Кто выиграл в «холодной войне»? Странный, скажут многие, вопрос. Конечно, США и в целом Запад, ведь главный их конкурент — социалистический лагерь во главе с его «пионервожатым» СССР — распался. Но это если исходить из краха 1991−1992 гг., когда, по сути, произошла ничем не оправданная сдача позиций социализма, и более того, развал великого и могучего Советского Союза.
Буквально за шесть лет до этого ничто не предвещало, как для кузнечика в знаменитой песенке, «такого вот конца». Наоборот, все говорило за то, что верх должен был взять именно социализм. Нужно было, как мы теперь знаем, продержаться всего лет 20 до резкого роста цен на нефть, который позволил бы СССР чувствовать себя уверенно на международной арене.
Гораздо более уверенно, чем царская Россия, которой якобы помешала выиграть Первую мировую войну и стать сверхдержавой Февральская и последовавшая затем Октябрьская революция. Если следовать этой популярной ныне логике, то тогда еще больше оснований присудить победу в холодной войне Советскому Союзу по состоянию на 1985 год. Не согласны? Тогда давайте вспомним, что и как было к моменту начала разрушительных перестроечных процессов.
Американские планы нападения на СССР не сработали
Сейчас
весь мир знает, что США несколько раз готовы были начать
полномасштабную войну против СССР и его союзников, но все время что-то
мешало. Этим «что-то» в начале 1950-х гг. стало появление у Советского
Союза собственного ядерного оружия, а в ходе легендарного Карибского
кризиса ракеты, размещенные в непосредственной близости от территории
Соединенных Штатов. Тогда американцы в первый и последний раз
почувствовали себя в ситуации, в которой все время находился СССР
и находится современная капиталистическая Россия, когда ключевой
геополитический противник, образно говоря, приставил к виску пистолет,
сам находясь в относительной безопасности.
Относительной, потому
что в распоряжении ядерных держав чуть позднее оказались
межконтинентальные баллистические ракеты. Но как только они появились
и шансы сгореть в ядерном катаклизме у двух сверхдержав стали
практически равными, одна из них, с звездно-полосатым флагом, стала
упорно искать малейшую возможность нарушить в свою пользу паритет
за счет систем противоракетной обороны.
Так что нет никаких сомнений, что если бы СССР не давал адекватный ответ и, как считают некоторые либеральные теоретики, не позволил бы втянуть себя в разорительную гонку вооружений, наша страна давно бы уже стала объектом нападения с применением самых разрушительных систем вооружений. Планы «Дропшот» и тому подобные, где скрупулезно расписывалось, сколько и куда надо сбросить на советскую территорию атомных бомб, так и остались планами, исключительно благодаря огромному и самоотверженному труду советских ученых, конструкторов, инженеров и рабочих ВПК. Они свою партию в большой игре выиграли, переведя состязание двух систем в мирное русло. Дело оставалось за малым — выиграть его и, прикрывшись ракетно-ядерным щитом, дождаться развала мировой капиталистической системы.
Экономическое эмбарго Запада против СССР особого эффекта не давало
В санкциях против российской экономики нет ничего нового — все это хорошо забытые эмбарго, которыми баловались империалисты в борьбе с ключевым соперником на мировой арене — СССР. Можно ли считать такое соперничество честным? Вряд ли, но в холодной войне, как на любой другой, для империалистов все средства, видимо, хороши.
Советский Союз вынужден был начать состязание в крайне сложных условиях — значительная часть промышленно развитой Европейской части СССР гитлеровские оккупанты фактически сровняли с землей. Нашей израненной стране жизненно важна была передышка, но недавние союзники не собирались ее давать. Запад опустил железный занавес, чтобы не допустить распространения марксизма по планете и всячески стремился навредить советской экономике.
Ключевым направлением, по которому развивалось «холодное» американское наступление, как и сейчас, было ограничение доступа к новейшим технологиям с помощью поправки Джексона-Вэника, принятой под предлогом содействия свободной эмиграции для советских граждан.
Второй целью, опять-таки как и сейчас, стало падение стоимости «черного золота» и в целом на энергоресурсы. И здесь, похоже, без сговора воротил с Уолл-стрита и нефтяных магнатов с Ближнего Востока не обошлось.
Трудности, которые испытывала плановая советская экономика, в значительной степени объясняются, как и при прямо противоположной либеральной экономической модели в современной РФ, именно снижением цен на поставляемые СССР на мировой рынок энергоресурсы. Однако фатальными эти проблемы не были — роковую роль сыграли не они, а абсолютно непродуманные реформы, которые развалили единый народнохозяйственный комплекс, превратив его в конгломерат конкурирующих друг с другом элементов.
Плановая экономика просто сошла с ума, потому что производители начали поставлять производимую ими продукцию не туда, где ее ждали в соответствии с намеченным планом, а туда, где ее выгоднее всего было продать. О таком подарке так и не сумевший поставить на колени экономическим шантажом Советы дядюшка Сэм мог только мечтать. Но именно его недальновидное горбачевское руководство и сделало. В противном случае, скорее всего, потихоньку СССР догнал бы США по ВВП, как это в наши дни сделал вполне себе социалистический Китай.
Советские диссиденты до 1985 г. не представляли собой никакой угрозы
До 1985 года советское общество было абсолютно монолитным. На выборы приходило практически 100% граждан и практически 100% из них голосовали за нерушимый блок коммунистов и беспартийных. Не хватало для ровного счета менее процента. Дело в том, что помимо граждан, не приходивших на избирательные участки, например, по состоянию здоровья, всегда существовала кучка диссидентов, именовавших себя весьма своеобразно инакомыслящими. Именно они выпускали так называемый самиздат — перепечатанную в домашних условиях запрещенную официально литературу. Какого-либо существенного вреда они не приносили, поэтому советское государство смотрело в целом сквозь пальцы на их шалости за печатными машинками. Во всяком случае, до тех пор, пока кто-то из этих инакомыслящих не начинал сотрудничать с иностранными разведками и/или промышлять спекуляцией и запрещенными в стране Советов валютными операциями.
Все изменилось после 1985 г., когда под флагом гласности фактически началось оплевывание родной страны, под знаком восстановления исторической справедливости фальсификация исторического прошлого нашей Родины. Девственное сознание многих советских людей, привыкших, что по телевизору и в центральных газетах просто так не напишут и не скажут ничего, не могло отделить зерна от плевел в обрушившемся потоке преимущественно чернушной информации.
В результате произошел слом в общественном мировоззрении. Прежде исчислявшиеся единицами инакомыслящие в результате пропагандистской пандемии стали тысячами и даже миллионами, хотя до 1991 г. все равно оставаясь в меньшинстве. Глубину драмы легко проиллюстрировать сравнением числа нескольких протестующих против ввода советских войск в Прагу — таковых в 1968 г. нашлось всего 8 (восемь) человек — с десятками тысяч протестующих в январе 1991 г., не согласных с попыткой наведения порядка в Вильнюсе.
Советское общество до перестройки было спаяно идеями интернационализма и дружбы народов
Пожалуй,
крупнейшей в истории акцией по разжиганию межнациональной розни была
массированная националистическая пропаганда стран НАТО в отношении СССР
в послевоенный период. Задача была одна — стравить разные народы, чтобы
расколоть их морально-политическое единство, позволившее Советскому
Союзу даже в самый трудный период Великой Отечественной войны выстоять
и победить. Не случайно западные «голоса», ставшие основным средством
психологического воздействия, были разделены по национальным службам,
иначе не удалось бы противопоставить, например, армян азербайджанцам,
абхазов грузинам, ингушей осетинам, узбеков киргизам
Но до 1985 г. попытки Запада внести разлад в советское общество ощутимого результата не давали. Им весьма эффективно противостояло советское искусство, прежде всего, кинематограф. Блестящие кинофильмы, например «Мимино» и «В бой идут одни старики», были в глазах миллионов граждан СССР намного весомее всего того коварного пропагандистского яда, что пытались внушить извне.
Но вот прошло примерно 30 лет перестроек и реформ — и теперь мы видим, как главный вертолетчик всего Советского Союза Вахтанг Кикабидзе оказывается сторонником крайне националистических сил в Грузии, как сыгравший «солиста 1-го Украинского фронта» Владимир Талашко снимается в пропагандистских роликах фашиствующих бандеровцев. Мы стали свидетелями реальности, в которую отказался бы поверить любой советский человек, помнящий, как все сражались в годы войны бок о бок, как делили тогда скромный паек.
В послевоенную эпоху социалистический лагерь медленно, но верно пополнялся новыми странами
Можно долго спорить, был ли Советский Союз победителем в холодной войне, но то, что сферу своего влияния нашей стране удалось расшить практически на весь Земной шар, вряд ли кто будет отрицать. Какой ценой для самого СССР — это другой вопрос, но расширение социалистического блока к началу XX в. приобрело глобальный характер. Под контролем левых сил разных оттенков и их союзников оказалась половина Европы, большая часть Азии, множество государств Северной Африки, а также Куба, Никарагуа и Гренада в Латинской Америке. Политика сдерживания со стороны США терпела, по существу, крах. И если бы в этой ситуации крупнейшая империалистическая страна, как СССР в 1985 г., затеяла внутри себя реформы, призванные придать капитализму человеческое лицо, то наверняка советское влияние подступило бы ней с юга вплотную. Уже запылал в начале 1980-х гг. Сальвадор, неважная социально-экономическая ситуация в Гватемале и Гондурасе вела к росту прокоммунистических настроений в них. Ну и не забудем, что до левого поворота Южной Америки оставались те же 20 лет, что и до скачка нефтяных котировок.
В этой ситуации США пошли совсем другим путем, они выбрали вариант максимальной поддержки частного капитала внутри страны и грубого силового подавления малейших угроз прихода к власти левых сил во внешней политике. Вместо сдерживания коммунизма неоконсерваторы во главе с Р. Рейганом перешли к тактике его отбрасывания с помощью, в том числе, весьма рискованного балансирования на грани ядерной войны. Последнее выразилось в размещении «Першингов» и крылатых ракет в Западной Европе в ответ на появление советских СС-20 в Восточной. Но самое главное, начато было упомянутое выше экономическое удушение СССР с помощью в том числе угрозы развертывания системы ПРО в космосе на основе так называемого план СОИ — «Стратегической оборонной инициативы».
Расчет, по сути дела, ультраправых рейгановцев, увы, полностью себя оправдал — престарелое советское руководство не нашло в себе силы для адекватного балансирования на грани прямого и тотального конфликта, как в 1950—1960-е гг. Отвернуло свой самолет при атаке лоб в лоб. Ну а после прихода к руководству в СССР и КПСС М.С. Горбачева американцам даже не нужно было особо ничего сдерживать и отбрасывать — прорабы перестройки сами сдавали одну свою позицию за другой вроде как из-за кризиса внутри страны, притом что на многие показатели 1990-го года российской экономике не удалось выйти до сих пор.
Путь США: от Бишопа до Каддафи
Увидев слабину в советской позиции, американская военщина пошла на то, на что никогда раньше не решалась — прямое вторжение в социалистическую страну. В 1983 г. штатовские коммандос вместе с марионетками сделала с режимом Мориса Бишопа то, что ей так и не удалось сделать с правительством Фиделя Кастро на Кубе. Ну а затем они уже без оглядки атаковали одну страну за другой, где было дружественное СССР и России или где некогда было установлено дружественное нашему государству руководство, — Ирак, Сербию, Ливию, Афганистан. Были убиты Наджибулла, Саддам Хуссейн, Муаммар Каддафи, замучен фактически в застенках Гааги Милошевич. Первый раз за постсоветских период, где Пентагону и ЦРУ не позволили делать все, что заблагорассудится, оказалась Сирия. Вот только к этому времени мы практически потеряли практически всех своих друзей