4 июля 2014 года Антон Мардасов Свободная пресса
Русский Рубикон для Обамы
Какие рычаги давления на Вашингтон есть у Москвы?
Украинская армия могла применить под Луганском бомбы американского производства. Об этом 3 июля 2014 года СМИ сообщил начальник пресс-службы ЛНР Владимир Иногородский.
- Неоднократно было замечено, что пилоны на украинских штурмовиках Су-25 переделаны под натовские боеприпасы, — сказал он, отметив, что здания, в которые попадали бомбы, очень долго не могли потушить, не понимая, в чем дело. Когда на место выехали специалисты, выяснилось, что применялись бомбы американского производства.
В этот же день рано утром российские пограничники в очередной раз были обстреляны с территории Украины. На пункте пропуска Новошахтинск в Ростовской области была повреждена таможенная инфраструктура, но, к счастью, обошлось без пострадавших. К слову, 28 июня снаряд со стороны Украины также попал в многосторонний автомобильный пункт пропуска «Гуково» в Ростовской области.
После отхода Крыма в состав РФ западные лидеры постоянно грозили России экономическим санкциями, однако замечали, что это произойдет только в случае появления российских военных на территории Украины. Затем в стремлении обвинить Россию во всех украинских бедах планка была поднята выше - президентские выборы 25 мая. После того, как Порошенко пришел к власти, Штатам и их европейским сателлитам стало все сложнее выдумывать и обозначать для России и лично президента Владимира Путина новые красные линии, однако с завидным упорством они продолжают это делать. Возникает вопрос: а может Россия очертить красную линию для Америки и лично для господина Обамы? Если да, то что вынудит на это пойти? Миллионный поток беженцев с Донбасса? Или счет убитых мирных жителей, который пойдет на десятки тысяч?
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин считает, что Штаты сами загоняют себя в угол, однако России надо действовать решительно, и в первую очередь помочь ополченцам на Юго-Востоке Украины, потому что красная линия уже пройдена.
- Сейчас складывается этакий цугцванг, когда каждый шаг наших противников (не надо называть их партнерами) делает позиции последних более слабыми. Россия, например, очень спокойно отнеслась ко всем этим, простите, идиотским санкциям, не закатила истерику, мол, а мы вам тоже что-нибудь сделаем. Это спокойствие повергло Запад в политический шок. Он уже и не знает, что делать. К тому же, неверно, когда говорят, что РФ якобы проигрывает информационную войну. Ни одна наша контрпропаганда не сделала больше, чем сделали сами украинцы и американцы. США вообще показали себя во всей красе. Губернатор Ростовской области говорит, что границы его региона пересекли 186 тысяч человек. Это гуманитарная катастрофа, но Госдеп настаивает на том, что эти люди едут «отдохнуть к бабушкам». Ни один самый изощренный пропагандист до такого не додумается. Сейчас страны «старой Европы», что называется, начинают «кожей чувствовать», что их здорово подставляют. Они наступают на те же грабли, что были в Югославии, когда за время войны вырос курс американских компаний, а доллар обошел евро. Сегодня Европа выбирается из кризиса, поэтому Штаты затеяли Майдан, революцию, внеочередные выборы президента. Цель - создать очаг напряженности на границах с Евросоюзом. Ситуация разворачивается самым неблагоприятным образом и для России, и для Украины, и для ДНР с ЛНР, и для Европы. Проиграют все, если мы не предпримем серьезных усилий для изменения ситуации. Все дело в том, что красная линия уже пройдена, и пора бы уже закончить с уговорами. На стороне Киева воюют наемники, там полно американских военных советников и црушников. Поведение Совбеза ООН показывает, что эта структура, как и другие международные организации, уверенно идут по пути Лиги Наций, которая допустила Вторую мировую войну. Нужна серьезная перегрузка этих организаций, иначе мир взорвется. Штаты цепляются за свое превосходство и не хотят признавать многополярность мира, заставляя быть слепыми всех остальных. Аналитик «Лаборатории Крыштановской», политолог Михаил Коростиков говорит, что объективно Россия не может сегодня диктовать США какие-либо условия, но она все-таки могла бы воздействовать по двум направлениям.
- Стоит сказать, что экономическая и финансовая зависимость России от Соединенных Штатов куда больше, чем зависимость США от РФ. Однако Россия, наверное, могла бы, во-первых, полностью прекратить сотрудничество в космической сфере. Это вызвало бы большие проблемы для США в плане доставки грузов и космонавтов на орбиту, в запуске спутников, в исследованиях космоса. Во-вторых, мы могли бы, правда, неофициально, кулуарно, сказать, что поставим установки С-300 Ирану и другим странам, чтобы осложнить их и без того непростые взаимоотношения со Штатами.
«СП»: - А что касается давления по газу на сателлитов США?
- Это не будет иметь эффекта. Кроме того, мы будем настраивать международное сообщество против себя. Да и страны-сателлиты официально такими не являются, у РФ взаимовыгодные соглашения с большинством из них. К тому же американцы с удовольствием будут использовать давление России в этом вопросе, как доказательство того, что РФ – «огромная держава-агрессор», которую надо всеми способами сдерживать и ограничивать. Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин также признает, что в ресурсах давления на господина Обаму и США Россия сильно ограничена.
- Красная линия, после которой должна начаться совершенно другая политика России, наверняка есть, но ее достижение в обозримой перспективе просто невозможно. Тут не хватит того, что Украина от безрассудства обстреливает приграничные с Россией территории. Информационный шум должен быть совершенно иной, должно произойти что-то из ряда вон выходящее, чтобы Россия принципиально изменила свою манеру поведения в отношении украинского кризиса. Что касается США, то Россия в ресурсах действительно сильно ограничена. Во-первых, из-за несопоставимых масштабов американской и российской экономик. Во-вторых, американские инструменты влияния, такие как доллар, американская банковая система, частью которой (через платежные системы) выступают и все российские банки и т.д., - все это, конечно, сильно ограничивает простор для маневра. США иногда в одностороннем порядке вводят санкции против кого-либо, и это не редкость. Северная Корея, Иран, Белоруссия тому примеры. По сути, этим странам (как и России) нечем ответить на ограничения с американской стороны, просто потому что многие структуры экономические так или иначе завязаны на США. Возникает ситуация, как это было с «СМП Банк» и банком «Россия», когда вводятся санкции, отключаются международные платежные системы, учреждения несут убытки. А другие участники рынка, в том числе политики, начинают лоббистское давление с тем, чтобы не усугубить влияние санкций, настаивая, что надо как-то поумерить пыл на украинском направлении. В российских элитах попасть под санкции никто не хочет, да и с домами в Майями расставаться крайне тяжело. Вот эта проблема довольно сильно ограничивает возможность жестких ответов со стороны России.
Однако политолог Семен Багдасаров придерживается иного мнения. Он считает, что у России есть масса возможностей давления на Соединенные Штаты, надо ими только грамотно пользоваться.
- В те времена, когда Китай не был таким сильным государством, он фиксировал все нарушения своего воздушного и водного пространства со стороны США, и на каждое такое нарушение правительство Китая по дипломатическим каналам посылало так называемое «предупреждение», однако никаких действий не предпринимало. Применительно к этой ситуации в обиход вошло выражение «последнее китайское предупреждение». Вот так же и у нас сейчас, когда мы делаем уже «101 российское предупреждение». Нашу территорию в который уже раз обстреливает украинское войско, и грозным тоном официального представителя МИД РФ мы предупреждаем… Количество беженцев с Донбасса уже приобретает невероятный характер, количество раненных и убитых жителей увеличивается с каждым днем, обстрелы авиации и артиллерии воспринимаются уже как должное… Господин Порошенко, используя давление на РФ США, Франции, Германии и ЕС в целом, делает все, чтобы зажать в кольцо Донбасс, перекрыв границы. А этого ни в коем случае нельзя допустить. То есть красная черта уже давно пересечена, и нам пора действовать, ведь ситуация более чем благоприятная. Сейчас американцы «по уши» завязнут в иракском кризисе, где ужас, что творится. А ведь они в Ирак вложили сотни миллиардов долларов, это не идет ни в какое сравнение с инвестициями в «демократию» Украины. Тем более, на Украине нет такого запаса углеводородов, какой есть в Ираке. И нам надо действовать решительно и активно. Возникает вопрос: как? Отвечаю. США в этом году выводят основную часть своих войск из Афганистана. Вывод войск может быть осуществлен через несколько направлений: южное – из Пакистана через Хайберский перевал и на Карачи, но там во всю орудуют боевики «Талибана», которые могут нанести серьезный урон войскам; западное - через Среднюю Азию и на Турцию, но это очень сложный маршрут; северное - через Узбекистан, Казахстан и Россию в Прибалтику. Вот этот путь наиболее приемлемый для американцев. У нас есть несколько соглашений на эту тему с США, скажем, о железнодорожном сообщении, которое было заключено вне ратификации и предусматривает поставки нелетальной помощи в закрытых контейнерах (а что там внутри, никто не знает), и об авиасообщении. Благодаря последнему в свое время Штаты полностью провели ротацию своих войск, причем аэронавигационное обслуживание американского транзита целиком и полностью легло на российский бюджет. К тому же, наша транспортная авиация в интересах американцев используется для переброски необходимого снаряжения и даже для транспортировки грузов внутри Афганистана. И если мы разорвем все эти соглашения, а также запретим нашим авиакомпаниям летать на благо Штатов, то американцам будет, ой, как тяжело. Сейчас у нас говорят, мол, как же можно запретить авиакомпаниям в этом участвовать, ведь РФ в таком случае потеряет приличные деньги… Но я больше чем уверен: значительная часть денег не доходит до казны, оседая во офшорах. Наши самолеты таким образом летают давно, и за это время было создано много разных сложных схем. Другой способ: надо четко заявить, что любые внешние вмешательства в страны, минуя Совет безопасности ООН, не допустимы. Это касается и США, и Ирана (Иран сейчас послал свои подразделения в Ирак – а ведь это тоже вторжение в другое государство). Вот эти рычаги надо использовать, мы же ушли в оборону, твердя: «Мир, мир», и все время кого-то о чем-то предупреждая. А ведь надо включить афганский и иранский фронты, пусть наш МИД не вылезает не только из Саудовской Аравии, но и из других стран Персидского залива, убеждая их: «Ребята, давайте что-нибудь делать в контексте чересчур большого сближения между США и Ираном». То есть фронтов для работы много, надо этим пользоваться, а не делать «101 предупреждение»…