Во время стартовавших учений НАТО и Украины Sea Breeze командующий 6-м флотом ВМС США вице-адмирал Джеймс Фогго пообещал использовать «право на свободное морское судоходство» для постоянного присутствия американского флота в Черном море. Кроме того, США призвали разработать кодекс поведения военных моряков в Черном море, а также модернизировать ВМС Украины.
Военно-морские силы США «стараются поддерживать почти постоянное присутствие в Черном море», об этом заявил накануне командующий 6-м флотом ВМС США Джеймс Фогго. Вице-адмирал Фогго сослался на правило свободы судоходства в международных водах.
Заявление командующего 6-м флотом было приурочено к начавшимся 31 августа учениям НАТО Sea Breeze 2015. В этих многонациональных учениях, проходящих на Украине и в акватории Черного моря, принимает участие американский ракетный эсминец Donald Cook, главным оружием которого являются крылатые ракеты «Томагавк», имеющие дальность полета до 2,5 тыс. км и способные нести ядерные заряды.
Вице-адмирал Фогго подчеркнул: на сей раз учения Sea Breeze (в которых, помимо США и союзников по НАТО, принимают участие Украина, Молдавия и Швеция) проходят в «несколько более напряженной геополитической ситуации» в связи с конфликтом на Украине и ухудшением отношений с Россией.
Командующий 6-м флотом также сообщил: командование ВМС США считает, что военные моряки разных стран могли бы одобрить для Черного моря такой же общий кодекс поведения, какой действует в Тихом океане.
«В прошлом году страны Тихоокеанского региона приняли „Кодекс поведения при незапланированных контактах на море” — своего рода „джентльменское соглашение”, позволившее повысить безопасность и укрепить взаимное доверие между военными флотами», — заявил Фогго.
Соединенные Штаты обозначают свое военное присутствие в Черном море не только посредством демонстрации эсминца близ берегов Крыма. Как сообщает корреспондент газеты ВЗГЛЯД, в четверг в грузинском порту Батуми открывается оборудованный американцами пункт базирования.
«Им наплевать на все»
Командующий Черноморским флотом в 1998–2002 годах, а ныне глава комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД: когда было создано оперативное соединение БЛЭКСИФОР, куда вошли все причерноморские государства, там «не просматривалось ни Северной Америки, ни других нечерноморских стран».
Заявление США о стремлении к постоянному присутствию в Черном море он назвал «выпадом Америки, которые съехали с рельсов, стали на крыло и летят». «Им наплевать на все, что связано с международными правилами, которые установили без них», — отметил собеседник.
Говоря об открытии в Батуми обустроенного США пункта базирования, Комоедов отметил: «Грузины, конечно, „молодцы”. Еще туда и американцев впустили. Я так понимаю, что они окончательно и бесповоротно хотят идти на разрыв».
России остается «только укреплять свои позиции по всем направлениям на Черном море», подчеркнул адмирал Комоедов. По его мнению, это вопрос настоящего, а не будущего, так как им занимались, еще когда Крым не входил в состав России, в Новороссийске, например, строили пункт базирования для новых кораблей, которые строятся у нас в Калининграде и Санкт-Петербурге специально для Черноморского флота.
«Так что мы не бросим это дело, доведем до ума», — подчеркнул Комоедов. Он напомнил, что с вхождением Крыма в состав России к нам вернулись бухты, приспособленные для базирования кораблей всех классов — прежде всего, в Севастополе. «Есть и другие порты, военно-морские базы, та же Феодосия и другие.
Поэтому будет достаточно средств для того, чтобы принимать новые корабли и подводные лодки», — отметил парламентарий и подчеркнул: «США на Черном море всегда будут находиться в гостях, а мы будем находиться дома — это две большие разницы».
Самый сильный «бриз»
Кроме того, командующий 6-м американским флотом, сообщив о своей встрече с премьер-министром Украины Арсением Яценюком, заявил, что Киеву необходимо модернизировать свои военно-морские силы — «возможно, речь идет о добавлении новых военных кораблей, насколько позволит их бюджет». Отметим, что Яценюк, выступая на открытии учений Sea Breeze 2015, объявил: военно-морские силы Украины вернутся в Крым.
Нынешний «Морской бриз» — самый масштабный за всю историю этих натовских учений. В них принимают участие до 2,5 тыс. военнослужащих (из них 1 тыс. представляют армию США). Помимо эсминца Donald Cook, Пентагон отрядил еще четыре боевых корабля, а также две подводные лодки, 6 самолетов и вертолетов и 40 единиц колесной техники.
Принимающая сторона — украинская армия — задействовала 1 тыс. военнослужащих, девять кораблей ВМС, десяток патрульных катеров пограничной службы, 8 самолетов и вертолетов и до 50 единиц колесной техники.
«Районы проведения маневров — акватория Черного моря, полигоны Вооруженных сил Украины, военные аэродромы «Школьный» (Одесса), «Кульбакино» (Николаев), «Чернобаевка» (Херсон), посадочные площадки Тендровской косы (Очаков) и острова Первомайский, международный аэропорт «Одесса», Одесский морской торговый порт, морской торговый порт «Южный», военный порт Очаков (Николаевская область)», — сообщили в минобороны Украины.
Экспедиция «Кука»
Ракетный эскадренный миноносец четвертого поколения Donald Cook, оснащенный боевой управляющей системой Aegis — нередкий гость в Черном море. 8 апреля прошлого года Пентагон сообщил, что корабль будет направлен в эту акваторию «как часть демонстрации поддержки восточноевропейских союзников, обеспокоенных усилением российских войск вдоль границы России с Украиной».
Эффектной демонстрации не получилось — 12 апреля 2014 года Су-24 ВВС России совершил облет американского эсминца на расстоянии около 1 км и на высоте примерно 160 метров над уровнем моря. В сообщениях, посвященных этой «контрдемонстрации», утверждалось, что российский самолет применил комплекс радиоэлектронной борьбы (КРЭБ) «Хибины», в результате чего у американского корабля были принудительно выключены радар, боевые управляющие цепи, системы передачи данных.
После того как система Aegis была отключена, «Су-24 сымитировал ракетную атаку на ослепший и оглохший корабль, потом еще одну и еще — всего 12 раз», сообщала «Российская газета». Американские военные не подтвердили эти сообщения (ограничившись словами о том, что российский пилот «применил стандартное запугивание»), но, как бы то ни было, Donald Cook ретировался в румынский порт Констанца.
В апреле того же года этот эсминец участвовал в учениях, совместных с турецкими ВМС, а в январе 2015 года — в совместных маневрах с флагманом украинского флота, фрегатом «Гетман Сагайдачный».
«Нормальное присутствие»
Эсминцы управления ракетным оружием (эсминцы УРО) класса «Арли Берк», к которым относится и Donald Cook, сменяют друг друга в Черном море с завидной регулярностью. В октябре 2014 года эсминец Cole зашел в ту же румынскую Констанцу, тогда же этот порт посетил командный корабль 6-го флота Mount Whitney. Менее чем через месяц «для улучшения боевой готовности» румынского флота в Черное море прибыл американский эсминец Ross.
В конце июня этого года эсминец УРО Laboon, направленный в Черное море для «содействия миру и стабильности в регионе», принял участие в совместных учениях с корветом ВМС Румынии «Эустатиу Себастьян». Тот же корабль зашел и в грузинский порт Батуми — как сообщало France-Presse, «чтобы продемонстрировать поддержку Грузии — кандидата в члены НАТО»; корабль провел совместную тренировку с береговой охраной Грузии.
В июле Laboon сменил эсминец Porter, начавший свое «турне» по Черному морю с захода в болгарский порт Варна. И, наконец, напутствуя Donald Cook, адмирал Джеймс Фогго заявил: «Мы стремимся сделать наше присутствие в регионе нормальным».
Очевидно, что до воссоединения Крыма с Россией Пентагон рассматривал и Севастополь как одну из ключевых точек «нормального присутствия» США в регионе. Напомним, что в августе 2008 года известие о прибытии на севастопольский рейд командного корабля 6-го флота Mount Whitney спровоцировало массовые акции протеста. Позже корабль все-таки вошел в порт, но команда не смогла выйти в город из-за митингующих.
Отметим, что посол США в Киеве Джеффри Пайет, выступая на церемонии открытия Sea Breeze 2015 в Одессе, назвал этот город, где сейчас базируется ВМС Украины, «временным домом украинского флота». Глава диппредставительства в очередной раз подчеркнул, что Вашингтон считает присоединение Крыма к России актом «незаконной военной аннексии».
Отметим, что военно-морские учения Sea Breeze (которые проводятся с 1997 года в рамках двустороннего сотрудничества НАТО и Украины) вызывали массовые протесты в Николаевской и Одесской областях, нередко сопровождавшиеся столкновениями. Дважды маневры были сорваны, в частности, из-за сопротивления местных властей.
«Мы можем контролировать и бассейн, и проливы Черного моря»
Желание США «постоянного присутствия в Черном море противоречит международному соглашению — конвенции Монтрё от 1936 года о статусе черноморских проливов, которая ограничивает присутствие военных кораблей нечерноморских государств, определяет класс этих кораблей и так далее», заявил газете ВЗГЛЯД военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Он отметил, что «пересмотр этой конвенции невозможен. Поэтому США должны соблюдать ее в полной мере и направлять свои корабли в Черное море на основе ротации».
Эксперт пояснил, что в Батуми создан пункт базирования, а не военная база. Такие причалы оборудованы под снабжение кораблей топливом, водой и прочими расходными материалами.
При этом надо признать, что большинство стран, которые выходят в черноморский морской бассейн, являются членами НАТО: Болгария, Румыния, Турция. «Поэтому в военном смысле для нас ничего нового не появилось.
Наоборот, за последнее время мы приобрели там достаточно прочные позиции в связи с тем, что у нас на Крымском полуострове сейчас создана межвидовая самодостаточная группировка войск, — отметил собеседник. — Сейчас мы своей авиацией из Крыма, противокорабельными ракетными комплексами фактически можем контролировать и черноморские проливы, и бассейн Черного моря».
Таким образом, Россия вполне может противопоставить себя американцам на Черном море, уверен Мураховский: «США не могут держать постоянную крупную группировку на Черном море, а только одиночные корабли.
Таким кораблям мы вполне можем противостоять», — подчеркнул собеседник. Он допустил, что США, конечно, могут нарушить конвенцию Монтрё, но «и мы в этом случае можем кое-что нарушить, например, перекрыть черноморские проливы», резюмировал эксперт.