21.01.2013 · Стратегическая безопасность · Накануне
Накануне в Москве состоялся очередной Гайдаровский Форум, который уже
давно стал генеральной репетицией российских чиновников, экспертов,
экономистов, а также глав крупных отечественных и иностранных корпораций
перед Давосским экономическим форумом.
Основное внимание привлекло выступление председателя правительства Дмитрия Медведева, который сначала выразил глубокую признательность лично Егору Гайдару и его реформам, поблагодарив идеолога "рыночных преобразований" и "катастройки" за "возможность строить свою жизнь так, как считаем нужным, как считаем правильным, как считаем для себя интересным – заниматься бизнесом, ездить за границу, в командировки, отдыхать, быть частными собственниками, наконец".
А затем сделал сразу несколько весьма спорных заявлений, некоторые из них нельзя расценить иначе, как клятву в верности Западу.
Прежде всего, Медведев назвал в качестве основной цели деятельности правительства на ближайшие годы переход к траектории устойчивого экономического роста и увеличение российской экономики как минимум на 5% в год. Судя по всему, это попытка изобразить исполнение президентских указов – именно к таким темпам роста экономики призывал президент Путин во время своего послания Федеральному собранию в первой половине декабря 2012 г.
Премьер Медведев вслед за Путиным открыто признал, что для исполнения предвыборных президентских обещаний и поддержания элементарной социально-политической стабильности нынешние 3,6% роста ВВП по итогам 2012 г. являются совершенно недостаточными. Хуже всего то, что обозначенные президентом и премьер-министром темпы роста отечественной экономики в размере 5% в России не наблюдаются уже больше четырех лет: в 2009 г. ВВП России обвалился более чем на 7,8% (худший показатель в группе G-20, БРИКС и странах-нефтеэкспортёрах), в 2010 г. прирост едва превысил 4,9%, в 2011 г. сжался до 4,3%, а по итогам 2012 г. даже по самым оптимистичным прогнозам МЭР с трудом дотянет до 3,6%.
Ещё больше опасений вызывает тот факт, что российская экономика перестаёт реагировать на рост цен на нефть – за период 2010-2011 гг. цены на североморскую смесь Brent подскочили на 40%, а в 2012 г. в среднем по году находились на своих максимальных значениях (111-112 долларов). Однако это нисколько не помешало темпам роста экономики обвалиться с 4,9% в первые месяцы 2012 г. до 1,9% по итогам ноября.
В этой связи не совсем понятен пассаж про необходимость "добиться стабильного роста благосостояния российских граждан" - растут доходы исключительно 15-20% россиян, чьи доходы превышают отметке в 35 тыс. рублей и которые сумели встроиться в "экономику трубы" (выделение Редактора).
Не меньше вопросов вызывает заявление председателя правительства относительно того, что "вступление в ОЭСР остаётся нашей стратегической целью в области интеграции после вступления в ВТО". Нужно понимать, что в экспертном сообществе имеются строго противоположные точки зрения на вопрос ВТО. До сих пор непонятно, зачем в угоду отечественным металлургам, производителям удобрений и прочим сырьевым компаниям, а также транснациональному капиталу нужно было собственноручно отказываться от возможности оказания адресной и целевой поддержки отдельно взятым секторам экономики и наукоёмким производствам.
Российские чиновники умудрились вступить в ВТО на условиях, которые в 2-2,5 раза мягче тех, на которых вступил в ВТО Китай, проведший модернизацию за 15 лет до либерализации внешней торговли и извлекший из этого колоссальные выгоды.
Присоединение к ВТО поставило жирный крест на самой идее модернизации экономики и лишило правительство возможности оказать поддержку отечественной промышленности накануне новой фазы глобально рецессии. ВТО запрещает повышать общий уровень защищённости экономики и оказывать адресную поддержку отдельным секторам экономики, без чего невозможно обеспечить структурную перестройку экономики, модернизацию производства и развитие научно-технического потенциала.
Негативные последствия от либерализации внешнеэкономических отношений не заставили себя долго ждать: АвтоВАЗ уже заявил, что прекращает закупать листовой прокат у российских металлургов и будет импортировать сталь из Китая и Индии, где благодаря дешёвой рабочей силе, доступным кредитам отпускные цены даже с учётом транспортировки в Россию оказываются существенно ниже российских. Крупнейшие отечественные производители сельхозтехники отчитались о беспрецедентном спаде заказов на фоне наплыва импорта и сворачивания инвестиционных программ и капитальных вложений в основные фонды со стороны российских аграриев.
В то время как один из крупнейших производителей лифтового оборудования фирма OTIS уже заявила о закрытии своей производственной площадки на территории России и выводе производства в Китай.
Даже российские металлурги, которые громче всех просили правительство интенсифицировать вступление в ВТО, заявляют, что они стали неконкурентоспособны на внутреннем и внешнем рынках в силу безудержного роста тарифов естественных монополий, которые сделали нерентабельным производство стали и стальной продукции. Летом ушедшего 2012 г. "национальное достояние" Газпром в очередной раз занялся шантажом и заявил, что искусственно заниженные цены на газ для населения и промышленности на внутреннем рынке противоречат нормам ВТО и потребовал предоставить ему компенсации. Судя по всему, сырьевые компании, естественные монополии и металлурги втянули Россию в ВТО, чтобы затем начать выкачивать ресурсы из государственного бюджета под разговоры о нарушении принципа равных условий конкуренции.
Не меньше опасений вызывают призывы Медведева к форсированной приватизации государственного имущества, которая, по его мнению, "имеет принципиальное значение для развития конкурентной среды". По оценкам премьер-министра, "самое главное, что у нас есть, чёткое понимание, что приватизация повысит конкурентоспособность российского бизнеса. В равной степени успех зависит от конкурентоспособности наших людей".
Это очень напоминает эпоху кредитно-залоговых аукционов и ваучерной приватизации, которые также начинались под рассуждения о "неэффективности государства как собственника" и поиски "эффективных менеджеров". Передача активов из рук государства в руки частного капитала (тем более транснационального, так как малый и средний бизнес едва сводит концы с концами и просто не имеет доступа к кредитным ресурсам по приемлемым ставкам) в принципе не решает проблему повышения эффективности их использования и снижения коррупции.
Не нужно путать причину со следствием – опыт Китая, Южной Кореи, Сингапура, Индии, Малайзии и тех же самых США, которые сохраняют жёсткий государственный контроль за целым рядом стратегически значимых секторов экономики, показывает, что государство при желании может быть эффективным собственником, способно грамотно руководить компаниями и в силах проводить вменяемую макроэкономическую политику.
И особенный интерес представляет последний пассаж Дмитрия Медведева – его заключительное слово, в котором, по сути дела, содержалась квинтэссенция всего выступления председателя правительства. Начав со слов благодарности в адрес одного из "прорабов перестройки" Егора Гайдара, премьер и закончил своё выступление реверансом в адрес Гайдара.
Процитировав высказывание Мао Цзэдуна о том, что, почувствовав ветер перемен, надо строить ветряную мельницу, Медведев отказался от неё в пользу более простой и понятной формулировки Егора Гайдара: "Государственная экономическая политика не может быть стандартной. Она требует инновационных решений". Безусловно, каждая страна является уникальной и слепое следование чужим примерам и копирование чужого опыта без учёта национальной специфики может обернуться катастрофическими последствиями.
Однако пугает то, что, российские чиновники, судя по всему, решили в очередной раз уповать на ультралиберальные догмы и ждать помощи с Запада. В отличие от большинства крупных экономически развитых стран и динамично развивающихся "азиатских тигров", которые усиливают государственную поддержку национальной экономики, наращивают инвестиции в человеческий капитал, финансируют развитие научно-технического потенциала, российские чиновники рассуждают о привлечении иностранного капитала, инновациях и необходимости ухода государства из экономики.
И это притом, что подавляющее большинство секторов экономики в России недофинансируется на протяжении многих лет – расходы консолидированного бюджета (т.е. федерального бюджета, а также региональных и муниципальных бюджетов) на национальную экономику в России приблизительно в 2,5-5 раза ниже, чем в крупнейших экономически развитых странах (6-6,5% ВВП против 15-20% ВВП в США, ЕС, Японии и т.д.) А наука, образование и здравоохранение, без которых немыслима никакая модернизация (если таковой не считать создание внутреннего оффшора на картофельном поле в Сколково и прокручивание на депозитных счетах бюджетных средств через проекты Роснано) финансируются по остаточному принципу - 4-5% ВВП против 9-12% ВВП у стратегических конкурентов.
В этой связи весьма невнятным оказался один из последних пассажей Медведева, который заявил, что "у России есть возможности стать одним из ключевых, связующих звеньев глобальных интеграционных процессов, реализовать свои геополитические преимущества всем известные и, конечно, извлечь значительные дивиденды для собственного развития". Сам по себе тезис совершенно правильный и верный. Однако, насколько можно судить, российскими чиновниками, которые предлагают России сложить руки и ждать помощи от Запада, практически ничего не делается в этом направлении.
Сами по себе заявления Медведева, который продолжает осознанно и целенаправленно клясться в любви Западу, иностранному капиталу и транснациональным корпорациям, ставят крест на всех его политических амбициях. Складывается такое ощущение, что либо он сам не понимает, что своим преклонением перед Гайдаром, "младореформаторами" и провозглашением ультралиберальной политики ставит на себе крест как на политике. Либо он просто-напросто играет отведенную ему в тандеме роль рупора либерального клана и "рыночных фундаменталистов", который призван дать сигнал финансово-политическим элитам США и Старого Света, а также глобальному бизнесу, что в России, несмотря на всю патриотичную риторику президента и периодические перебранки с США, по-прежнему будет проводиться ультралиберальная финансово-экономическая политика. Которая будет призвана сохранить за Россией статус "дойной коровы" и "банановой республики" для глобальных ТНК и международных банков (выделение Редактора).
Основное внимание привлекло выступление председателя правительства Дмитрия Медведева, который сначала выразил глубокую признательность лично Егору Гайдару и его реформам, поблагодарив идеолога "рыночных преобразований" и "катастройки" за "возможность строить свою жизнь так, как считаем нужным, как считаем правильным, как считаем для себя интересным – заниматься бизнесом, ездить за границу, в командировки, отдыхать, быть частными собственниками, наконец".
А затем сделал сразу несколько весьма спорных заявлений, некоторые из них нельзя расценить иначе, как клятву в верности Западу.
Прежде всего, Медведев назвал в качестве основной цели деятельности правительства на ближайшие годы переход к траектории устойчивого экономического роста и увеличение российской экономики как минимум на 5% в год. Судя по всему, это попытка изобразить исполнение президентских указов – именно к таким темпам роста экономики призывал президент Путин во время своего послания Федеральному собранию в первой половине декабря 2012 г.
Премьер Медведев вслед за Путиным открыто признал, что для исполнения предвыборных президентских обещаний и поддержания элементарной социально-политической стабильности нынешние 3,6% роста ВВП по итогам 2012 г. являются совершенно недостаточными. Хуже всего то, что обозначенные президентом и премьер-министром темпы роста отечественной экономики в размере 5% в России не наблюдаются уже больше четырех лет: в 2009 г. ВВП России обвалился более чем на 7,8% (худший показатель в группе G-20, БРИКС и странах-нефтеэкспортёрах), в 2010 г. прирост едва превысил 4,9%, в 2011 г. сжался до 4,3%, а по итогам 2012 г. даже по самым оптимистичным прогнозам МЭР с трудом дотянет до 3,6%.
Ещё больше опасений вызывает тот факт, что российская экономика перестаёт реагировать на рост цен на нефть – за период 2010-2011 гг. цены на североморскую смесь Brent подскочили на 40%, а в 2012 г. в среднем по году находились на своих максимальных значениях (111-112 долларов). Однако это нисколько не помешало темпам роста экономики обвалиться с 4,9% в первые месяцы 2012 г. до 1,9% по итогам ноября.
В этой связи не совсем понятен пассаж про необходимость "добиться стабильного роста благосостояния российских граждан" - растут доходы исключительно 15-20% россиян, чьи доходы превышают отметке в 35 тыс. рублей и которые сумели встроиться в "экономику трубы" (выделение Редактора).
Не меньше вопросов вызывает заявление председателя правительства относительно того, что "вступление в ОЭСР остаётся нашей стратегической целью в области интеграции после вступления в ВТО". Нужно понимать, что в экспертном сообществе имеются строго противоположные точки зрения на вопрос ВТО. До сих пор непонятно, зачем в угоду отечественным металлургам, производителям удобрений и прочим сырьевым компаниям, а также транснациональному капиталу нужно было собственноручно отказываться от возможности оказания адресной и целевой поддержки отдельно взятым секторам экономики и наукоёмким производствам.
Российские чиновники умудрились вступить в ВТО на условиях, которые в 2-2,5 раза мягче тех, на которых вступил в ВТО Китай, проведший модернизацию за 15 лет до либерализации внешней торговли и извлекший из этого колоссальные выгоды.
Присоединение к ВТО поставило жирный крест на самой идее модернизации экономики и лишило правительство возможности оказать поддержку отечественной промышленности накануне новой фазы глобально рецессии. ВТО запрещает повышать общий уровень защищённости экономики и оказывать адресную поддержку отдельным секторам экономики, без чего невозможно обеспечить структурную перестройку экономики, модернизацию производства и развитие научно-технического потенциала.
Негативные последствия от либерализации внешнеэкономических отношений не заставили себя долго ждать: АвтоВАЗ уже заявил, что прекращает закупать листовой прокат у российских металлургов и будет импортировать сталь из Китая и Индии, где благодаря дешёвой рабочей силе, доступным кредитам отпускные цены даже с учётом транспортировки в Россию оказываются существенно ниже российских. Крупнейшие отечественные производители сельхозтехники отчитались о беспрецедентном спаде заказов на фоне наплыва импорта и сворачивания инвестиционных программ и капитальных вложений в основные фонды со стороны российских аграриев.
В то время как один из крупнейших производителей лифтового оборудования фирма OTIS уже заявила о закрытии своей производственной площадки на территории России и выводе производства в Китай.
Даже российские металлурги, которые громче всех просили правительство интенсифицировать вступление в ВТО, заявляют, что они стали неконкурентоспособны на внутреннем и внешнем рынках в силу безудержного роста тарифов естественных монополий, которые сделали нерентабельным производство стали и стальной продукции. Летом ушедшего 2012 г. "национальное достояние" Газпром в очередной раз занялся шантажом и заявил, что искусственно заниженные цены на газ для населения и промышленности на внутреннем рынке противоречат нормам ВТО и потребовал предоставить ему компенсации. Судя по всему, сырьевые компании, естественные монополии и металлурги втянули Россию в ВТО, чтобы затем начать выкачивать ресурсы из государственного бюджета под разговоры о нарушении принципа равных условий конкуренции.
Не меньше опасений вызывают призывы Медведева к форсированной приватизации государственного имущества, которая, по его мнению, "имеет принципиальное значение для развития конкурентной среды". По оценкам премьер-министра, "самое главное, что у нас есть, чёткое понимание, что приватизация повысит конкурентоспособность российского бизнеса. В равной степени успех зависит от конкурентоспособности наших людей".
Это очень напоминает эпоху кредитно-залоговых аукционов и ваучерной приватизации, которые также начинались под рассуждения о "неэффективности государства как собственника" и поиски "эффективных менеджеров". Передача активов из рук государства в руки частного капитала (тем более транснационального, так как малый и средний бизнес едва сводит концы с концами и просто не имеет доступа к кредитным ресурсам по приемлемым ставкам) в принципе не решает проблему повышения эффективности их использования и снижения коррупции.
Не нужно путать причину со следствием – опыт Китая, Южной Кореи, Сингапура, Индии, Малайзии и тех же самых США, которые сохраняют жёсткий государственный контроль за целым рядом стратегически значимых секторов экономики, показывает, что государство при желании может быть эффективным собственником, способно грамотно руководить компаниями и в силах проводить вменяемую макроэкономическую политику.
И особенный интерес представляет последний пассаж Дмитрия Медведева – его заключительное слово, в котором, по сути дела, содержалась квинтэссенция всего выступления председателя правительства. Начав со слов благодарности в адрес одного из "прорабов перестройки" Егора Гайдара, премьер и закончил своё выступление реверансом в адрес Гайдара.
Процитировав высказывание Мао Цзэдуна о том, что, почувствовав ветер перемен, надо строить ветряную мельницу, Медведев отказался от неё в пользу более простой и понятной формулировки Егора Гайдара: "Государственная экономическая политика не может быть стандартной. Она требует инновационных решений". Безусловно, каждая страна является уникальной и слепое следование чужим примерам и копирование чужого опыта без учёта национальной специфики может обернуться катастрофическими последствиями.
Однако пугает то, что, российские чиновники, судя по всему, решили в очередной раз уповать на ультралиберальные догмы и ждать помощи с Запада. В отличие от большинства крупных экономически развитых стран и динамично развивающихся "азиатских тигров", которые усиливают государственную поддержку национальной экономики, наращивают инвестиции в человеческий капитал, финансируют развитие научно-технического потенциала, российские чиновники рассуждают о привлечении иностранного капитала, инновациях и необходимости ухода государства из экономики.
И это притом, что подавляющее большинство секторов экономики в России недофинансируется на протяжении многих лет – расходы консолидированного бюджета (т.е. федерального бюджета, а также региональных и муниципальных бюджетов) на национальную экономику в России приблизительно в 2,5-5 раза ниже, чем в крупнейших экономически развитых странах (6-6,5% ВВП против 15-20% ВВП в США, ЕС, Японии и т.д.) А наука, образование и здравоохранение, без которых немыслима никакая модернизация (если таковой не считать создание внутреннего оффшора на картофельном поле в Сколково и прокручивание на депозитных счетах бюджетных средств через проекты Роснано) финансируются по остаточному принципу - 4-5% ВВП против 9-12% ВВП у стратегических конкурентов.
В этой связи весьма невнятным оказался один из последних пассажей Медведева, который заявил, что "у России есть возможности стать одним из ключевых, связующих звеньев глобальных интеграционных процессов, реализовать свои геополитические преимущества всем известные и, конечно, извлечь значительные дивиденды для собственного развития". Сам по себе тезис совершенно правильный и верный. Однако, насколько можно судить, российскими чиновниками, которые предлагают России сложить руки и ждать помощи от Запада, практически ничего не делается в этом направлении.
Сами по себе заявления Медведева, который продолжает осознанно и целенаправленно клясться в любви Западу, иностранному капиталу и транснациональным корпорациям, ставят крест на всех его политических амбициях. Складывается такое ощущение, что либо он сам не понимает, что своим преклонением перед Гайдаром, "младореформаторами" и провозглашением ультралиберальной политики ставит на себе крест как на политике. Либо он просто-напросто играет отведенную ему в тандеме роль рупора либерального клана и "рыночных фундаменталистов", который призван дать сигнал финансово-политическим элитам США и Старого Света, а также глобальному бизнесу, что в России, несмотря на всю патриотичную риторику президента и периодические перебранки с США, по-прежнему будет проводиться ультралиберальная финансово-экономическая политика. Которая будет призвана сохранить за Россией статус "дойной коровы" и "банановой республики" для глобальных ТНК и международных банков (выделение Редактора).