«Где реально был застой, так это в идеологии». Из неопубликованного интервью генерала разведки Завершинского
Уральский краевед, историк спецслужб Анатолий Шалагин написал книгу о генерале Службы внешней разведки Владимире Завершинском.
Есть в ней глава «Неопубликованное интервью». Прошло уже несколько лет с момента того разговора, а многое в том интервью не потеряло своей актуальности и сейчас, а может быть, наоборот, разговор тот стал только актуальней.
«В очередной мой приезд в столицу – генерал Завершиский к тому времени уже работал на Старой площади – состоялся один из наиболее долгих и откровенных разговоров с Владимиром Ивановичем». – вспоминает историк спецслужб Анатолий Шалагин.
Он вспоминает, что разговор произошел в одном из кафе в центре Москвы.
«В ожидании обеда мы и беседовали. Собственно, беседой, как таковой, наш разговор трудно было назвать: я спрашивал, генерал – отвечал».
Атмосфера прогулки в историческом центре столицы подталкивала к тому, чтобы задать генералу вопрос, который Шалагина волновал давно. И он его задал.
- Как могло случиться, что великая держава, прошедшая испытания войнами и революциями, пережившая немало трагедий, вдруг рухнула в одночасье? Куда смотрели всесильные советские спецслужбы?
- Куда надо, туда и смотрели. – ответил Владимир Иванович. - И о многом предупреждали руководство страны. Но политические решения принимают не спецслужбы. Вообще разведка никогда не комментирует происходящее внутри своей страны. И Вы от меня не дождетесь каких-то откровений по части добытых разведкой в то время материалов, - заметил он.
И добавил: «Поверьте, информация была. Но дело ведь не в том, что кто-то на Западе или еще где-то хотел развалить Советский Союз. Об этом там мечтали всегда, и это новостью для советских спецслужб не являлось. Дело в устойчивости самой страны, ее экономики, общественных институтов».
Подумав, человек по роду занятий не привыкший давать интервью, добавил: «Шатать уже изрядно шатающееся легче, чем то, что устойчиво во всех смыслах».
Историк спецслужб был согласен, но все же продолжал гнуть свою линию: мол, Запад приложил руку к тому, что у нас все в 80-ых годах зашаталось.
«Давайте по порядку – после небольшого раздумья предложил генерал. – Мифы в политике тоже существуют. Это инструмент влияния на сознание людей.
И мифы эти к нам не из-за границы пришли. Они зарождались и развивались здесь. Почему и кому они были нужны, оставим пока в стороне. А вот про сами мифы давайте поговорим».
И он напомнил, что с началом перестройки под видом свежего взгляда на устоявшуюся государственную идеологию повсеместно пошли разговоры о социализме с человеческим лицом и все такое.
«Это звучало ошеломляюще для всех. Потом вдруг завели разговоры о Ленине и Сталине, мол, народ не знает, что на самом деле говорили и писали они. Различных мастей журналисты и писатели выхватывали из контекста цитаты и мусолили их, преподнося людям новые образы советских вождей. И население слушало, воспринимая все это, как истину. Даже МХАТ ставил пьесы с использованием таких недостоверных «цитат».
Чего уж было ждать от рядовых граждан. Так и вложили в умы людей мысль, что Советский Союз изначально создавали люди с ненормальным, так сказать, мышлением.
«Так было с идеологией. Но ровно то же самое творилось и в экономической политике. Вдруг заговорили, например, о ненужности и неэффективности существовавшей системы государственного планирования», - напомнил Завершинский.
«Да, жесткое централизованное планирование было. Требовалась передача определенных полномочий на места. Но когда плановость полностью заменили «хозрасчетом», экономика рухнула.
Это сейчас все знают, что на том же Западе существует планирование, и далеко не все там решают рыночные механизмы. А тогда все верили, что ничто кроме рынка нас не спасет. Верили и в миф, что на мировом рынке нас с нашей промышленностью ждут с распростертыми объятиями».
А потом генерал Завершинский добавил: «Конкуренты никому не нужны. Но населению об этом никто не говорил. Много было мифов и по части конкретных отраслей нашей промышленности. Все это обернулось развалом советского промышленного комплекса. Разведка об этом предупреждала».
А потом, когда начались националистические выступления по всей стране, было уже не до экономики и промышленности, напомнил он.
- Говорят, что СССР рухнул из-за резкого снижения мировых цен на нефть, спровоцированного, якобы, США, - спросил автор книги генерала разведки.
- Тоже миф. Конечно, цены тогда упали. Но экономика СССР не была столь зависима от экспорта нефти. К тому же львиная доля советского экспорта приходилась на социалистические страны. Доход СССР от продажи нефти в долларовую зону составлял где-то 45 долларов на каждого жителя. Разве это много? К тому же пресловутые высокие цены на нефть, на которые, якобы, подсадили советскую экономику, держались лет 5-6.
А в начале 70-ых, например, она стоила 5 долларов за бочку. И ничего. Страна жила. И неплохо жила. Убедил?
После этого был задан такой вопрос «Тогда почему СССР не устоял?»
- Как мне представляется, к началу 80-ых в стране накопились, если хотите, мировоззренческие проблемы. На протяжении десятилетий мы воспринимали СССР как страну с первой в мире свершившейся социалистической революцией, страну, победившую фашизм и покорившую космос.
Так нас позиционировали и в мире. Во всяком случае, в большей его части. А потом началась пробуксовка. Нет, не потому, что нам нечем было гордиться, а потому, что сама идея как бы закостенела.
Разговор коснулся и застоя в стране. Генерал Завершинский высказал свое мнение по этому вопросу.
- У нас было принято считать, что застой – это по части экономики. Но экономика развивалась. И неплохо. А вот где реально был застой, так это в идеологии.
Необходимость перемен, вроде бы понимали. Перемен от Москвы ждали и наши союзники. Но вместо обновления произошел развал.
В этом разговоре как было не спросить разведчика об агентах влияния. Мол, это они все и устроили.
- Без комментариев, как говорится, - отреагировал генерал. - Вопрос не по адресу. Я так понимаю, что Вы опять подводите к теме участия западных разведок в распаде Советского Союза? Я бы все провоцирующие факторы разместил по их значимости так: идеология, национализм, экономика. И только потом внешнее влияние. К этому всему еще надо добавить массу вранья, вылившегося в годы перестройки и после нее.
В связи с этим Завершинский вспомнил слова Леонида Шебаршина: «У лжи короткие ноги, поэтому она твердо стоит на ногах».
Завершинский напомнил, что на Западе аналитики прогнозировали, что СССР распадется к 2000 году.
«А мы их и тут удивили своим «ускорением». Но и там, и у нас сейчас понимают, что распад Советского Союза – это геополитическая катастрофа.
Сейчас рисков для человечества стало куда больше, чем это было в 80-ых», - отметил Владимир Завершинский.
«Я хотел было задать еще вопросы, но прозвучало коронное генеральское «отставить!», - вспоминает Анатолий Шалагин.
На память о той встрече у него осталась медаль «Ветерану холодной войны», подаренная Владимиром Ивановичем.
«Когда он ее презентовал, улыбнувшись, заметил: «Вы теперь тоже ветеран. «Бой» продолжается».
Интервью этому уже несколько лет, но и сейчас оно не утратило своей актуальности. Разве не так?
Справка
Владимир Завершинский был первым заместителем директора Службы внешней разведки Российской Федерации, генерал-полковник. Родился в 1949 году в селе Тарутино Челябинской области. На малой родине стал лауреатом народной премии «Светлое прошлое». Умер 23 сентября 2019 года в возрасте 69 лет.