В Анкаре, во время открытия выставки в центре современного искусства, был убит посол России в Турции Андрей Карлов. Террорист выстрелил в него, когда он произносил речь. Он сумел пройти туда, используя полицейское удостоверение. По одним источникам, террорист кричал «Аллах Акбар», по другим, крикнул что-то вроде «Мы умираем в Алеппо — ты умрешь здесь». Строгий костюм с галстуком, короткая стрижка, респектабельный вид — именно так сегодня выглядят реальные террористы-исламисты, совершенно не похожие на их карикатурные образы в голливудских фильмах.
Откровенно говоря, я не понимаю, что делать российскому послу на художественной выставке в стране, где авиация и артиллерия стирают с лица земли целые районы в собственных городах. То же и о туристах. Только что я писал про истинные масштабы гражданской войны в этой стране и про то, как исторический центр главного курдского города Диярбакыра, со всеми его уникальными историческими и культурными достопримечательностями мирового уровня и исламскими святынями, разбомбили до лунного пейзажа.
Какая выставка современного искусства? Понимают ли сотрудники российского посольства, в какой стране они пребывают и работают?
Мой опыт общения с российскими дипломатическими службами в разных странах, как и опыт моих товарищей, даёт основание полагать, что сотрудники российских посольств обитают в каком-то хрустальном аквариуме, полностью оторванные от реального мира. Выставки, вернисажи, культурные мероприятия, общение с чиновниками и дипломатами из других стран — вот тот круг, в котором они вращаются. Я даже сомневаюсь, что весь персонал посольства России, особенно второго плана, умеет свободно говорить на турецком — они могут полагать, что им вполне хватит их знания английского. В отличие, например, от работников американского посольства, которые стараются быть ближе к местному населению и которых можно увидеть и с радикальной оппозицией — как про- так и антироссийской — и с молодёжью, и со студентами, и даже с маргиналами.
У праздношатающихся по Анталье туристов, похоже, полностью отшибло чувство самосохранения. Или им приятно ходить по стране, где даже курортные города, где они пребывают, полны беженцев, как турецких, так и сирийских?
Ещё раз по последним фронтовым новостям из Турции, чтобы в России, наконец, ощутили, что времена отдыха на турецких пляжах прошли навсегда, как и времена художественных вернисажей. Чтобы все осознали: в Турции реально идёт большая война.
О событиях в ночь с 17 на 18 декабря. После того, как утром 17 декабря в Кайсери был подорван автобус, в результате чего, по утонённым данным, по крайней мере, 15 турецких военнослужащих погибло и более полусотни было ранено, президент Эрдоган призвал своих сторонников «выступить против терроризма». Эти «выступления» приняли специфический характер: одновременно были осуществлены десятки нападений на офисы левой и прокурдской Народно-демократической партии (HDP) — по всей стране. Нападавшие кричали «Аллах Акбар», среди участников были как активисты правящей Партия справедливости и развития, так и сторонники крайне правой Партии национального действия. Флаги HDP были вырваны и заменены турецкими флагами, офисы подожжены или уничтожены изнутри. Турецкая трансляция телеканала CNN вышла с заголовком «Атаки против HDP играют важную роль в борьбе с терроризмом». На здании офиса HDP в Стамбуле появились щербины от, по крайней мере, 160 пуль. Согласно официальному заявлению HDP, были атакованы, по крайней мере, 14 районных отделений, пять городских, а также центральное бюро партии.
Якобы стихийный гнев народных масс, выступивших одновременно, по всей стране, и при полном бездействии полиции.
Судя по всему, убийство посла и было организовано на волне призыва Эрдогана «выступить против терроризма» и погромов офисов HDP. При соучастии, попустительстве или преступной халатности полиции, удостоверение которой имел террорист. Таким образом, турецкий президент несёт свою долю ответственности за смерть Андрея Карлова.
Между тем, гражданская война на территории Турции расширяется.
10 декабря в Стамбуле был совершён двойной теракт, в результате которого погибло не менее 39 человек, в основном члены спецназа полиции по подавлению беспорядков. Тогда ответственность за него взяла группировка «Соколы свободы Курдистана» — отколовшееся в своё время от Рабочей партии Курдистана её радикальное крыло.
TIKKO (Турецкая рабоче-крестьянская освободительная армия — тур. Türkiye İşçi Köylü Kurtuluş Ordusu), боевое крыло Коммунистической партии Турции/Марксистско-ленинской объявила о гибели в двух столкновениях с армией восьми своих бойцов. Бои имели место в неспокойной ещё с 30-х годов провинции Тунджели, более известной как Дерсим. Найти тщательно замаскированные убежища партизан турецкая армия сумела с применением беспилотников, впервые использованных для подобной задачи. Церемония отдания военных почестей павшим товарищам бойцами TIKKO имела место в северной Сирии, где бойцы TIKKO проходят военную стажировку, воюя с ИГИЛ* на стороне курдов перед переброской обратно в Турцию. Их семьи и товарищи похоронили их дома как героев (фото).
В турецких спецслужбах работают тоже не святые. Только что немецкая госбезопасность арестовала, как подозревают, члена турецкой спецслужбы, чья миссия состояла в том, чтобы убить курдских активистов в Бремене и Брюсселе. Согласно немецкой газете Бильд, он является этническим курдом в возрасте 31 года. Как пишет газета, киллер перебрался из Турции в Германию в конце ноября для подготовки и совершения нескольких убийств. Турецкие власти располагают восемью тысячами штатных сотрудников разведки, десятая часть из них находится в Западной Европе, в том числе триста человек — в Германии. Они опираются на обширную сеть информаторов и активно используют организованную преступность и фашистские формирования.
Напомню, что 9 января 2013 г., среди бела дня, трое курдских активисток, в том числе Сакинэ Джансиз, являющейся одной из основателей Рабочей партии Курдистана, были убиты выстрелами в голову в курдском общественном центре в Париже. Омер Гюней, предполагаемый убийца, вскоре скончался ещё до суда от серьезного заболевания головного мозга. Он был единственным подозреваемым, и его смерть прекратила судебное разбирательство, которое должно было состояться с 23 января по 24 февраля 2017 года.
И посреди этого шабаша вырвавшихся на волю джиннов войны, — российский посол на выставке в центре современного искусства. Странно и страшно: в нынешней ситуации в этой стране место послу было совсем не там…
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.