Администрация президента США Дональда Трампа увеличивает расходы на укрепление военного присутствия вблизи границ России. В 2019 году финансирование программы Европейской инициативы сдерживания (EDI) может возрасти до $ 6,5 млрд. (против $ 4,8 млрд. в 2018 году). Об этом сообщает Defense News.
Вопрос о выделении средств будет рассматриваться Конгрессом США в рамках закона о бюджете на следующий фискальный год. Непосредственно на «сдерживание российской агрессии» предлагается выделить $ 828 млн. Почти вся сумма будет направлена на реализацию проектов ВВС США. На «заблаговременное размещение и складирование техники» для «сдерживания российской агрессии» планируется потратить $ 368,6 млн, а на модернизацию военных аэродромов — $ 363,8 млн.
Как напоминает издание, в 2018 году на обновление авиабаз, учебных центров и полигонов США в Европе было выделено $ 214 млн. В общей сложности были профинансированы работы на девяти объектах в Великобритании, Исландии, Норвегии, Эстонии, Латвии, Люксембурге, Словакии, Венгрии и Румынии.
В марте 2018 года главком Европейского командования американских войск генерал Кертис Скапарротти сообщил, что средства на модернизацию авиабаз позволят «оперативно принимать в чрезвычайных ситуациях истребители четвертого и пятого поколений, самолеты огневой поддержки, бомбардировщики и транспортные самолеты».
По его словам, за счет ассигнований 2018 фискального года началось строительство системы дозаправки и мест стоянки тактической авиации. Например, в скором времени авиабаза Амари в Эстонии сможет принимать и обслуживать штурмовики A-10 Thunderbolt II, истребители четвертого поколения F-15, F-16 и самолеты пятого поколения F-22 и F-35.
В 2018 году обновление аэродрома Кечкемет в Венгрии обошлось бюджету США в $ 55,4 млн. Средства были направлены на строительство хранилища для горюче-смазочных материалов, рулежных дорожек и других объектов. Модернизированная авиабаза будет способна принимать транспортные самолеты C-5 и боевые F-15 и A-10.
Как поясняет Defense News, совершенствование авиационной инфраструктуры необходимо для оперативного наращивания группировки ВВС в случае, «если Россия вторгнется в какую-нибудь европейскую страну — например, в Латвию».
В Вашингтоне полагают, пишет издание, что аэродромная сеть НАТО в нынешнем виде не способна выполнять задачи «сдерживания России». С 1990-х годов контингент ВВС США в Европе сократился с 72 тыс. до 34 тыс. человек. Одновременно уменьшилось количество оперативных баз (с 25 до 6) и самолетов (с 805 до 204). Сейчас, как видим, ситуация развивается в обратном направлении.
Зачем США модернизируют сеть военных аэродромов в Европе, чем ответит на это Россия?
— США и другие страны-члены НАТО в геометрической прогрессии наращивают военные расходы на так называемое «сдерживание России», — отмечает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергей Ермаков. — Термин «сдерживание» в западной политической мысли имеет много аспектов, и его можно перевести на русский по-разному. В данном случае он используется в смысле «устрашение».
Напомню, что Европейская инициатива, которая была запущена при Бараке Обаме в ответ на якобы «агрессию России» против Украины, первоначально называлась Инициативой по предоставлению дополнительных гарантий союзникам. Впоследствии инициатива была переименована, и ее основа осталась прежней — военно-политическое давление на РФ. На деле, это попытка устрашить Москву, чтобы проводить более выгодную для Вашингтона политику в отношении геополитического конкурента.
Замечу, Россия рассматривается американцами именно как конкурент — но только пока. Едва США с помощью партнеров по НАТО отстроят военную инфраструктуру в Европе, и повысят свой потенциал, разговор с Москвой может пойти совсем в другом русле — еще более жестком. Просто потому, что конфронтационная модель выбрана Вашингтоном совершенно четко.
«СП»: — Как конкретно США намерены укрепляться в Европе?
— Трамп — это политик, вышедший из бизнеса, и хорошо усвоивший приемы бизнес-давления. Это прослеживается и в его внешней политике, в том числе на европейском направлении. США вкладывают деньги именно в те возможности, которые им сейчас необходимы. Одновременно они жестко давят на европейцев, заставляя их нести военные расходы, исходя из американских потребностей — причем в сферах, где Европе это сподручнее.
Скажем, сейчас США вкладываются в военные аэродромы в Европе. Но это не значит, что военные траты не увеличиваются на другие нужды. «Военный Шенген», напомню, подразумевает, что расходы на военную инфраструктуру в Европе ложатся не только на страны в рамках НАТО, но и в рамках всего ЕС.
В этом смысле планы европейцев развить собственный военный потенциал полностью укладываются в планы НАТО и США. Более того, при такой схеме именно американцы становятся главными выгодоприобретателями.
В рамках саммита НАТО в Брюсселе 11−12 июля все эти вопросы, надо думать, будут активно обсуждаться. И можно уверенно утверждать, что сдерживание «российской агрессии» будет краеугольным на этом форуме.
Нам же надо понимать: эта политика уже обладает серьезной инерционностью, и для НАТО это очень серьезный процесс. Это даже не реформирование альянса, а возврат к истокам военного союза, который когда-то создавался как инструмент США в борьбе против СССР.
«СП»: — Почему американцы уделяют много внимания именно военной авиации?
— США категорически не устраивает, что мы и Китай способны выстраивать пресловутые зоны A2/AD (anti-access and area denial — ограничение и воспрещение доступа и маневра). Эти зоны необходимо преодолевать как раз с помощью средств воздушного нападения.
Именно поэтому насыщение европейского театра современно авиацией признается американцами чрезвычайно важным. Плюс на подходе контракты, которые заставят европейцев еще сильнее вкладываться в планы США — я имею в виду закупку американских F-35.
Кроме того, США пытаются перенести на региональный уровень ядерное сдерживание потенциальных противников. В Европе, помимо модернизации сети аэродромов, ведется совместная подготовка летчиков США и стран-членов НАТО по программе разделения возможностей и ответственности в области ядерной политики. И как мы прекрасно помним, США завершают испытания новейшей высокоточной авиабомбы B61−12 с ядерным зарядом уменьшенной мощности, которую они планируют разместить в Европе.
B61−12 также можно использовать в рамках стратегии по устрашению России.
«СП»: — Что в такой ситуации делать России?
— Нам необходимо более активно выстраивать те самые зоны A2/AD. Плюс укреплять связи с союзниками в рамках ОДКБ — восточный фланг, на который делает упор НАТО, действительно главный, но не единственный. Глобальные планы США по сдерживанию России, напомню, предусматривают еще и выходы на Кавказ, и в Черноморский регион.
Наконец, нам нужно укреплять свои Вооруженные силы. Надо понимать: только в этом случае Запад будет разговаривать с нами, как с равным партнером.
— США наращивают финансирование военного присутствия в Европе, поскольку сейчас для них обнаружилась «российская агрессия», — отмечает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — А чем еще американцам воевать в Европе, кроме как авиацией? Не на суше же они будут воевать!
У России, я считаю, нет возможности реагировать на все это, кроме как наблюдать и продолжать собственное военное строительство. Причем, строительство по прежним планам — которые только желательно не урезать.
Должен сказать, США для реализации стратегии сдерживания РФ надо менять не только все военное планирование, но и в каком-то смысле мышление. Американцы долгое время исходили из того, что нас просто не существует. Именно поэтому военное планирование и подготовка у Америки построены под войны с заведомо более слабыми противниками.
Теперь им все нужно поворачивать обратно, что заведомо сложно — во всех отношениях