Нечто очень грозное для нас на глазах зреет на западном стратегическом направлении. Военная машина НАТО, и без того с самого начала своего существования «заточенная» против сначала Советского Союза, а потом — и России, вовсю осуществляет ключевые мероприятия стратегического развертывания в сторону наших границ.
Самое удивительное — никто ничего не скрывает. Под не слабеющий накал риторики о будто бы жуткой «военной угрозе со стороны Москвы» военные приготовления Запада к масштабному столкновению с нами идут открыто и даже вызывающе. Настолько, что хочется протереть глаза и свериться с календарем: сейчас на дворе конец 2018-го или начало 1941 года?
Но перейдем к фактам. На днях в городке Марш-ан-Фамен в бельгийской провинции Валлония состоялись торжественные мероприятия по преобразованию дислоцированной здесь легкой аэромобильной бригады (одной из всего двух, имеющихся в сухопутных войсках этой маленькой страны) в механизированную. То есть, ее парашютно-десантные батальоны преобразованы в мотопехотные и существенно пополнены тяжелой бронетехникой и артиллерийскими системами.
Это совершенно рутинное войсковое мероприятие в крошечной Бельгии не заслуживало бы никакого внимания, если бы не выступление в тот же день в Марш-ан-Фамене командующего сухопутными войсками этой страны генерал-майора Марка Тиса. Среди прочего, генерал по-солдатски прямо рубанул такое: «До сих пор мы были организованы идеально для экспедиционных операций, которые проводили в течение последних 20−25 лет. Но мир меняется. Теперь мы вновь смотрим на Восток».
«Смотрим на Восток»? Естественно, это не частное мнение охваченного милитаристским угаром некого господина Марка Тиса. Ведь он, бесспорно, в силу своей должности хорошо знаком с важнейшими материалами боевого планирования Североатлантического альянса в целом. И хорошо представляет, что и зачем делается в рамках не одной только Бельгии, а всего этого военного союза.
Отчего вдруг почти синхронно с усилением бельгийской бригады, в сухопутных войсках Великобритании взялись за срочное восстановление расформированного шесть лет назад 79-го железнодорожного полка. Задача этой воинской части — обеспечение быстрого и бесперебойного движения воинских эшелонов в континентальную Европу по туннелю, проложенному под проливом Ла-Манш.
Как полтора месяца назад сообщила лондонская газета Daily Express, проблемы с использованием Евротуннеля для переброски крупных британских армейских контингентов в случае начала большой войны с Россией были выявлены по итогам двух крупных войсковых учений на эту тему, организованных после 2014 года штабом сухопутных войск в Андовере (графство Гемпшир).
Вот как сложившуюся ситуацию прокомментировал неназванный военный инсайдер Daily Express в структурах НАТО: «У нас была эта проблема в течение четырех лет. Это то место, где у России большое преимущество: ей ни с кем не нужно вести переговоры (для организации переброски собственных войск железнодорожным транспортом — „СП"), чтобы добиться своей цели».
Впрочем, даже унылое сообщение натовца о трудностях с реализацией стремлений к наращиванию боевых возможностей у российских границ пока выглядит на деле слишком оптимистично для альянса. Потому что в действительности главные трудности логистики западных союзников на этом направлении намного шире, чем простое наведение комендантского порядка в туннеле под Ла-Маншем. Об этом свидетельствует секретный доклад НАТО, выдержки из которого просочились в прессу осенью прошлого года. В документе, в частности, констатировано: «После окончания холодной войны атрофировалась способность НАТО осуществлять быстрое логистическое усиление на существенно увеличившейся территории».
Популярно растолковать читателям это положение в июле 2018 года попыталась газета The Washington Post. Ее статья на интересующую нас тему начинается так: «Американские генералы обеспокоены: если им придется противостоять России, то самые мощные в мире войска могут застрять в пробках».
Далее следует конкретный пример. Возвратившиеся в Германию с учений в Грузии американские подразделения слишком надолго оставались вообще без штатной бронетехники. Танки, самоходки, бронетранспортеры и боевые машины пехоты с места маневров морским и железнодорожным транспортом добиралась до собственного гарнизона четыре месяца вместо запланированных двух недель. Причина: литерный состав не вписался в созданное для него «окно» в расписании и вынужден был тащиться по всей Германии, пропуская пассажирские и грузовые поезда.
Это можно дополнить фактами, которые остались за пределами внимания журналистов The Washington Post. Вы помните про всем известные традиционные русские проблемы, которые коротко можно обозначить как «дураки и дороги»? Так вот, есть способ хоть здесь немного потешить национальную гордость.
После 2014 года экспертам НАТО внезапно открылось, что транспортная инфраструктура Европы развита хуже, чем в западных регионах нашей страны. В частности, железнодорожная сеть соседей слабовата по сравнению с той, что в смежных областях России. А в Латвии, Эстонии, Литве, Украине и Грузии к тому же ширина колеи осталась той, что больше века предусмотрена для поездов только российского стандарта. Всем без исключения приходящим с Запада вагонам на границе приходится менять колесные тележки. При таких условиях о быстрой переброске войск и техники не может быть и речи. Не исключено — по этой причине НАТО предстоит заблаговременно переложить многие тысячи километров путей в этих странах.
Перечень логистических трудностей НАТО в подготовке к войне с нами, к счастью, пока обширен. Мосты и туннели в Польше и Румынии еще не рассчитаны на прохождение крупных колонн тяжелой военной техники. Взлетно-посадочные полосы вовсе не всех крупных гражданских аэропортов бывших стран Варшавского договора, теперь люто активничающих в рядах Североатлантического альянса, в состоянии принимать военно-транспортные самолеты. Та же история — с морскими портами. К причалам многих из них из-за малых глубин не в состоянии подходить океанские транспорты с подкреплением из-за океана.
Сложившееся положение российский военный эксперт генерал-лейтенант в отставке Николай Топилин, бывший заместитель начальника инженерных войск Минобороны России по вооружению, объясняет так: «Основная стратегическая проблема Европы в том, что все коммуникационные сети там развивались хаотично, в зависимости от потребностей коммерческой логистики, но без учета оборонных интересов. Тогда как в России строительство любого транспортного объекта, который может иметь оперативно-тактическое значение, традиционно ведется с соблюдением норм, предписанных военными. Мосты и туннели обладают строго определенными характеристиками, пути сообщения могут использоваться как фронтальные или рапидные дороги».
Но тревожно вот что. Приведение транспортной инфраструктуры к «стандартам НАТО» в соседних странах уже началось. И идет просто лихорадочными темпами. По сведениям Daily Express, на программу для начала выделено 3 миллиарда фунтов стерлингов. Хотя, конечно, это лишь начало. Потратиться альянсу придется в десятки, а то и в сотни раз основательней.
То, что сегодня происходит у России под боком, на профессиональном языке военных называется спешной инженерной подготовкой театра военных действий. Если рациональные европейцы с американцами решили грохнуть на такое дело гигантские деньжищи — стало быть, и цели перед собой они ставят такого же масштаба? Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы примерно представить, как такие цели формулируются в документах боевого планирования штаб-квартиры НАТО в Брюсселе.
Впрочем, развернувшаяся очень масштабная работа по подготовке к Третьей мировой войне не ограничена, конечно, только инфраструктурными проектами западных союзников. Собранные воедино сообщения на эту тему, поступающие из-за рубежа в последние месяцы, выглядят как генштабовская разведсводка. Выборочная хроника тут такова:
— 10 октября 2018 года стало известно, что Пентагон на сайте госзаказов США объявил конкурс на срочную поставку подробной картографической информации о 31 стране Восточной и Центральной Европы (включая Украину и Грузию). Заказчиком выступает европейское подразделение Объединенного инженерного корпуса армии США (USACE). Выяснилось, что Пентагон интересуют аэрокосмические фотограммы, стереомакеты, геодезические карты, схемы землепользования и подземных коммуникаций, в том числе — коммунальных сетей, топографические данные, контрольно-измерительные и кадастровые съемки;
— 26 октября 2018 года официальный сайт Европейского командования ВВС США сообщил, что военная авиация США доставила из-за океана на базу в немецком Раммштайне крупнейшую с 1999 года партию боеприпасов. «Это самая крупная партия такого рода со времен операции „Союзная сила", которая состоялась в 1999 году», — прокомментировал случившееся начальник боевого обеспечения 86-й эскадрильи капитан-сержант Дэвид Хед. Забывчивым напомним: упомянутая Хедом операция представляла собой почти трехмесячную бомбардировку Союзной Республики Югославии;
— с сентября 2016 года американцы начали постепенное накопление на складах в Эйгельсхофене (Нидерланды), Зьотендале (Бельгия), Дюльмене и Мизау (Германия) вооружения и военной техники, достаточной для оснащения к 2021 году одной бронетанковой дивизии. Будущая дивизия должна включить в себя две бронетанковые бригадные боевые группы, две огневые (артиллерийские) бригады, части ПВО, инженерные части, части управления движением, части обеспечения и медицинские части. Кроме того, на базе Кэмп-Дарби между Ливорно и Пизой в Италии хранятся вооружение, военная техника и боеприпасы APS для еще одной бригады с двумя бронетанковыми и двумя мотопехотными батальонами.
— на армейском складе в Ливорно уже хранятся военные резервы, достаточные для развертывая одной бригады армии США.
— к 2021 году американцы планируют достроить новый объект стоимостью $ 200 млн для хранения техники и вооружения еще одной американской бригады в польском Повидзе.
Теперь вам не кажется удивительным, что по опросу заокеанской газеты Military Times более половины американских военнослужащих, читающих эти новости не только в газетах, но и в служебных документах, полагают, что большая война НАТО с Россией начнется уже в 2019 году? Всего через месяц этот, как многие полагают, роковой год и начнется.
Пора бежать в магазин за керосином, солью и спичками?