Путин определился с внешними и внутренними угрозами
В ближайшие дни президент утвердит новую Военную доктрину
Главковерх обсудил с генералами план обороны страны. Фото Reuters
Обновленная Военная доктрина (ВД) России, проект которой подготовили Совет безопасности и Минобороны, будет принята и подписана президентом уже в ближайшее время. Скорее всего это произойдет накануне или после выступления Владимира Путина с Посланием Федеральному собранию 4 декабря. Есть большая вероятность того, что основные изменения и новые положения Военной доктрины глава государства озвучит уже в ближайший четверг. Об этом сообщили «НГ» источники в военном ведомстве после состоявшегося в минувшую среду в Сочи очередного совещания президента с руководством Минобороны по вопросам военно-стратегического планирования.
Кроме определения новых военных угроз, изложенных в ВД, на встрече в Сочи, по данным источников «НГ», были уточнены основные положения по управлению военной организацией РФ и план обороны страны. Очевидно, что следующее совещание президента с генералитетом будет посвящено проблемам оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и подготовке проекта новой госпрограммы вооружения на 2016–2025 годы (ГПВ-2025). Об этом, как известно, сообщил сам Владимир Путин на своей первой сочинской встрече с руководителями военного ведомства еще 24 ноября.
Впрочем, вряд ли в Послании президент скажет о каких-то конкретных финансовых подробностях проекта ГПВ-2025, поскольку они только формируются и, к сожалению, очень неустойчивы. Прогнозы развития экономической ситуации в стране в последние дни и правительством, и экспертами оцениваются как «очень плохие». Секвестр бюджета страны вполне вероятен. Коснется ли он военных расходов – неизвестно. Несколько недель назад вице-премьер, председатель коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Дмитрий Рогозин заверял журналистов, что этого не произойдет.
Скорее всего проект ГПВ-2025 в Сочи руководители Минобороны и ОПК рассмотрят на содержательном уровне, исходя из тех военных угроз, которые сформулированы ими в проекте обновленной ВД. Никто официально в стране эти угрозы еще не озвучивал, за исключением Владимира Путина, который еще 22 июля с.г. выступил по этой теме на заседании Совета безопасности, посвященном вопросам обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ (см. «НГ» от 23.07.14). В ходе данного мероприятия президент констатировал, что «прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности нашей страны, конечно, сегодня нет… Но попытки раскачать общественно-политическую ситуацию, тем или иным способом ослабить Россию, ударить по уязвимым, проблемным местам, безусловно, предпринимаются и будут предприниматься».
По словам Путина, новые угрозы в обновленной ВД будут рассчитаны на ближайшие 30 лет. При этом в минувшую среду он уточнил, что «мы не собираемся ввязываться в какие бы то ни было геополитические игры, интриги и тем более конфликты, как бы и кто бы ни хотел нас туда втянуть». В то же время Путин уверен, что «необходимо надежно защитить суверенитет и целостность России, безопасность наших союзников». Из этого следует, что основные военные угрозы, которые Россия намерена отражать в ближайшие десятилетия, будут связаны с постсоветским пространством и приграничными к нему странами.
Экс-начальник Генерального штаба РФ генерал армии Юрий Балуевский, который, будучи заместителем главы Совбеза в 2008–2010 годах, разрабатывал ныне действующую ВД, считает, что сегодня необходима корректировка целого ряда ее положений в связи с ситуацией в Украине, расширением НАТО и размещением американской системы ПРО в Европе. При этом, по мнению военного эксперта генерал-лейтенанта Юрия Неткачева, Россия, отвечая на новые вызовы и угрозы, в ГПВ-2025 не ограничится чисто оборонительными вооружениями. Она будет планировать, полагает эксперт, «рациональную номенклатуру ударных средств, включая и гарантированное решение задачи ядерного сдерживания. У России со времен СССР остался задел, и она способна перевооружить стратегическую дальнюю авиацию, а также сформировать надежную систему воздушно-космической обороны».
Неткачев обращает внимание: Дмитрий Рогозин уже заявлял, что расходы на новую ГПВ-2025 будут не меньше, чем на ныне действующую. В РФ развернута программа импортозамещения, поддержки предприятий ОПК. Генерал уверен, что уже в ближайшие годы в РФ «произойдет прорывное развитие всех компонентов высокоточного оружия, будут созданы унифицированные образцы вооружения и техники средств общего назначения, а для Военно-морского флота – корабли новых проектов, универсальные по вооружению, системам управления и связи».
Доля современной военной техники в армии на флоте, как подчеркнул вчера Владимир Путин на совещании по развитию Вооруженных сил, «к 2020 году должна составлять не менее 70%».
Для того чтобы этого достичь, конечно, нужны общественная стабильность и крепкая экономика. Но вряд ли такое можно прогнозировать на все 100%. Особенно с учетом влияния внешних факторов. Значит, руководство РФ попытается эти факторы нейтрализовать. То есть реагировать на военные угрозы в России собираются не только «железом». Как считает Юрий Балуевский, некоторые новые угрозы для РФ не являются чисто военными, однако могут значительно повлиять на военную безопасность страны. Он уже рассказывал «НГ», что «подобное мы наблюдали во время цветных революций в Северной Африке и ряде стран бывшего СССР» (см. «НГ» от 01.08.14). Поэтому вполне актуальны для Военной доктрины РФ политико-экономические и идеологические меры, связанные с формированием в обществе высоких морально-патриотических качеств.
«Я не исключаю, что в обновленной ВД РФ будут закреплены и усилены меры по контролю и ограничению деятельности всевозможных неправительственных иностранных общественных организаций и СМИ, особенно проповедующих экстремизм, чуждую религию, ценности и т.п. Они, конечно же, несут скрытую угрозу нашему государству. Вполне актуально возвращение России к пропаганде истинно российских культурных, исторических ценностей, героико-патриотического мировоззрения и т.п. В общем, надо делать так, чтобы не произошло то, что случилось в Украине», – считает военный эксперт полковник Владимир Попов.
28.11.2014 00:01:00
Азербайджан перешел на российское вооружение
Баку выделяет на национальную армию сумму, превышающую бюджет Армении
По указанию президента Ильхама Алиева на азербайджанскую армию в будущем году будет потрачено 5 миллиардов долларов. Фото с официального сайта Министерства обороны Азербайджана
Военные расходы Азербайджана в 2015 году предусмотрены в размере 3783 млн манатов. Это на 27,2% больше показателей 2014 года. Оглашая эти данные в ходе обсуждения проекта госбюджета в парламенте страны, министр финансов Самир Шарифов отметил, что указанная сумма составляет 17,9% бюджетных ассигнований. В долларовом эквиваленте эти расходы равны примерно 5 млрд долл., что является очередным рекордным показателем. Эта сумма на 2 млрд долл. больше, чем сводный госбюджет Армении.
Баку на протяжении нескольких лет исправно выполняет указание президента Ильхама Алиева: направить на военные нужды страны средства, превышающие весь бюджет Армении. Следует заметить, что львиная доля этих средств идет на закупку современной военной техники и вооружения.
Азербайджан стал единственной страной в регионе, увеличившей за последние годы военный импорт более чем на 150%. Причем 85% вооружения Азербайджан закупает у России. По утверждению директора информационного агентства «Туран» Мехмана Алиева, «только в 2013 году Азербайджан закупил у России вооружения на 3,5 млрд долл.».
«С учетом того, что Россия сегодня ограничена жесткими санкциями Запада, ей нужно искать новые источники дохода, помимо нефти и газа, и если Азербайджан покупает оружие в таком количестве, почему бы не наращивать с ним сотрудничество?» – заявил журналистам Алиев. При этом он считает, что прагматичные отношения между Азербайджаном и Россией будут сохранены. Об этом свидетельствует то, что за последний год Азербайджан снизил закупки вооружения у Израиля и Турции и полностью перешел на российское вооружение, считает эксперт.
Как уже сообщало «НГ», с 2013 года начался процесс поставок сухопутной военной техники по пакету контрактов, заключенных с Россией в 2011–2012 годах. В частности, речь идет о шести батальонах (94 единицы) танков
Т-90С и боевых машин пехоты БМП-3 (около 100 единиц), дивизионе самоходных артиллерийских установок «Мста-С» (18 единиц), дивизионе реактивных систем залпового огня «Смерч» (18 пусковых установок), дивизионе самоходных артиллерийских орудий «Вена» (18 единиц) и батарее тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек» (шесть единиц новой модификации системы «Буратино»). При этом танки Т-90С куплены в наиболее совершенной на данный момент серийной комплектации, включающей новую модификацию системы оптико-электронного подавления «Штора».
Между тем, комментируя факт увеличения военных расходов Азербайджана в 2015 году, в 10 раз превышающих соответствующие расходы Армении, местные издания отмечают: «…таким образом руководство страны дает противнику понять, что не намерено более мириться с бесконечным затягиванием переговорного процесса и готово в любой момент силовым путем освободить от оккупации свои территории». При этом приводятся в пример заявления главы государства и министра обороны о том, что терпение азербайджанского народа на исходе.
Такого же мнения придерживается и израильский эксперт в области международных отношений Арье Гут. «Мы все прекрасно осведомлены о затратах Азербайджана на оборонные цели, что свидетельствует о том, что надежды на мирное урегулирование карабахского конфликта постепенно тают», – заявил в Баку журналистам Гут.
По его мнению, сегодня средства, затрачиваемые в Азербайджане на военные расходы, на 50% превышают весь бюджет Армении. Именно поэтому совершенно понятно, что Азербайджан никогда не согласится с существующим статусом-кво в регионе. Официальный Баку согласно нормам международного права имеет право не только на самозащиту, но и на освобождение силовым путем оккупированных территорий, считает эксперт.
Баку