Россия ведет переговоры с Египтом по аренде египетских военных объектов, в том числе советской военно-воздушной базы в египетском городе Сиди-Баррани.
Воссоздание базы станет показателем нового этапа сотрудничества двух стран, а также поможет решению определенных геополитических задач на Ближнем Востоке и севере Африки.
В ходе переговоров речь идет о 2019 годе — к этому времени, в том случае если стороны договорятся, работа по восстановлению базы может быть закончена. Об этом «Известиям» рассказали сразу два источника: во внешнеполитических кругах, а также источник, близкий к военному ведомству.
— Переговоры по участию России в восстановлении египетских военных объектов на побережье Средиземного моря в районе Сиди-Баррани проходят довольно успешно. В случае согласия с условиями обеих сторон уже в 2019 году база может начать работу.
Каир готов согласиться на ее аренду Москвой для решения первостепенных геополитических задач, отвечающих интересам и египетской стороны. Согласно достигнутым на данном этапе договоренностям, Россия доставит оборудование морским путем. Более того, на базе будет присутствовать постоянный воинский контингент РФ, однако число военнослужащих будет на первоначальном этапе довольно немногочисленным, — рассказал внешнеполитический источник.
По словам военного источника, России необходима военная база в североафриканском регионе для решения геополитических задач в условиях серьезной нестабильности региона.
Создание подобного рода базы отвечало бы тому уровню сотрудничества в военной сфере между Москвой и Каиром, который наблюдается в настоящее время. Такого мнения придерживается бывший член египетского генерального штаба Талаат Мусаллям.
— Целесообразность военно-воздушной базы в районе Сиди-Баррани очевидна для Москвы. Несмотря на то, что у РФ уже есть подобная база в сирийском Хмеймиме, присутствие российских ВВС в Египте даст Москве возможность решать военные задачи в западном Средиземноморье.
А в качестве возможного места действий можно рассматривать, к примеру, Ливию, где на сегодняшний день сохраняется нестабильная обстановка, — отметил отставной генерал египетской армии.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Андрей Красов придерживается схожего мнения и считает, что совместное восстановление Россией и Египтом военно-воздушной базы в районе Сиди-Баррани направлено на укрепление международной безопасности, поскольку Россия, по его мнению, — гарант стабильности в Северной Африке.
— На сегодняшний день ситуация такова, что всё большее количество стран, в том числе и Египет, начинает осознавать роль России в сохранении баланса сил в мире. Ведь одно дело — бороться с терроризмом на словах, а совсем другое — предпринимать конкретные меры, как это делает РФ.
Считаю, что следует налаживать сотрудничество с Египтом, это касается и совместного восстановления военно-воздушной базы, — сказал депутат.
Подобного мнения придерживается и член комитета Госдумы по международным делам Антон Морозов. По его словам, в сегодняшних условиях напряженности России необходимо укреплять свое военное присутствие в ближневосточном регионе.
— В Госдуме пока нет таких разговоров, поскольку сейчас всё внимание было приковано к ратификации соглашения с Сирийской Арабской Республикой. Но, несомненно, ближневосточное направление является важным для России. Мы понимаем, что оттуда могут исходить террористические угрозы, поэтому позиция России в этом вопросе ясна, — сказал депутат.
Любому государству необходимы военные базы за пределами своей территории. По словам президента Международной контртеррористической ассоциации Иосифа Линдера, база в Сиди-Баррани поможет решить вопросы не только по сирийскому треку, но также усилит наши позиции в Ливии.
— Это неотъемлемая часть восстановления могущества РФ на международной арене. В Африке необходимо воссоздать советские военные базы. Тем более территория Северной Африки является очень нестабильным регионом и наличие там военной базы позволит быстро и эффективно решать ряд геополитических задач, — считает Линдер.
— И это делается не только для решения задач на сирийском треке, это еще и Ливия. Весь регион Ближнего Востока, северная часть африканского побережья, прилегающая к территории Египта. Это не значит, что мы собираемся на кого-то нападать. Наличие военных баз — это показатель представительства страны за ее пределами.
На данный момент единственная российская военно-воздушная база за пределами бывшего СССР располагается в Хмеймиме. 26 августа 2015 года аэродром Хмеймим был передан на безвозмездной основе российской стороне, а с 30 сентября того же года на аэродроме разместилась авиационная группа ВВС России, принимающая участие в военной операции в Сирии.
Россия вернется в Сиди-Баррани спустя сорок пять лет — правда, раньше там была наша военно-морская база.
До 1972 года советский ВМФ использовал базу в этом египетском городе с целью наблюдения за американскими военно-морскими силами, рассказывает доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, специалист по истории арабских стран Ближнего Востока и Северо-Восточной Африки Сергей Серегичев, но никогда не располагала там сильными ударными группировками, «поскольку это было не по карману».
— Если восстанавливать именно военно-морскую базу, то как раз с целью контроля за деятельностью шестого флота ВМС США. Но не думаю, что Россия будет создавать там ударную базу ВМФ с крупной группировкой сил. Это очень сложный политико-дипломатический процесс, редкая страна мира согласится сразу создать такую базу, этому предшествуют различные длительные процедуры, — считает эксперт.
— Скорее всего, начнем с формирования пункта материально-технического обеспечения (ПМТО), который включает в себя дозаправку, мелкий ремонт, отдых экипажа, базу радиолокации и т. д. Другой вопрос состоит в том, где взять на это средства, поскольку вряд ли нам предоставят базу на безвозмездной основе.