Профессионализация террора в перспективе 2018-2022 гг.
В ближайшие годы человечество будет чувствовать себя в значительно меньшей безопасности, чем сегодня, а «Аль-Каиду» сменят более разветвленные, но не менее радикально настроенные группировки террористов. Число и характер ключевых факторов, порождающих мировой террор в современном мире, не изменится в ближайшие 15 лет. Основная часть террористических группировок будет состоять из радикально настроенных исламистов. Возрождение исламской идентификации приведет к созданию широкой сети распространения идеологии ислама в Восточной Европе, а также в Центральной и Юго-Восточной Азии. Эти процессы будут сопровождаться углубляющейся солидарностью среди мусульман, которые ведут борьбу в Палестине, в Чечне, в Ираке, в Кашмире, на Филиппинах или в южном Таиланде.
Процессы, происходящие в мусульманских странах, приход в некоторых государствах ислама радикальных лидеров и консолидация мусульман в противостоянии странам «золотого миллиарда» делают реальной возможность создания единого арабского халифата.
Глобальная борьба с террором и развитие информационных технологий вынудят террористов существенно изменить организационные формы своей деятельности. К 2020 году, мировой терроризм будет представлять собой эклектичное множество группировок, ячеек и индивидуальных боевиков. К этому времени отпадет необходимость в централизованном планировании и руководстве террористическими акциями. Боевики террористических групп будут получать учебные материалы, руководящие указания, технологии изготовления и финансовые средства для проведения акций через интернет и через другие самые совершенные электронные системы будущего. Ядро лидеров «Аль-Каиды» практически перестанет существовать. Однако региональные группировки террористов, организации левого толка, вдохновленные примером «Аль-Каиды», и индивидуальные боевики, которых называют моджахедами или бойцами джихада, будут объединены общей враждебностью по отношению к демократическим и умеренным государствам. Именно они будут совершать террористические акты в будущем. Эти группы будут активно выступать против идеи глобализации мира и направят свои усилия на создание традиционных исламских сообществ. Сегодня боевики «Аль-Каиды», большая часть которых прошли подготовку в Афганистане, являются кадровой основой многих террористических формирований. На смену им придут экстремисты другого толка. Новый класс боевиков будет рассматривать свою деятельность как профессию. Они будут категорически отрицать политические методы борьбы за свои идеалы, поскольку для них, как для профессионалов, это будет означать только одно - конец. Базой для вербовки боевиков станут Ирак, Сирия, Ливия, Йемен и другие страны, в которых будут возникать конфликты подобного рода. На их территориях расположатся лагеря военной и языковой подготовки рекрутов терроризма.
Террористы-индивидуалы намерены проводить акции на территории любых мусульманских государств, которые будут оккупированы или, по их разумению, подвергаются давлению со стороны «неверных». Они не всегда будут активными сторонниками террора и боевиками в полном смысле этого слова. Однако именно в террористических акциях бойцы джихада будут видеть смысл своей поддержки исламских единомышленников. Широкое распространение биологических и других технологий уничтожения людей значительно расширит возможности проведения акций людьми, которые не ассоциируют себя с террористами.
Даже в том случае, если общее количество террористических группировок и численность боевиков сократятся, уровень террористической угрозы не снизится. При необходимости группы боевиков смогут очень быстро сплотиться для проведения совместных акций. Для этой цели они будут использовать интернет и другие технологии беспроводной связи будущего. Вполне вероятно, что консолидация боевиков будет происходить не только на широко региональном, но даже и на глобальном уровне и эти процессы будет крайне сложно отследить.
В настоящее время террористы во многом зависят от спонсирующих их государств. У них они получают документы, оружие и другие материальные средства, необходимые для терактов. На их территориях располагаются тренировочные лагеря боевиков. В глобальном мире такие группировки как, например, «Хизбалла» смогут обеспечивать себя всем необходимым почти полностью. Кроме того, через третьих лиц они смогут снабжать и другие террористические группировки.
Финансирование террористических актов и закупки необходимых для этого, оружия и других материальных средств, будут по-прежнему проходить по каналам неформальных финансовых структур типа «хавала». Все попытки спецслужб прекратить банковскую деятельность такого рода на территории своих государств успехом не увенчались. Поскольку все банковские операции в подобных банковских системах основаны на доверии, проводятся без использования электронных средств и практически не документируются. Отследить денежные потоки, проходящие по таким каналам, невозможно.
Самую большую озабоченность вызывает возможность появления в арсенале боевиков биологического и даже ядерного оружия. В последнее время выросла активность боевиков по поиску доступа к оружию массового уничтожения. Использование таких средств нападения может привести к беспрецедентным по своим масштабам жертвам. Правда, вероятность появления у террористов ядерных зарядов эксперты оценивают не очень высоко.
Биотерроризмявляется наиболее приемлемой формой проведения акций для малочисленных групп боевиков. Они смогут организовывать лаборатории для производства биологических веществ на площадях размером с обыкновенную кухню, а устройства, начиненные ими, не превысят размеры тостера. Поскольку сибирская язва, оспа или другие подобные заболевания имеют скрытый период развития, атаки террористов могут идти уже полным ходом, до того как будет установлен факт нападения.
Большинство террористических акций будет проводиться с использованием главным образом обычного оружия. Автомобили, начиненные взрывчаткой, по-прежнему останутся главным средством нападения на объекты террора. Однако боевики будут применять более мощные взрывчатые вещества и беспилотные летательные аппараты.
Использование устройств рассеивания радиоактивных веществ представляет большой интерес для боевиков. Это оружие может оказаться очень эффективным средством для создания паники, поскольку большинство людей считают, что такие атаки приведут к большому количеству жертв. Поэтому террористы будут искать доступ к технологиям изготовления «упрощенного ядерного оружия». Они будут предпринимать попытки закупок или кражи этих технологий прежде всего в России и в Пакистане.
Поскольку существует вероятность того, что боевики смогут получить эти технологии, нельзя полностью исключать возможность проведения террористических акций с использованием ядерных зарядов нельзя. Нельзя исключать и возможное применение химических средств нападения. Террористические группировки всеми способами ищут возможность приобретения химических технологий и средств.
Одной из форм террора могут стать атаки на компьютерные системы. В ходе этих атак будут уничтожаться компьютеры и другие наиболее важные элементы сетей передачи данных, включая интернет. Террористы будут пытаться уничтожить компоненты информационных инфраструктур, по каналам которых осуществляется управление энергетическими сетями, очистительными предприятиями, транспортом, системами связи и другими жизненно важными государственными объектами. Боевики уже не раз заявляли, что разрушение автоматизированных систем управления России является одной из их главных задач. Такие нападения могут иметь очень тяжелые последствия для экономики и привести к полной дезорганизации нормальной жизни граждан.