За его спиной красовался американский флаг, твердой рукой Михаил Сергеевич подписал последнюю страницу пухлого договора. Он улыбался, ведь позади были все сомнения по поводу этого решения и долгие обсуждения сложного шага с Раисой Максимовной. А вечером Нэнси Рейган подарила ей то шикарное бриллиантовое колье, которое так понравилось Раисе в витрине ювелирного магазина.
Был ли Михаил Горбачев завербован ЦРУ, продался за 30 серебренников, или искренне считал, что ведет свою страну подальше от холодной войны? Ответ: всего по чуть-чуть.
Приход ко власти.
После смерти Брежнева, Андропова и Черненко Советский Союз не был уже тем могучим гигантом, каким был при Сталине, Хрущеве и в лучшие годы правления Брежнева. Страна уже устала от похорон своих лидеров, экономика нуждалась в реформировании, а партия была в кризисе.
В этот период бывший Первый секретарь Ставропольского краевого комитета КПСС Михаил Горбачев начал активно продвигаться в ЦК партии и к 1985 году уже был вторым лицом в государстве и преемником на посту генсека. 11 марта 1985 года на заседании Политбюро ЦК КПСС после выдвижения его кандидатуры Андреем Громыко он занял пост генерального секретаря ЦК КПСС.
Помогали ли Михаилу Сергеевичу в его активном продвижении «наши западные друзья»?
На этот вопрос поможет ответить цитата из речи Маргарет Тэтчер из ее интервью в январе 1992 года, когда Советский Союз был уже мертв:
«Когда мы получили информацию о ближайшей смерти советского лидера (Андропова – прим. автора), то задумались о возможном приходе к власти с нашей помощью человека, благодаря которому мы сможем реализовать наши намерения. Это была оценка моих экспертов (а я всегда формировала очень квалифицированную группу экспертов по Советскому Союзу и по мере необходимости способствовала дополнительной эмиграции из СССР нужных специалистов). Этим человеком был М. Горбачёв, который характеризовался экспертами как человек неосторожный, внушаемый и весьма честолюбивый. Он имел хорошие взаимоотношения с большинством советской политической элиты, и поэтому приход его к власти с нашей помощью был возможен».
«Железная леди» сумела найти успешный вербовочный подход к Горбачеву, используя его внушаемость и честолюбие еще в 1984 году. Кроме того, существует информация относительно того, что она обладала существенным компроматом на Михаила Сергеевича (предоставленным ей предателем-агентом КГБ О.А. Гордиевским), который также помогал оказывать влияние на советского лидера.
Шаги к развалу.
Весь период правления Горбачева – цепочка планомерных и методичных шагов к развалу Советского Союза.
Вот основные из этих шагов.
Зачистка руководящего состава партии.
Придя к власти, Горбачев практически полностью обновил руководящий состав партии, назначая на места лишь своих людей. Причем отбирал он их не по уму и талантам, а по способности не затмевать его на олимпе славы. От таких управленцев стране было мало толку.
Из Политбюро были удалены все оппоненты Горбачёва: Романов, Тихонов, Щербицкий, Гришин, Кунаев, Алиев. А на их место самыми первыми пришли те, кто принял участие при выборе Горбачева Генсеком: Е. Лигачёв, Н. Рыжков и В. Чебриков.
Был сменен весь руководящий состав Вооруженных сил СССР. Со своего поста был снят Маршал Советского Союза Сергей Соколов, который был противником подписания договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).
Все пути были расчищены, противостоять Горбачеву было некому, и уже 8 декабря 1987 года М. Горбачёв и Р. Рейган подписали Договор РСМД. Как оценивать этот договор? Судите сами: к июню 1991 года СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, а США — только 846 комплексов.
Поддержка развивающегося национального сепаратизма советских республик.
С приходом Михаила Горбачева к власти начался курс на разрушение продуманной и сильной национальной политики Советского Союза. Национальные элиты республик росли и укреплялись, как укреплялись и русофобские настроения среди народов этих республик. В головах населения советских окраин зрела и утверждалась мысль о том, что причиной их бед является социализм и русский народ, в то время, как они уникальны и могли бы вполне самостоятельно существовать без «советского центра». Так, к примеру, продолжал развиваться украинский миф об отдельном уникальном украинском народе и украинском языке.
Начало национальным движениям было положено «Декабрьским восстанием» 1986 года в Казахстане. Тот бунт был подавлен, но другие республики расценили эти события как слабость советского центра, начала подниматься националистическая волна.
В 1987 году руководство Армении подняло вопрос о передаче в состав Армянской ССР принадлежавшей Азербайджану Нагорно-Карабахской автономной области. За этим последовали погромы армян на азербайджанской территории, полилась кровь и это было очевидным следствием ослабления центральной власти в стране.
Межнациональные конфликты стали разгораться по всем национальным окраинам: Приднестровье, Ферганская долина, Абхазия, Грузия, Прибалтика…
Воспользовавшись ситуацией, в декабре 1989 года на ХХ съезде Компартии Литвы было объявлено о выходе партии из КПСС. А 11 марта 1990 года Литва заявила о выходе из СССР.
Также 1989 году Горбачев дал экономическую самостоятельность странам прибалтики, и даже прописал условия выхода республик из состава СССР. Появился закон «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации».
Развал спецслужб и МВД СССР.
КГБ постепенно «умирал» и к августу 1991 года комитет уже был обречен. Значительный вклад в этот развал и в разрушение советской милиции внес министр внутренних дел СССР Вадим Викторович Бакатин.
Он издал приказ, по которому сотрудники милиции получили право работать по совместительству в других организациях, что привело к грандиозной коррупции, сращиванию милиции с криминалитетом и уходу профессионального ядра МВД в коммерческие структуры.
Другим губительным ударом по советской милиции стал указ Бакатина о ликвидации агентурного милицейского аппарата, что было то ли ужасной ошибкой, то ли спланированным деструктивным актом.
Кроме того, правоохранительная система была расчленена на пятнадцать национальных республиканских ведомств, что сыграло свою роль при отделении советских республик, поскольку местная милиция отказалась подчиняться союзному министерству.