Невидимый фронт на постсоветском пространстве
Разведчики СНГ обсудили меры противодействия спецслужбам США
Владимир Иванов Обозреватель «Независимого военного обозрения»
Разведка и контрразведка – это сферы, в которых президент РФ Владимир Путин, глава СВР Михаил Фрадков (на снимке слева) и руководители других спецслужб всегда находят полное взаимопонимание. Фото с официального сайта президента РФ
На постсоветском пространстве усиливается напряженность. Президент России Владимир Путин на встрече с руководителями органов безопасности и разведслужб СНГ, состоявшейся на днях в Ново-Огареве, особо подчеркнул, что сегодня страны Содружества живут «в непростое время». И соответственно, сказал начальникам разведок, что перед ними стоят «очень сложные задачи» по обеспечению внешней безопасности их государств, внутренней стабильности, борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с трансграничной преступностью, с незаконной миграцией, с терроризмом. Часть вопросов касалась борьбы с национальным и религиозным экстремизмом.
Очередное XIII заседание Совещания делегаций руководителей спецслужб стран СНГ, на котором были обсуждены современные вопросы взаимодействия во всех сферах обеспечения безопасности, прошло в Москве в первой декаде июля. В представительном форуме, работавшем под председательством директора Службы внешней разведки России Михаила Фрадкова, приняли участие секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, министр иностранных дел Сергей Лавров и директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников. Из стран СНГ в нем приняли участие Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Узбекистан.
СЕГОДНЯШНИЕ ЗАДАЧИ РАЗВЕДОК
Вполне естественно, что совещание проходило в закрытом режиме. Такова специфика работы всех специальных органов стран мира, которые очень редко посвящают общественность в свои планы. Поэтому журналистам достались только самые общие слова, произнесенные некоторыми участниками форума.
Перед делегатами выступил глава МИД России Сергей Лавров. По словам министра, развитие сотрудничества между странами Содружества поможет эффективнее решать общие проблемы, в том числе в деле надежного обеспечения национальной безопасности. По мнению министра, безопасность внешних границ СНГ определяется успехами в борьбе с терроризмом и экстремизмом, оргпреступностью, наркоторговлей, незаконной миграцией, торговлей людьми, нелегальной торговлей оружием и другими акциями недружественных СНГ государств.
Между тем в пресс-службе Службы внешней разведки РФ представителям СМИ сообщили, что подобные мероприятия всегда контролируются высшим руководством стран-участниц. Где бы ни проходили такие форумы, главы делегаций всегда имели встречи с президентами стран, на территориях которых они работали. В совещаниях участвуют представители политического руководства и силовых структур принимающей стороны. Главам государств докладывается об итогах заседаний, принятых решениях и достигнутых договоренностях. С участниками последнего совещания встретился президент РФ Владимир Путин. «Безусловно, такие контакты востребованны, потому что живем мы с вами в непростое время. Хотя когда времена были простыми? Наверное, всегда встречались какие-то сложности.
Но, на мой взгляд, мы живем во времена перемен уж точно, а они всегда отличаются особым напряжением, – сказал президент. – Перед вами стоит задача своевременного, полного и достоверного обеспечения внешнеполитической деятельности своих государств, руководителей ваших государств».
Путин отметил, что крайне важным фактором в работе спецслужб является понимание того, что эффективной она может быть только при объединении усилий. «Перед нами стоят общие вызовы, угрозы, часть из них я обозначил, но есть и специфические, которые характерны для определенных регионов мира. Имею в виду Афганистан, допустим, предстоящий вывод международного контингента. Все мы прекрасно понимаем и постоянно говорим о том, что от этого ситуация в Афганистане лучше, спокойнее не станет, и мы должны быть готовы к любому развитию событий, хотя, конечно, будем исходить из лучшего. Будем исходить из того, что ситуация будет находиться под контролем официальных властей, мы всячески будем этому способствовать», – констатировал президент.
Было подчеркнуто, что на современном этапе Россия, Белоруссия и Казахстан наиболее активно движутся по пути более глубокой интеграции в экономической сфере на постсоветском пространстве. Президент проинформировал глав делегаций о начинающейся с 1 января 2015 года работе Евразийского экономического союза. Это создаст дополнительные очень хорошие предпосылки для совместной работы по ряду направлений, в том числе и по обеспечению безопасности в сфере экономики.
«Мы очень рассчитываем на то, что вы внесете свой вклад и в эту нашу совместную работу, – заметил Путин. – Есть вопросы чисто профессионального характера. Мы продолжаем помогать нашим друзьям из стран Содружества готовить кадры для специальных служб, для органов безопасности. Хочу вас заверить, что так мы и будем поступать в дальнейшем, конечно, согласовывая это с вашими потребностями, с вашими пожеланиями, но будем готовы и будем это делать дальше».
ИСТОРИЯ СОВЕЩАНИЯ
Как сообщается на сайте СВР, подобные заседания регулярно проходят с конца 2000 года. В том году на московской встрече руководителей спецслужб стран Содружества было подписано соглашение «О принципах и основных направлениях сотрудничества органов безопасности разведывательных служб государств – участников СНГ в области разведывательной деятельности». Участниками данного соглашения стали спецслужбы всех стран СНГ за исключением Туркмении. Также было утверждено «Положение о Совещании руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств – участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности».
Постоянный рост трансграничной преступности, международного терроризма, контрабанды оружия и наркотиков сформировали у руководителей спецслужб четкое понимание необходимости тесного международного сотрудничества, как по линии оперативно-розыскной деятельности, так и в сфере уголовного досудебного производства. Первые встречи представителей следственных подразделений органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ были проведены в конце 90-х – начале нулевых годов в связи с необходимостью обсуждения различных вопросов, возникавших в ходе расследования уголовных дел, находившихся в производстве сотрудников правоохранительных органов.
С начала регулярной деятельности совещаний сотрудники ФСБ России ежегодно проводили двусторонние встречи с коллегами из Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Службы безопасности Украины, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан. Подобные контакты с Россией существенно способствовали повышению эффективности взаимодействия следственных органов этих государств. А вот следственным органам стран СНГ, которые не следовали такой практике и взаимодействие с которыми ограничивалось лишь обменом поручениями об оказании правовой помощи по некоторым уголовным делам, так и не удалось добиться повышения своей эффективности. Хотя в настоящее время практически все спецслужбы стран СНГ, за исключением Украины, начинают все более активно и широко сотрудничать с Россией.
Результаты анализа статистики свидетельствовали о том, что количество направляемых Следственным управлением ФСБ России в адрес органов безопасности государств – участников СНГ поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам, а также аналогичных поручений, поступающих из следственных подразделений упомянутых органов безопасности, на протяжении ряда лет ежегодно возрастало.
Вместе с тем государства СНГ продолжали совершенствовать свои правовые системы и вносили необходимые изменения в национальные уголовные и уголовно-процессуальные законодательства, они присоединялись к новым международным договорам. Но одновременно возникало все больше вопросов, требующих решения на уровне руководителей органов безопасности и специальных служб стран Содружества, включая борьбу с трансграничной преступностью, наркотрафиком, международным терроризмом и экстремистскими проявлениями. В целях дальнейшего совершенствования взаимодействия следственных подразделений органов безопасности и перехода его на новый качественный уровень Следственным управлением ФСБ России было инициировано предложение о создании специальной Комиссии. Члены Комиссии должны были изучить опыт, наработанный сотрудниками следственных подразделений органов безопасности государств СНГ, для его дальнейшего использования в соответствии со спецификой национальных законодательств, а также совершенствовать формы и методы взаимодействия при расследовании преступлений, относящихся к компетенции следователей органов безопасности различных спецслужб.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Автору этой статьи на основе анонимности один из действующих сотрудников российских спецслужб заявил, что в настоящее время мир находится в критической ситуации. В разных регионах планеты, начиная от Афганистана и кончая Сирией, идут довольно масштабные региональные конфликты, исход которых крайне не определен. Различные группировки ведут борьбу за власть и стремятся создать свои собственные государства, что в итоге крайне негативно влияет на стабильность ситуации в мире. Главным игроком на мировой арене является Вашингтон. Лидеры Америки, преследуя свои меркантильные интересы, выступают на стороне тех сил, которые могут обеспечить главенство США в том или ином регионе, отдать в их распоряжение свои природные ресурсы и следовать диктату Белого дома. Хотя следует отметить, что далеко не все начинания заокеанских политиков дают желаемые результаты.
Сегодня Америка предпринимает попытки полностью подчинить себе Украину и полностью разорвать ее связи с Россией. В том процессе весьма активно участвуют все американские спецслужбы. Главную роль во всей этой катавасии играет ЦРУ, которое в последние годы весьма активизировало свою деятельность. Оно широко использует различные террористические и неправительственные организации, число которых в разных странах исчисляется сотнями тысяч. Конечно, не все из них подвержены непосредственному влиянию ЦРУ. У этого ведомства просто не хватило бы кадров для присутствия в каждой из них. Однако наиболее агрессивные НПО находятся под его физическим и финансовым контролем.
«Я полагаю, что на современном этапе главной задачей США и НАТО является дестабилизация обстановки в России, – сказал собеседник «НВО». – Ибо Россия набирает все больший вес в международных делах и активно противостоит Америке, нацеленной на сохранение однополярного мироустройства. Поэтому США, которым удалось развалить СССР, намерены идти еще дальше и разместить вблизи российских границ свои воинские контингенты».
Многие аналитики считают, что США хотят создать несколько очагов нестабильности на границах с Россией, включая Прибалтику, Азербайджан, Грузию и Кавказ в целом, на Украине. У Белого дома есть еще некий глобальный план по общей дестабилизации обстановки в мире и созданию «конфликтных треугольников». В этом плане наступление на Россию и также на Китай, которые являются главными конкурентами США в борьбе за влияние в мире, идет по линии Ливия–Сирия–Иран–Кавказ–Россия–Китай. Но уже в Сирии этот план сначала выполнялся не в строгом соответствии с замыслами Белого дома, а теперь может и прекратить свое существование.
В свое время для борьбы с СССР было создано огромное количество различных спецслужб, институтов, мозговых трестов, «благотворительных» фондов и общественных организаций, диссидентских сетей и прочих структур. После распада СССР они оказались не у дел, но бюджеты осваивать им и дальше хотелось. Часть из них занималась продвижением экономического неолиберализма, открывая новые рынки для ТНК и уничтожая конкурентных производителей. А часть просто откровенно занималась освоением бюджетов и получением грантов. И как во всех больших системах, есть значительная инерция действий. Поэтому во всех постсоветских странах США стремились ставить своих президентов, внедрять агентов влияния и продолжали антисоветскую пропаганду.
«Думаю, что все эти проблемы как раз и обсуждались на последнем XIII Совещании руководителей спецслужб и разведок стран СНГ, точная повестка которого предельно закрыта. Задача организации взаимодействия спецслужб дружественных стран и совместного противодействия зарубежным разведкам носит очень сложный характер. Она включает не только простой обмен добытыми данными, но и подразумевает создание сложных технических систем. Но мне кажется, что странам СНГ до больших успехов в этом деле еще очень и очень далеко», – заключил эксперт.