23.08.2014 · Стратегическая безопасность
23 августа 2014 года 08:58 | Алексей Полубота
Запад прикладывает все усилия, чтобы ущемить Россию на всех направлениях. 22 августа Евросоюз потребовал от Сербии не увеличивать экспорт продуктов Россию. США пытаются склонить Китай, Сингапур и Южную Корею присоединиться к санкциям против нашей страны. NASA объявило, что нашло замену российским кораблям «Союз». Агентство в ближайшие две недели может подписать новый контракт с одной из американских фирм на строительство челноков, чтобы доставлять астронавтов на борт Международной космической станции. Таким образом, и в космической сфере сотрудничество с Россией будет сведено к минимуму.
Некоторые эксперты уже открыто говорят о начале новой Холодной войны между Россией и Западом. Однако в этот раз у нас нет той экономической самодостаточности, которой обладал СССР. Мало союзников.
Так каковы перспективы России в новом глобальном противостоянии?
- Ни Китай, ни Индию США не смогут перетянуть на свою сторону и склонить их присоединиться к санкциям против России, - считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. – Сохранится также значительный пул государств в Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, который продолжит с нами сотрудничать. А с Западом отношения России и дальше будут ухудшаться. Я ещё удивляюсь, как Путину удавалось так долго «изображать дружбу» и не доводить до явной конфронтации.
Уже давно было очевидно, что Запад окружает Россию со всех сторон, пытаясь максимально ограничить наше влияние. Сейчас просто ситуация дошла до кризисной точки, когда дальше закрывать на это глаза стало невозможно.
На этом фоне попытки российской власти нормализовать отношения с Западом, идя на уступки, приводят лишь к тому, что наше собственное положение ухудшается. Поэтому нам надо открыто встать на позицию конфронтации. Не мы её начали. Но раз уж ситуация такова, то надо действовать по принципу: на войне как на войне. Введя санкции, Запад де-факто объявил России новую Холодную войну.
Стратегическая линия на то, что Россия может быть великой и сильной страной, имея при этом дружественные отношения с Западом, окончательно провалилась.
«СП»: - Часть экспертов высказывали предположения, что возможен раскол Запада. Что Европе гораздо выгоднее дружить с Россией, находящейся под боком, чем с США…
- Это тоже утопический взгляд на вещи. В своё время и советские стратеги совершили подобную ошибку. Они пытались играть на «межимпериалистических противоречиях». Однако это не сработало. И сейчас Запад един хотя бы потому, что вокруг него усиливаются другие цивилизации. Ему надо защищаться. Посмотрите, какую беспрецедентную блоковую дисциплину демонстрирует в этих условиях Запад. Европа в ущерб своим интересам присоединилась к санкциям против России. Даже нейтральная Швейцария в этом участвует.
Надежды расколоть этот веками складывавшийся союз западных государств, как минимум, наивны. А ведь в этот раскол вкладывались значительные ресурсы. Мы предоставляли западным производителям продовольствия свой рынок, в том числе, и с целью привязать Европу к себе. Толку из этого вышло очень мало. И в других сферах, в частности, финансовой, мы также шли по этому пути.
«СП»: - То есть, если в итоге США потребуют у Европы отказаться от российского газа и перейти на сланцевый, так и будет?
- Европейцы, конечно, не могут не считаться со своими экономическими потерями. Вот мы ввели реальные ответные санкции, и они сразу задумались. Но если ситуация дойдёт до жёсткой полувоенной конфронтации, они под давлением США откажутся и от российского газа.
«СП»: - Вы считаете, что вторая Холодная война уже началась. Каковы шансы у России выиграть её или хотя бы не проиграть в условиях, когда у нас практически нет явных союзников, в отличие от времён СССР?
- Первую Холодную войну СССР проиграл из-за трусости своей политической элиты. Причём процесс капитуляции этой элиты начался ещё во времена Хрущёва. Именно тогда мы не решились довести дело до окончательной победы в Корейской войне, оставив под контролем США южную часть Корейского полуострова. Это резко обострило отношения с Китаем, который много людей и ресурсов потерял в этой войне ради создания единой социалистической Кореи. Советские политики пошли на попятную, оправдываясь, что война с США может уничтожить весь мир. Однако тогда атомных бомб в мире было всего несколько десятков, и ни о каком конце света речь идти не могла.
Наша элита постепенно сдавала позиции, и, в конце концов, во времена Перестройки захотела жить «как на Западе». Горбачёв что-то там заявлял об общеевропейском доме от Атлантики до Дальнего Востока. Но Западу это было не нужно. Ему, как тогда, так и сейчас, нужно только одно – обеспечивать свои интересы. Причём во многом за счёт других. Россия им только мешает хозяйничать в мире, путается под ногами.
Между тем, положение Запада ухудшается. Доля его экономики в мировом ВВП постоянно сокращается. Поднялись новые экономические центры силы. Время играет против Запада. И он не может всему миру диктовать условия. Китайцы, к примеру, прекрасно понимают, что если Запад дожмёт Россию, то вскоре начнётся давление уже на их страну. В «Поднебесной» хорошо знают, что ждать милостей от США – дело неблагодарное.
«СП»: - То есть, если наша элита в очередной раз не пойдёт на предательство, у нас есть шансы не проиграть вторую Холодную войну?
- Эта война может продолжаться очень долго. Но мы можем получить даже какие-то плюсы. Я, например, ничего плохого не видел в первой Холодной войне. СССР был мировым центром силы, на который ориентировались десятки государств. Советских людей уважали. Никто не смел хватать их в третьих странах и тащить в США, чтобы там судить. Нашу собственность на Западе также предпочитали не трогать. Это был нормальный, даже хороший период нашей истории.
- Суверенная Россия в принципе не вписывается в американские планы, - говорит директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. - Наша относительно независимая политика является для США постоянным раздражающим фактором, так как, по их мнению, кроме Америки, суверенных стран в мире, быть не должно.
Одновременно многие государства всё больше тяготятся тем однополярным миром, который пытаются сохранить США. По сути, Запад идёт ва-банк, пытаясь уничтожить остатки российского суверенитета.
Несмотря на то, что формально Россия не имеет союзников, втайне многие государства не прочь избавиться от американской гегемонии. Поэтому международное положение может резко измениться, если Россия открыто объявит, что создаёт альтернативный цивилизационный полюс силы. Тогда к нам могут присоединиться многие государства. Если же мы продолжим лавировать, американцы, пользуясь неопределённостью нашего положения, будут постепенно продолжать перекрывать нам кислород по всем направлениям. В итоге мы можем получить собственный Майдан и расшатывание российской государственности. В общем-то, этим нам уже сейчас грозят некоторые политики за океаном.
- Если США проявят настойчивость, им удастся создать против России объединённый фронт, - считает профессор МГИМО, лидер незарегистрированной партии «Новая сила» Валерий Соловей. – В него, помимо самих США, войдёт Европейский Союз, Япония и Южная Корея. Этот фронт будет продолжать ужесточать санкции против россиян и государственных институтов, которые являются столпами политического режима России.
Самое опасное для России – вытеснение страны с мирового финансово-кредитного рынка. То есть нас могут сделать изгоями не в политическом смысле, а именно в финансовом. У России резко уменьшится возможность брать кредиты. А если кто-то нам их и предоставит, то на самых невыгодных, кабальных условиях. Самые дешёвые кредиты мы могли брать в американских банках – надо смотреть правде в глаза.
Третье направление давления – запрет на импорт в Россию военных технологий и технологий двойного назначения. Они важны для модернизации российской армии. Именно на них она во многом основывалась до сих пор. Эти технологии мы закупаем на Западе на очень большие суммы. Сами мы их производить не в состоянии. Их и на Западе производят всего несколько корпораций. Чтобы нам создать что-то подобное, потребуются годы и очень серьёзные финансовые вложения.
«СП»: - Какие последствия будут иметь санкции Запада для простых россиян?
- Предсказать это сложно, поскольку санкции нередко имеют не тот эффект, которого от них ждут. Боюсь, что в России продолжится закручивание гаек против оппозиции. Под предлогом сплочения против враждебного Запада будет подавляться инакомыслие.
Также стоит ждать перераспределения собственности. На мой взгляд, возникшая идея о национализации пищевой промышленности – характерный звоночек.
Пока санкции простыми россиянами не очень ощущаются. Их последствия проявятся для нас через полгода-год. Не исключено, что в экономике начнут вводиться элементы чрезвычайного положения.
Читайте далее: http://svpressa.ru/politic/article/96087/
Холодная война 2.0
Удастся ли Западу изолировать Россию?
Удастся ли Западу изолировать Россию?
Запад прикладывает все усилия, чтобы ущемить Россию на всех направлениях. 22 августа Евросоюз потребовал от Сербии не увеличивать экспорт продуктов Россию. США пытаются склонить Китай, Сингапур и Южную Корею присоединиться к санкциям против нашей страны. NASA объявило, что нашло замену российским кораблям «Союз». Агентство в ближайшие две недели может подписать новый контракт с одной из американских фирм на строительство челноков, чтобы доставлять астронавтов на борт Международной космической станции. Таким образом, и в космической сфере сотрудничество с Россией будет сведено к минимуму.
Некоторые эксперты уже открыто говорят о начале новой Холодной войны между Россией и Западом. Однако в этот раз у нас нет той экономической самодостаточности, которой обладал СССР. Мало союзников.
Так каковы перспективы России в новом глобальном противостоянии?
- Ни Китай, ни Индию США не смогут перетянуть на свою сторону и склонить их присоединиться к санкциям против России, - считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. – Сохранится также значительный пул государств в Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, который продолжит с нами сотрудничать. А с Западом отношения России и дальше будут ухудшаться. Я ещё удивляюсь, как Путину удавалось так долго «изображать дружбу» и не доводить до явной конфронтации.
Уже давно было очевидно, что Запад окружает Россию со всех сторон, пытаясь максимально ограничить наше влияние. Сейчас просто ситуация дошла до кризисной точки, когда дальше закрывать на это глаза стало невозможно.
На этом фоне попытки российской власти нормализовать отношения с Западом, идя на уступки, приводят лишь к тому, что наше собственное положение ухудшается. Поэтому нам надо открыто встать на позицию конфронтации. Не мы её начали. Но раз уж ситуация такова, то надо действовать по принципу: на войне как на войне. Введя санкции, Запад де-факто объявил России новую Холодную войну.
Стратегическая линия на то, что Россия может быть великой и сильной страной, имея при этом дружественные отношения с Западом, окончательно провалилась.
«СП»: - Часть экспертов высказывали предположения, что возможен раскол Запада. Что Европе гораздо выгоднее дружить с Россией, находящейся под боком, чем с США…
- Это тоже утопический взгляд на вещи. В своё время и советские стратеги совершили подобную ошибку. Они пытались играть на «межимпериалистических противоречиях». Однако это не сработало. И сейчас Запад един хотя бы потому, что вокруг него усиливаются другие цивилизации. Ему надо защищаться. Посмотрите, какую беспрецедентную блоковую дисциплину демонстрирует в этих условиях Запад. Европа в ущерб своим интересам присоединилась к санкциям против России. Даже нейтральная Швейцария в этом участвует.
Надежды расколоть этот веками складывавшийся союз западных государств, как минимум, наивны. А ведь в этот раскол вкладывались значительные ресурсы. Мы предоставляли западным производителям продовольствия свой рынок, в том числе, и с целью привязать Европу к себе. Толку из этого вышло очень мало. И в других сферах, в частности, финансовой, мы также шли по этому пути.
«СП»: - То есть, если в итоге США потребуют у Европы отказаться от российского газа и перейти на сланцевый, так и будет?
- Европейцы, конечно, не могут не считаться со своими экономическими потерями. Вот мы ввели реальные ответные санкции, и они сразу задумались. Но если ситуация дойдёт до жёсткой полувоенной конфронтации, они под давлением США откажутся и от российского газа.
«СП»: - Вы считаете, что вторая Холодная война уже началась. Каковы шансы у России выиграть её или хотя бы не проиграть в условиях, когда у нас практически нет явных союзников, в отличие от времён СССР?
- Первую Холодную войну СССР проиграл из-за трусости своей политической элиты. Причём процесс капитуляции этой элиты начался ещё во времена Хрущёва. Именно тогда мы не решились довести дело до окончательной победы в Корейской войне, оставив под контролем США южную часть Корейского полуострова. Это резко обострило отношения с Китаем, который много людей и ресурсов потерял в этой войне ради создания единой социалистической Кореи. Советские политики пошли на попятную, оправдываясь, что война с США может уничтожить весь мир. Однако тогда атомных бомб в мире было всего несколько десятков, и ни о каком конце света речь идти не могла.
Наша элита постепенно сдавала позиции, и, в конце концов, во времена Перестройки захотела жить «как на Западе». Горбачёв что-то там заявлял об общеевропейском доме от Атлантики до Дальнего Востока. Но Западу это было не нужно. Ему, как тогда, так и сейчас, нужно только одно – обеспечивать свои интересы. Причём во многом за счёт других. Россия им только мешает хозяйничать в мире, путается под ногами.
Между тем, положение Запада ухудшается. Доля его экономики в мировом ВВП постоянно сокращается. Поднялись новые экономические центры силы. Время играет против Запада. И он не может всему миру диктовать условия. Китайцы, к примеру, прекрасно понимают, что если Запад дожмёт Россию, то вскоре начнётся давление уже на их страну. В «Поднебесной» хорошо знают, что ждать милостей от США – дело неблагодарное.
«СП»: - То есть, если наша элита в очередной раз не пойдёт на предательство, у нас есть шансы не проиграть вторую Холодную войну?
- Эта война может продолжаться очень долго. Но мы можем получить даже какие-то плюсы. Я, например, ничего плохого не видел в первой Холодной войне. СССР был мировым центром силы, на который ориентировались десятки государств. Советских людей уважали. Никто не смел хватать их в третьих странах и тащить в США, чтобы там судить. Нашу собственность на Западе также предпочитали не трогать. Это был нормальный, даже хороший период нашей истории.
- Суверенная Россия в принципе не вписывается в американские планы, - говорит директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. - Наша относительно независимая политика является для США постоянным раздражающим фактором, так как, по их мнению, кроме Америки, суверенных стран в мире, быть не должно.
Одновременно многие государства всё больше тяготятся тем однополярным миром, который пытаются сохранить США. По сути, Запад идёт ва-банк, пытаясь уничтожить остатки российского суверенитета.
Несмотря на то, что формально Россия не имеет союзников, втайне многие государства не прочь избавиться от американской гегемонии. Поэтому международное положение может резко измениться, если Россия открыто объявит, что создаёт альтернативный цивилизационный полюс силы. Тогда к нам могут присоединиться многие государства. Если же мы продолжим лавировать, американцы, пользуясь неопределённостью нашего положения, будут постепенно продолжать перекрывать нам кислород по всем направлениям. В итоге мы можем получить собственный Майдан и расшатывание российской государственности. В общем-то, этим нам уже сейчас грозят некоторые политики за океаном.
- Если США проявят настойчивость, им удастся создать против России объединённый фронт, - считает профессор МГИМО, лидер незарегистрированной партии «Новая сила» Валерий Соловей. – В него, помимо самих США, войдёт Европейский Союз, Япония и Южная Корея. Этот фронт будет продолжать ужесточать санкции против россиян и государственных институтов, которые являются столпами политического режима России.
Самое опасное для России – вытеснение страны с мирового финансово-кредитного рынка. То есть нас могут сделать изгоями не в политическом смысле, а именно в финансовом. У России резко уменьшится возможность брать кредиты. А если кто-то нам их и предоставит, то на самых невыгодных, кабальных условиях. Самые дешёвые кредиты мы могли брать в американских банках – надо смотреть правде в глаза.
Третье направление давления – запрет на импорт в Россию военных технологий и технологий двойного назначения. Они важны для модернизации российской армии. Именно на них она во многом основывалась до сих пор. Эти технологии мы закупаем на Западе на очень большие суммы. Сами мы их производить не в состоянии. Их и на Западе производят всего несколько корпораций. Чтобы нам создать что-то подобное, потребуются годы и очень серьёзные финансовые вложения.
«СП»: - Какие последствия будут иметь санкции Запада для простых россиян?
- Предсказать это сложно, поскольку санкции нередко имеют не тот эффект, которого от них ждут. Боюсь, что в России продолжится закручивание гаек против оппозиции. Под предлогом сплочения против враждебного Запада будет подавляться инакомыслие.
Также стоит ждать перераспределения собственности. На мой взгляд, возникшая идея о национализации пищевой промышленности – характерный звоночек.
Пока санкции простыми россиянами не очень ощущаются. Их последствия проявятся для нас через полгода-год. Не исключено, что в экономике начнут вводиться элементы чрезвычайного положения.
Читайте далее: http://svpressa.ru/politic/article/96087/