В числе авторов исследования - научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин и главный научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований этого же института Ирина Звягельская. Доклад отличается широким охватом - в него включены страны от Ирана до Марокко. Но основное внимание уделено по понятным причинам Сирии .
Как подчеркнул Наумкин в ходе презентации доклада, Россия сегодня на Ближнем Востоке - стабилизирующая сила борьбы с терроризмом. Опираясь на этот постулат, авторы выдвигают ряд смелых и нетрадиционных ответов на вопрос: "Что делать, когда ситуация в регионе стремится к ухудшению"?
В частности, предлагается - в стратегической, конечно, перспективе - ввести внешнее управление там, где "фактически уже произошел слом государства, не способного предоставить ни физическую, ни социальную защиту своим гражданам". Речь идет в первую очередь о Сирии, Ираке, Йемене и Ливии.
Эта идея имеет продолжение на случай децентрализации охваченных конфликтами государств - в таком, весьма вероятном, варианте авторы доклада считают целесообразным организовать "международное содействие для создания центральных и региональных органов управления", которые будут регулировать культурное разнообразие, чтобы не допустить перехода такого разнообразия в политическое соперничество.
Для изменения границ в тех регионах, где такой процесс уже начался, предлагается обеспечить международные гарантии для "цивилизованного развода". А там, где дело еще так далеко не зашло, создать механизм для предотвращения передела.
Наконец, авторы доклада предлагают запустить переговорный процесс по созданию региональной системы безопасности, организовав тем или иным способом своего рода "ближневосточный Хельсинки". Имеется в виду Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в финской столице в 1975 году. Он установил нерушимость послевоенных европейских границ, взаимное уведомление о военных маневрах, согласовал сферы сотрудничества в экономической и гуманитарной областях.
На первый взгляд, изложенные выше пункты выглядят применительно к Ближнему Востоку довольно фантастично, учитывая, что на сегодня международное сообщество с трудом добивается даже вменяемого перемирия в Алеппо. Но исходить стоит из устремлений Москвы, приобретшей благодаря своим усилиям имидж наиболее последовательного эффективного борца с ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ). В условиях, когда непосредственные участники конфликтов в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии заняты больше решением тактических, сиюминутных задач, и многие ведущие державы тоже увязли в этих интригах, кто-то должен посмотреть поверх голов вдаль. И нынешний доклад Валдайского клуба - пища для размышлений и начальная точка, от которой можно отталкиваться. По крайней мере, это уже предмет для обсуждений.
Момент для презентации исследования тоже выбран, похоже, не случайно. Как отметил модератор презентации и один из директоров клуба "Валдай" Федор Лукьянов, "мы сейчас находимся на очередном очень важном рубеже. Если недавно достигнутые соглашения между Россией и США по Сирии будут выполняться, это должно привести к улучшению обстановки в Сирии. Если же реализация сорвется, то ситуация там ухудшится".
Такой прогноз касается не только Сирии. Как отметил Наумкин, ситуация в мире крайне тревожна. К уже существующим конфликтам прибавляются новые, например в Южном Судане, не выдержавшем испытания независимостью.
Кроме того, идет процесс переформатирования всего Ближнего Востока - самого взрывоопасного региона в мире. Три главных "столпа" арабских стран, Египет, Ирак и Сирия, политически и экономически ослабли из-за "цветных революций" и войн. При этом набирают вес три неарабских государства - Израиль, Иран и Турция, претендующих на усиление своей роли на Ближнем Востоке.
Отдельно можно выделить курдскую проблему, которая становится все более весомым фактором.
И, разумеется, есть террористическая угроза, в первую очередь это ДАИШ и "Джебхат Фатах аш-Шам" (бывшая "Джебхат ан-Нусра", запрещена в РФ). И что с ними делать - непонятно.