко
заявил, что готов предложить республикам «специальный статус свободной
экономической зоны со специальным режимом отношений с Россией и Евросоюзом».
Для этого региону следует провести выборы в соответствии с украинскими законами.
Украинский президент также добавил, что в случае соблюдения минских соглашений
конфликт можно «решить за две недели». Правда, не оговорился, что украинская
сторона сама активно нарушает условия перемирия и не соблюдает минский
протокол.
Насколько вероятны сценарии развития событий, предложенные чиновником из ООН, и
действительно ли для решения конфликта есть только год?
- Предположение, что если в течение года конфликт не решится, он не решится
никогда, не имеет под собой никаких оснований, - считает украинский
политический эксперт Виктор Пироженко. - Сейчас все может поменяться через
день-два, и давать прогнозы на год несерьезно и ненаучно. Хотя в принципе
говорить о сценариях развития событий, конечно, можно и нужно, но только путем
экстраполяции текущих тенденций, которые могут меняться очень быстро. Пока что
все факторы указывают только на один сценарий - консервацию конфликта.
«СП»: - Почему?
- Первое и важнейшее – это систематическое вмешательство США во внутри- и
внешнеполитические решения Украины, которое изначально несло и несет
деструктивный характер. Американцы принципиально не заинтересованы в
урегулировании конфликта в Донбассе. Укрепление украинской государственности
исключит их влияние на принятие решений в Киеве и на его отношения с
Евросоюзом. Мы видим, что «минский формат» урегулирования пробуксовывает.
«Нормандский формат», к которому пытаются вернуться Россия, Германия и Франция,
тоже безрезультатен.
Очевидно, что еще недавно на подходе была выработка совместной позиции России и
ЕС по урегулированию кризиса. В конце прошлого и начале нового года
развернулась дипломатическая активность разных политиков, от Франсуа Олланда до
Нурсултана Назарбаева. Но именно в тот момент, когда, казалось, близко общее
решение, началась полномасштабная операция ВСУ по захвату Луганска через
Станицу Луганская, которая была сорвана. Возвратились систематические обстрелы
жилых кварталов Донецка. Я против конспирологических версий, но и теракты во
Франции с гибелью следователя, который ими занимался, именно в этот момент тоже
выглядят странно. Хотя, конечно, преждевременно увязывать эти события.
Американское вмешательство не дает урегулировать конфликт в Донбассе мирным
путем к обоюдной выгоде России, Украины, Евросоюза и народных республик. Я не
вижу предпосылок ослабления влияния Вашингтона на Киев, более того, есть
признаки усиления роли США в принятии внешнеполитических решений, в том числе и
об активизации боевых действий в Донбассе, чтобы фактически срывать минский
процесс. Ведь наступление на Луганск, о котором я говорил, произошло прямо во
время видеоконференции с лидерами народных республик. Идет откровенный срыв
переговоров.
«СП»: - Какой, в таком случае, наиболее вероятный сценарий развития событий?
- Из всех вариантов я пока придерживаюсь пессимистического. Это продолжение
конфликта в вялотекущем вооруженном формате с поддержанием линии фронта, на
которой периодически возникают стычки, начинаются обстрелы жилых кварталов.
Режим прекращения огня будет постоянно срываться, причем ровно в тот момент,
когда дипломаты начнут выруливать на какое-то общее мирное решение. Пока что
других сценариев нет. Но, подчеркиваю, уже в ближайшем будущем все может
радикально поменяться.
«СП»: - Какие факторы могут привести к изменениям?
– Прежде всего, это очередной государственный переворот в Киеве. Но он может
произойти только в пользу противников мирного урегулирования. Сейчас на подходе
в Киеве страшные силы, простите за грубость, неонацистские отморозки на
коротком поводке у Вашингтона. Теоретически среди них есть и силы, которые
занимают не только антироссийскую, но и антиамериканскую позицию, но пока
существует Россия – она для них враг номер один. В случае такого переворота
ситуация для сторонников мирного урегулирования и федерализации Украины
изменится в худшую сторону. Факторов, которые могли бы способствовать более
оптимистичному для нас сценарию я, к сожалению, пока не вижу.
«СП»: - Порошенко предложил обеспечить Донбассу статус «особой экономической
зоны», которая может иметь особые отношения с Россией и ЕС. Может ли такой
вариант способствовать решению конфликта или он уже не приемлем для сторон?
- Это нормальный предмет для переговоров. Можно обсуждать, в каком формате эти
республики будут развивать свои отношения с Россией, как они будут
сосуществовать с Украиной. Но Порошенко слишком слаб внутриполитически, чтобы
продвигать какой-либо формат урегулирования. Да и никаких иллюзий в его
отношении питать нельзя. Это антироссийски настроенный человек, который пришел
к власти на гребне государственного переворота. Он более гибок по сравнению с
Яценюком и условной партией войны, но есть определенные рамки, за которые он не
перейдет.
Ему было бы выгодно достичь мирного урегулирования и добиться хотя бы
формального единства страны. Понятно, что настоящее единство уже невозможно, но
формально республики Донбасса могли бы выйти на договоренности о распределении
полномочий с Киевом и остаться в составе страны. Все это могло бы иметь место,
если бы не абсолютно наглое, деструктивное вмешательство США.
«СП»: - Думаете, представители ДНР и ЛНР согласятся остаться в составе Украины?
- Среди ополченцев есть разные настроения, как более радикальные, так и
умеренные. Но если рассматривать реалистичные сценарии, полная независимость от
Киева здесь и сейчас была бы неподъемной ношей, прежде всего, экономической,
для государств ЛНР и ДНР. Самоопределение и суверенитет народных республик не
противоречат формам их существования в рамках «единой Украины». Прежде всего
Киев должен признать их субъектность, а уж распоряжаться своим суверенитетом
они могут, как сочтут нужным. Могут выйти из состава Украины и объявить о своей
независимости, а могут подписать с Киевом договор о сосуществовании на
федеративных началах. Только на этих основаниях можно добиться урегулирования,
в чем и состоит российская позиция. И если бы в Киеве были настроены
конструктивно, они бы признали, что никакой унитарной Украины нет и быть не
может. ДНР и ЛНР могли бы стать первыми субъектами федеративной Украины, а что
делать дальше решать уже народу и руководству республик.
Профессор РГГУ Сергей Черняховский считает, что при условии сохранения нынешней
власти в Киеве, позитивные сценарии по урегулированию конфликта невозможны в
принципе.
- Слова чиновника из ООН - это скорей не сценарий, а прогноз: будет плохо,
очень плохо или хорошо, но непонятно как. На самом деле ситуация может
сложиться, как угодно. Все зависит от того, каков будет реальный баланс сил и
устойчивость позиций сторон. Сейчас эти моменты меняются.
Для России, я считаю, принципиально важно не поддаваться тому давлению, которое
на нее оказывают. Ведь центральный вопрос споров на международном уровне – это
не судьба территорий или народов. А то, заставит ли «конклав сильных» Россию
подчиняться своим правилам или признает ее суверенность.
Если говорить о ситуации на Украине, решить проблему может только свержение
фашистской диктатуры в Киеве. Какие бы ни были сейчас приняты решения по
республикам, расположенным на исторических территориях Войска Донского,
киевский режим все равно будет сохраняться. Причина нынешнего противостояния
ведь не в том, что Донецку вдруг не понравился Киев, а в том, что в результате
антиконституционного переворота на Украине установился фашистский режим,
который и дальше будет порождать эти конфликты в том или ином формате.
Политическая суть этого режима – не «западенский» национализм, а специфический
центральноукраинский мини-империализм. И он еще войдет в конфликт и с
западными, и с другими регионами Украины. Как бы не решился конфликт с Донбассом,
потом столкнутся интересы территории исторической Новороссии, которую сейчас
контролирует Коломойский, и Малороссии, находящейся под контролем Порошенко и
Яценюка. Особенность режима еще и в том, что это не жесткая персонифицированная
диктатура. Это децентрализованный фашистский режим периферийного типа, в
котором есть несколько центров влияния, и они либо друг друга подавят, либо
сойдутся вместе во внешней агрессии.
«СП»: - Вы согласны с тем, что решить конфликт нужно в течение года, в
противном случае он надолго перейдет в замороженную стадию?
- Думаю, год – это некое интуитивное предположение в рамках, в общем-то,
верного построения, что чем больше будет смертей, тем сложнее о чем-то
договариваться. Но еще раз повторю, любые попытки прогнозировать развитие
ситуации с точки зрения конфликта части и целого, вольно или невольно, пытаются
затенить суть вопроса. Источник конфликта - не отношения между Киевом и
Донецком, а фашистская диктатура в Киеве. Вот этот вопрос надо решать, но его
никто до конца даже не ставит. Напротив, этот режим официально признан, Запад
его поддерживает. Та же Меркель превратилась в неонацисткую овчарку, и ряд сил
на Западе не только использует то, что происходит на Украине, но и, по сути,
этому присягает.
Если бы этот эксперт ООН сказал, что киевский режим необходимо сменить в
течение 2015 года, это было бы пусть и утопично, но хотя бы по сути дела.
Нельзя решить вопрос в Донбассе, не решив его в Киеве.
Читайте далее: http://svpressa.ru/politic/article/109716/