Убийство командира батальона «Сомали» полковника Михаила Толстых (Гиви) продолжило череду покушений на известных полевых командиров и силовиков народных республик Донбасса. Почерк убийства — Гиви взорвали в собственном кабинете в штабе части (по информации Игоря Стрелкова был использован огнемет «Шмель») свидетельствует о теракте. Похожие методы были использованы и во время других покушений.
Последним по времени громким преступлением стало убийство начальника управления народной милиции ЛНР полковника Олега Анищенко. Его взорвали в собственном автомобиле на улице города. До этого трагедия случилась в Донецке, где в результате взрыва в шахте лифта погиб легендарный командир Арсений Павлов (Моторола). Тандем двух комбатов, Моторолы и Гиви, проявил себя во время обороны донецкого аэропорта, после чего их включили в санкционный список ЕС.
Следы убийств Анищенко и Павлова вели в Киев. По данным СМИ, после взрыва в Луганске был задержан и дал признательные показания майор ВСУ. О задержании его сообщников ничего неизвестно. В случае Моторолы ответственность за теракт взяли на себя украинские националисты из группировки Misanthropic Division. Они также угрожали главе ДНР Александру Захарченко. В свою очередь лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош прокомментировал гибель Аресния Павлова лозунгом «Слава нации! Смерть врагам!»
После убийства Моторолы встал вопрос о безопасности Гиви. В его адрес начали поступать угрозы от украинских радикалов. Тем не менее, Толстых говорил, что ему нечего терять. «Я буду продолжать вести образ жизни командира воинской части. Можно обзавестись охраной в большом количестве, но я этого делать не буду… Я не боюсь за свою жизнь… Я не чувствую себя таким же важным, как Арсен (Павлов). Арсен был на голову выше меня», — цитировали СМИ его слова.
Ветеран подразделения «Альфа» Центра специального назначения ФСБ России Виталий Демидкин не сомневается, что убийство Гиви — теракт.
— Другими путями они бороться не могут и вот показывают, что что-то делают", — говорит он .- Это же старые методы, испокон веков применяемые. Запугивают народ, — добавил эксперт.
По мнению Демидкина, технически провести подобный акт устрашения не составляет труда.
— Украина была в составе СССР совсем недавно. Школа то одна, школа осталась. — Напомнил спецназовец. — Там есть сотрудники, которые заканчивали и школу КГБ и высшие учебные заведения МВД. Потом, наверняка, там есть и наемники из «капиталистических» стран. Поэтому провести такой теракт не сложно, специалистов хватает.
Роль, которую могли играть в совершенных покушениях иностранные «специалисты» доподлинно установить невозможно. Однако после подписанного Петром Порошенко указе о допуске на территорию Украины подразделений вооруженных сил других государств ничего исключать нельзя. Так в декабре 2016 года еще на один год продлила программу подготовки подразделений ВСУ Великобритания. Через нее уже прошли несколько тысяч украинцев. США также помогает Киеву в подготовке военнослужащих.
Возможно, Киев рассчитывает, что после ликвидации большинства проявивших себя в ходе войны командиров боеспособность армий народных республик Донбасса упадет. В то время как Москва не сможет решиться на открытое военное вмешательство по политическим причинам. В этом случае, усилившиеся за последние годы ВСУ, получат на Домбассе решающее преимущество. Последние события косвенно подтверждают эту версию.
В течение минувшей недели позиции армии ДНР, а также пригороды Донецка подвергались массированным обстрелам. Кроме того, в ряде населенных пунктов ВСУ предприняли попытки наступления. Присутствие украинских танков было зафиксировано в Авдеевке. Именно в ходе боев в промзоне этого населенного пункта Гиви получил легкое ранение. Замеченные заранее приготовления Киева к наступлению даже вынудили Россию превентивно сосредоточить вблизи границы в Ростовской области дополнительные силы, а министр обороны издал приказ об укреплении войск в Южном военном округе.
Отметим, что убийства известных полевых командиров в «мирное» время случались в народных республиках Донбасса и ранее. Среди погибших Алексей Мозговой, Павел Дремов, Александр Беднов. Однако в их случае информация о возможных причинах покушений была противоречива. Назывались самые разные версии: от внутренних конфликтов до «руки Киева». Ни в одном из этих случаев установить точную картину событий не удалось.
По мнению участника ополчения ЛНР Александра Аверина систематические убийства известных командиров народных республик имеют политическое измерение — дают Киеву ощущение превосходства.
— После смерти Моторолы Михаил Толстых (Гиви) был последним знаковым полевым командиром Новороссии, оставшимся на боевом посту. Кто-то, как Стрелков, Козицын или Безлер был вынужден покинуть территорию народных республик еще в 2014−15 годах. Остальные были убиты, причем официально объявленные в качестве убийц — «украинские ДРГ» — стали печальным мемом. Слишком очевидным в ряде случаев был местный след.
Сегодня в результате диверсии был убит и Гиви. Мир его праху. Боевой дух защитников Новороссии падает, среди её населения все слышней голос тех, кто утверждает, что «Новороссию сливают». Когда у людей убивают одного героя, их воля к победе только возрастает. Мертвый герой — это знамя, зовущее к отмщению. Когда убивают всех героев, на месте знамени остается пустота. В то же время мораль противника неуклонно возрастает.
«СП»: Что движет убийцами? Деньги?
— У власти в Киеве радикальные националисты, отнюдь не «украинские партнеры», но самая настоящая хунта — настало время вспомнить этот термин. Наличие в среде этих радикалов ещё более крайних, их у нас любят называть «бандеровцами», не делает менее крайних более адекватными. У власти в Киеве находится идеологически мотивированный русофобский режим, сребролюбие которого не мешает русофобии, а лишь дополняет её.
Каждая смерть знакового лидера, знакового командира ДНР и ЛНР заставляет этих людей радоваться, поднимает их боевой дух, их уверенность в себе. Поднимает их влияние на украинское политическое поле и украинское общество. Никакая экономическая ситуация не способна эту радость затмить. Люди готовы есть лебеду, чтобы им хватило сил порвать горло соперника зубами.
Смерть всех знаковых командиров ДНР и ЛНР при отсутствии аналогичных операций против одиозных украинских боевиков вызывает вопросы и к властям народных республик, и к Москве. Люди — не шахматные фигуры, и холодные стратеги, скрытые за высокой стеной, рискуют утерять контроль за умами сограждан и ситуацией в целом.