19.03.2015 · Иностранные спецслужбы
13.03.2009 11:28 << Пред След >> |
Интервью с руководителем центрального управления внутренней разведки (контрразведки) Франции
Руководители французских спецслужб крайне редко дают
интервью, тем более подробные. Исключением из этого правила стала запись
обширной беседы с Бернаром Скарсини, опубликованная
государственным журналом-вестником "Кестьйон энтернасьональ" в номере 35
/январь-февраль/. Скарсини возглавляет DCRI /читается: Дэ-сэ-эр-и / –
Центральное управление внутренней разведки, то есть контрразведку
страны. Эта служба была саздана 1 июля 2008 года после реорганизации ее
предшественницы DST – Управления безопасности территории. DCRI
структурно находится в системе МВД Франции. По данным французских СМИ,
численность DCRI составляет 4 тысячи человек.
Всего французское разведсообщество насчитывает, после недавней реорганизации, четыре спецслужбы и порядка 12 тыс человек.
- В недавно подготовленной "Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности" обращается особое внимание на усиление для Франции опасности со стороны новых источников рисков и угроз. В этой связи в ней высказывается пожелание, чтобы обеспечению деятельности разведслужб страны уделялось больше внимания. Не могли бы вы уточнить, каким именно видам опасности противостоит возглавляемое вами Центральное управление внутренней разведки?
– Главной задачей для DCRI, подобно тому, как это было и для DST, и для DCRG /Центральное управление общих сведений – "Рансеньман женеро"/, остается борьба с терроризмом, будь то терроризм международный, европейский или внутрифранцузский. При этом под международным терроризмом я прежде всего имею в виду терроризм исламского толка, подробный анализ которого приводится в "Белой книге об обеспечении внутренней безопасности перед лицом терроризма", выпущенной в 2006 году, а также в "Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности" от 2008 года.
К сожалению, террористическая опасность для нас не единственная. Мы детально занимаемся и другими видами угроз. В частности, это различные акции по вмешательству – как политического, так и экономического характера. Также мы занимаемся вопросами, связанными с проявлениями протестов, в частности таких их крайних форм, которые принимают насильственный характер и могут представлять угрозу для республиканского порядка.
- Какими являются в данном новом контексте новые структуры DCRI и ее основные задачи?
– Данные структуры сочетают в себе силу центрального ядра DST c сетью территориального контроля, существовавшей у DCRG. К этому следует добавить и нахождение десятка офицеров связи за границей.
DCRI, перед которой поставлены задачи борьбы на французской территории против любого рода деятельности, способной нанести ущерб основополагающим интересам страны, организует свою деятельность вокруг четырех основных полюсов. Это борьба с терроризмом /как международным, так и внутренним/, меры по контрразведке /что является классической деятельностью для службы внутренней разведки/. Это также защита экономического достояния страны /обеспечение экономической безопасности, а также борьба с распространением оружия массового уничтожения/ и противодействие подрывной насильственной деятельности.
- Известно, что в рамках Программы общего пересмотра политики в общественно-государственной сфере /RGPP/ государственные реформы должны привести к экономии финансовых, человеческих и административных ресурсов. Какую оценку можно дать степени эффективности, достигаемой путем того объединения структур, в результате которого возникла DCRI? Выражается ли это в сокращении бюджетов, личного состава, структур? Приводит ли к лучшему использованию сил и средств, к концентрации сил на выполняемых задачах, что должно приводить к повышению эффективности службы?
– Создание DCRI соответствует двоякой цели: с одной стороны, повышению эффективности разведсообщества и, с другой, модернизации французской административной системы.
В том, что касается первой цели, создание DCRI отвечает курсу на повышение эффективности системы внутренней разведки во Франции. Николя Саркози, который уже высказывал стремление к осуществлению подобных мероприятий в бытность еще министром внутренних дел, привел свой план в исполнение, став президентом Французской Республики. Как подчеркивала, со своей стороны, нынешний министр внутренних дел Мишель Альо-Мари, "данная реорганизация направлена на обеспечение достижения лучшей взаимодополняемости служб и всех действующих лиц системы разведки".
Этот курс привел к созданию летом 2007 года рабочей группы под управлением генерального директора французской полиции Фредерика Пешенара с целью ликвидировать все дублирования в работе и рационализировать нашу работу.
Вне деятельности этой комиссии нам надлежит продолжать реализацию намеченных мер в рамках французского разведывательного сообщества, чтобы добиться лучшей координации между сферами внутренней и внешней безопасности.
Этот двойной подход я расцениваю как крайне важный в контексте существующей стратегической неопределенности. В этой связи стоит вспомнить совет, который нам в свое время дал Генри Киссинджер: "Когда средства весьма ограничены, а ваш противник решительно настроен, ваши воспоминания о былых успехах рискуют породить у вас иллюзии, которые могут оказаться первым шагом к катастрофе".
В том, что касается второй цели, то есть модернизации французской административной системы, то DCRI не может быть в стороне от усилий по рационализации затрат государственных средств, предусмотренной программой пересмотра политики в общественно-государственной сфере /RGPP/ в отношении всех ветвей французской администрации.
В данном контексте мы непредвзято подходим к рассмотрению всех источников возможной экономии в рамках нашей системы. Как указывал президент республики начиная с 2007 года, "в сфере внутренней безопасности следует также провести экспертную оценку ситуации в рамках общей государственной реформы".
Министр внутренних дел Мишель Альо-Мари, со своей стороны, подчеркивала, что создание DCRI позволит в лучшей мере ответить на такой приоритет "Белой книги", как обеспечение разведывательной деятельности с использованием персонала, меньшего по численности, чем в двух предыдущих службах вместе взятых".
- Возможно ли уже сейчас подвести первый итог слияния DST и DCRG?
– Было бы поспешным с моей стороны пытаться подвести окончательный итог всего через шесть месяцев после слияния двух управлений, которые не подвергались масштабным реформам уже несколько десятилетий. Но должен сказать, что на сегодняшний день итог осуществляемых преобразований я склонен расценивать как в целом положительный.
Прежде всего, DCRI выиграла в эффективности, что и было одной из главных целей реформы сферы внутренней разведки, проводимой президентом Франции, который еще в 2007 году подчеркивал, что "в условиях имеющих множество форм внешних угроз обеспечение эффективности французских разведслужб является для нас важнейшей целью". Прежде всего, речь идет об эффективности на внутреннем уровне, которая для DCRI основана на сочетании целого ряда факторов: упрощении и рационализации структур, повышении эффективности благодаря взаимодействию и взаимодополнению слившихся структур, сохранении накопленных знаний и навыков двух служб.
Это также и эффективность на внешнем уровне, основанная на существовании системы "единого окна" для наших традиционных международных визави. Все эти перемены позволяют обеспечить более быстрое прохождение информации, особенно адресованной лицам, принимающим решение на политическом уровне.
- DCRI предназначена для того, чтобы заниматься вопросами в сфере внутренней разведки. Однако, как мы знаем, границы страны не являются препятствием для имеющих различные формы угроз, "кочующих" по миру, которые могут зародиться на нашей территории, находиться на ней транзитом и реализоваться вне нее. Либо же, напротив, происходят извне, проникая на французскую территорию. В силу этого DCRI является лишь одним из элементов достаточно сложной структуры разведки. Что вы можете сказать относительно места DCRI в этой системе, прошедшей, в свою очередь, через преобразования, а также относительно того, как осуществляется координация между этими различными составляющими данной системы?
– Одним из главных нововведений, предусмотренных "Белой книгой по вопросам обороны и национальной безопасности", является неразрывная связь между системами внутренней и внешней безопасности. Данное требование заставляет DCRI, в большей мере, чем это было в прошлом, уделять особое внимание /причем при строгом соблюдении ее сферы компетенции/ определенному ряду явлений, происходящих вне французских границ. Например, противодействие как существованию "путей терроризма", так и "путей распространения ядерного оружия и материалов" невозможно осуществлять исключительно на французской территории. Такого рода действия требуют мониторинга и других регионов мира. В подобных условиях DCRI стремится действовать во взаимодополнении со всеми структурами разведсообщества Франции, то есть с Главным управлением внешней безопасности /DGSE/, Управлением военной разведки /DRM/, Управлением защиты и безопасности системы обороны /DPSD/ , Национальным управлением разведки и таможенного расследования /DNRED/, а также Группой обработки разведданных и противодействия тайным финансовым сетям /TRACFIN/. О двух последних структурах обычно в данном контексте редко упоминают.
Хочу напомнить, что Франция располагает через посредство своих посольств внешней сетью информирования, а также то, что "Белая книга" указывает министерству иностранных и европейских дел на необходимость интенсифицировать свои рабочие отношения с разведслужбами.
Начало работы Национального совета разведки будет содействовать большей сплоченности действий разведсообщества, рассматриваемого в самых широких своих рамках.
- Одной из оригинальных сторон системы профилактики и подавления террористической деятельности во Франции является существование тесной связи между сферами разведдеятельности, полицейских действий и юридических действий. Данную связь принято рассматривать как фактор, позволяющий лучшее предвидение, обнаружение и подавление террористической деятельности во Франции. Как на все это влияет осуществляемая в настоящее время реформа?
– DCRI, подобно тому, как это было и в отношении DST, имеет определенные особенности в сравнении с основными такого рода структурами в других странах. DCRI одновременно является и классической службой внутренней разведки, но также и юридической полицией. Данная чисто французская особенность была сохранена и при создании нового Управления. Сочетание трех главных факторов: то есть существования соответствующего выполняемым задачам законодательства, содержащего положения относительно запретной деятельности существования групп злоумышленников, намеренных совершать террористические действия; а также существования соответствующей юридической структуры, специализирующейся на проблемах терроризма и действующей при прокуратуре Парижа; и существование обеспечивающего большую эффективность системы взаимодействия между сферой разведки и юридической сферой – все это содействует лучшему предвидению событий, задержанию преступников и подавлению террористической деятельности во Франции.
И мы придаем самое большое значение сохранению, а также усилению данной системы.
- Одно из нововведений реформы заключается в изменении отношений между разведструктурами и исполнительными органами власти, что выражается, в частности, в усилении роли администрации президента Французской Республики. Какие именно изменения в данной сфере вносит осуществляемая реформа?
– В полном соответствии с главной линией выводов, сделанных в "Белой книге" 2008 года, и осознания, важность которого признана сегодня, способности к "пониманию происходящего и его предвидения", основное нововведение заключается в создании Национального совета по разведке и поста национального координатора разведдеятельности.
Последний находится в подчинении генерального секретариата администрации президента Франции. Его функции, определенные в послании о постановке задач, направленном президентом Франции 23 июля 2008 года, можно вкратце свести к следующему: координировать и направлять действия разведслужб, проверять сплоченность их действий на национальной территории, а также за границей, предлагать им четкие приоритеты в выполняемых задачах.
Данный пост был доверен Бернару Бажоле, опытному дипломату, пользующемуся большим авторитетом в разведывательном сообществе. Сразу по вступлении в должность он в течение недели изучал работу DCRI с тем, чтобы ближе ознакомиться с миром внутренней разведки.
Координатор разведслужб является ключевой фигурой в системе французской разведки.
- Другим нововведением является усиление органов парламента, занимающихся вопросами, связанными со сферой разведки. Какой конкретно будет роль парламента в этой области?
– Хотя создание парламентской комиссии по разведке и было реализовано недавно, тем не менее оно произошло еще до начала реформы сферы внутренней разведки. Созданная на основе закона от 9 октября 2007 года данная структура предназначена вести мониторинг общей деятельности спецслужб, находящихся в подчинении у министров, ответственных за внутреннюю безопасность, оборону страны, ее экономику и бюджет, а также достояние.
Помимо текстов существующих положений, на мой взгляд, самым важным является то доверие, которое устанавливается между членами парламента и DCRI.
И если говорить об этом более подробно, то следует обязательно напомнить, что DCRI находится под юридическим контролем в силу ведения им юридической деятельности. А также под административным контролем со стороны Национальной комиссии по информации и свободе /CNIL/, со стороны Комиссии по доступу к административным документам /CADA/, Национальной комиссии по контролю перехвата данных в целях обеспечения безопасности /CNCIS/, Консультативной комиссии по обеспечению секретности системы национальной обороны /CCSDN/.
Все эти инстанции имеют целью обеспечение соблюдения основополагающих свобод граждан.
Таким образом, как вы видите, деятельность разведслужб отнюдь не проходит в некоем юридическом вакууме.
Однако следует признать, что старые клише в отношении восприятия данного вопроса весьма устойчивы.
- Руководители разведслужб весьма редко позволяют себе выступления в СМИ. Является ли данное ваше интервью свидетельством происходящего обновления в сфере отношений с общественностью, что дополняет другие аспекты ведущейся реформы?
– Разведслужбы слишком долго замыкались в излишнем стремлении быть незаметными. Именно эта позиция в большой мере содействовала возникновению у широких масс всякого рода фантастических представлений, а также дала писателям и кинорежиссерам прекрасные сюжеты для фильмов о шпионах.
Однако времена скрытности и молчания, как я полагаю, прошли. Плюралистический характер информации должен порождать истину. И наши граждане имеют право на объективную информацию, касающуюся деятельности разведслужб страны, впрочем, как и других госслужб.
Но, разумеется, при условии, что будет найдено правильное равновесие между требованием демократической гласности и императивом защиты секретной деятельности. Президент Франции напомнил недавно в этой связи, что "в современной демократии нет таких сфер, о которых мы не могли бы вести открытый диалог".
- Международные связи существуют в сфере разведслужб, даже если мы обратимся к области внутренней разведки. Ставится ли перед DCRI задача осуществлять сотрудничество со службами внешней разведки и каким образом? Существует ли соответствующая двусторонняя база для этого, либо такое сотрудничество осуществляется на основе более организованных контактов, имеющих многосторонний характер?
– DCRI поддерживает двусторонние связи /то есть связи на уровне двух служб/ со 170 спецслужбами мира – даже если интенсивность таких обменов, в частности в сфере операционного обмена информацией, разнится от страны к стране. Данные обмены основываются на ряде запретов, самым важным среди которых является отказ от передачи "третьей спецслужбе" данных, полученных при двустороннем обмене. Важнейшее значение имеет и принцип взаимного доверия.
Наряду с двухсторонней сферой, имеющей ведущее значение, в последние годы постепенно возникли сферы многостороннего сотрудничества, причем как в рамках существующих международных институтов /ООН, ЕС, НАТО/, так и различного рода политических "клубов" /"восьмерка", Бернский клуб, Группа по борьбе с терроризмом/.
- Существуют ли присущие именно Европейскому союзу рамки, позволяющие осуществлять координацию миссий спецслужб, а также добиваться на основе сотрудничества повышения эффективности общих действий спецслужб стран- членов ЕС?
– Прежде всего необходимо отметить, что сфера разведки относится к главным факторам суверенности государств. Именно поэтому статья 3-бис Лиссабонского договора намеренно исключает из компетенции Европейского союза сферу внутренней разведки, направленной на обеспечение безопасности. Учитывая все это, мы, по положению на сегодняшний день, не поддерживаем идею создания Европейского агентства разведки /EURORNS/.
Но это отнюдь не означает, что не существует связей между разведсобществом и органами Европейского союза. Совместный ситуационный центр /SitCen/, созданный в 1999 году по инициативе Германии, Франции и Великобритании, является уникальным по своей сути пунктом контакта для европейских служб внутренней безопасности. Составленные на основе информации, предоставленной SitCen данными службами, аналитические записки и оценочные доклады, касающиеся географических зон, представляющих определенную опасность, он направляет генеральному секретариату Европейского совета /саммиту ЕС/, его службам и представительствам 27 стран- членов.
- Известно, что в США Центральное разведывательное управление тесно связано с гражданским обществом страны, подобно тому, как это наблюдается в Великобритании в отношении британских разведслужб, во всяком случае, в отношении ряда миссий. Однако известно, что во Франции существует своего рода традиция закрытости информации о деятельности служб и по целому ряду причин наблюдаются трудности в отношениях разведслужб и гражданского общества. Не настало ли время изменить подобную ситуацию? В частности в сфере набора персонала, не стоит ли таким службам как DCRI расширить их контакты с университетами и "большими школами", в частности содействуя определенной тематике научных работ аспирантов и послеинститутской подготовки выпускников, которые будут направлены на то, чтобы в целях разведслужб использовать имеющийся потенциал кадров?
– В момент создания DCRI ряд комментаторов утверждал, что данная служба предназначена стать "французским вариантом ЦРУ". Однако это не более чем сравнение, а не констатация. Действительно, если по ряду аспектов существует общность между двумя спецслужбами /в частности, обе они наделены юридическими функциями, а также выполняют задачи по борьбе с терроризмом и занимаются контрразведывательной деятельностью/, тем не менее, между ними существуют существенные различия, в частности в том, что касается органов опеки. Для ЦРУ это независимое агентство, для DCRI – Главное управление национальной полиции /DGPN/.
Разница заключается также в областях компетенции: в частности, борьба с организованной преступностью не относится к сфере компетенции DCRI, если только этот вид преступности не представляет опасности, срочно требующей принятия мер, либо препятствия функционированию самого государства.
Высказывая свое личное мнению, могу сказать вам, что вижу лишь преимущества в развитии связей между разведсообществом Франции и гражданским обществом страны – будь то университеты или другие высшие учебные заведения.
Аналогичный путь предлагался и в представленном президенту и премьер министру страны 20 марта 2008 года "Докладе Боэра" /Ален Боэр, фигура, близкая к президенту Франции, в прошлом был магистром масонской ложи "Великий Восток", видный криминолог, входил или возглавлял различные организации защиты прав человека и мониторинга ситуации в сфере борьбы с преступностью, является также консультантом полиций Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Канады – прим.корр ИТАР- ТАСС/. Изложенный в докладе подход к проблеме, если отвлечься от предлагаемых мер по его претворению в жизнь, я расцениваю как разумный, так и весьма перспективный.
Источник: по материалам ИТАР-ТАСС
Всего французское разведсообщество насчитывает, после недавней реорганизации, четыре спецслужбы и порядка 12 тыс человек.
- В недавно подготовленной "Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности" обращается особое внимание на усиление для Франции опасности со стороны новых источников рисков и угроз. В этой связи в ней высказывается пожелание, чтобы обеспечению деятельности разведслужб страны уделялось больше внимания. Не могли бы вы уточнить, каким именно видам опасности противостоит возглавляемое вами Центральное управление внутренней разведки?
– Главной задачей для DCRI, подобно тому, как это было и для DST, и для DCRG /Центральное управление общих сведений – "Рансеньман женеро"/, остается борьба с терроризмом, будь то терроризм международный, европейский или внутрифранцузский. При этом под международным терроризмом я прежде всего имею в виду терроризм исламского толка, подробный анализ которого приводится в "Белой книге об обеспечении внутренней безопасности перед лицом терроризма", выпущенной в 2006 году, а также в "Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности" от 2008 года.
К сожалению, террористическая опасность для нас не единственная. Мы детально занимаемся и другими видами угроз. В частности, это различные акции по вмешательству – как политического, так и экономического характера. Также мы занимаемся вопросами, связанными с проявлениями протестов, в частности таких их крайних форм, которые принимают насильственный характер и могут представлять угрозу для республиканского порядка.
- Какими являются в данном новом контексте новые структуры DCRI и ее основные задачи?
– Данные структуры сочетают в себе силу центрального ядра DST c сетью территориального контроля, существовавшей у DCRG. К этому следует добавить и нахождение десятка офицеров связи за границей.
DCRI, перед которой поставлены задачи борьбы на французской территории против любого рода деятельности, способной нанести ущерб основополагающим интересам страны, организует свою деятельность вокруг четырех основных полюсов. Это борьба с терроризмом /как международным, так и внутренним/, меры по контрразведке /что является классической деятельностью для службы внутренней разведки/. Это также защита экономического достояния страны /обеспечение экономической безопасности, а также борьба с распространением оружия массового уничтожения/ и противодействие подрывной насильственной деятельности.
- Известно, что в рамках Программы общего пересмотра политики в общественно-государственной сфере /RGPP/ государственные реформы должны привести к экономии финансовых, человеческих и административных ресурсов. Какую оценку можно дать степени эффективности, достигаемой путем того объединения структур, в результате которого возникла DCRI? Выражается ли это в сокращении бюджетов, личного состава, структур? Приводит ли к лучшему использованию сил и средств, к концентрации сил на выполняемых задачах, что должно приводить к повышению эффективности службы?
– Создание DCRI соответствует двоякой цели: с одной стороны, повышению эффективности разведсообщества и, с другой, модернизации французской административной системы.
В том, что касается первой цели, создание DCRI отвечает курсу на повышение эффективности системы внутренней разведки во Франции. Николя Саркози, который уже высказывал стремление к осуществлению подобных мероприятий в бытность еще министром внутренних дел, привел свой план в исполнение, став президентом Французской Республики. Как подчеркивала, со своей стороны, нынешний министр внутренних дел Мишель Альо-Мари, "данная реорганизация направлена на обеспечение достижения лучшей взаимодополняемости служб и всех действующих лиц системы разведки".
Этот курс привел к созданию летом 2007 года рабочей группы под управлением генерального директора французской полиции Фредерика Пешенара с целью ликвидировать все дублирования в работе и рационализировать нашу работу.
Вне деятельности этой комиссии нам надлежит продолжать реализацию намеченных мер в рамках французского разведывательного сообщества, чтобы добиться лучшей координации между сферами внутренней и внешней безопасности.
Этот двойной подход я расцениваю как крайне важный в контексте существующей стратегической неопределенности. В этой связи стоит вспомнить совет, который нам в свое время дал Генри Киссинджер: "Когда средства весьма ограничены, а ваш противник решительно настроен, ваши воспоминания о былых успехах рискуют породить у вас иллюзии, которые могут оказаться первым шагом к катастрофе".
В том, что касается второй цели, то есть модернизации французской административной системы, то DCRI не может быть в стороне от усилий по рационализации затрат государственных средств, предусмотренной программой пересмотра политики в общественно-государственной сфере /RGPP/ в отношении всех ветвей французской администрации.
В данном контексте мы непредвзято подходим к рассмотрению всех источников возможной экономии в рамках нашей системы. Как указывал президент республики начиная с 2007 года, "в сфере внутренней безопасности следует также провести экспертную оценку ситуации в рамках общей государственной реформы".
Министр внутренних дел Мишель Альо-Мари, со своей стороны, подчеркивала, что создание DCRI позволит в лучшей мере ответить на такой приоритет "Белой книги", как обеспечение разведывательной деятельности с использованием персонала, меньшего по численности, чем в двух предыдущих службах вместе взятых".
- Возможно ли уже сейчас подвести первый итог слияния DST и DCRG?
– Было бы поспешным с моей стороны пытаться подвести окончательный итог всего через шесть месяцев после слияния двух управлений, которые не подвергались масштабным реформам уже несколько десятилетий. Но должен сказать, что на сегодняшний день итог осуществляемых преобразований я склонен расценивать как в целом положительный.
Прежде всего, DCRI выиграла в эффективности, что и было одной из главных целей реформы сферы внутренней разведки, проводимой президентом Франции, который еще в 2007 году подчеркивал, что "в условиях имеющих множество форм внешних угроз обеспечение эффективности французских разведслужб является для нас важнейшей целью". Прежде всего, речь идет об эффективности на внутреннем уровне, которая для DCRI основана на сочетании целого ряда факторов: упрощении и рационализации структур, повышении эффективности благодаря взаимодействию и взаимодополнению слившихся структур, сохранении накопленных знаний и навыков двух служб.
Это также и эффективность на внешнем уровне, основанная на существовании системы "единого окна" для наших традиционных международных визави. Все эти перемены позволяют обеспечить более быстрое прохождение информации, особенно адресованной лицам, принимающим решение на политическом уровне.
- DCRI предназначена для того, чтобы заниматься вопросами в сфере внутренней разведки. Однако, как мы знаем, границы страны не являются препятствием для имеющих различные формы угроз, "кочующих" по миру, которые могут зародиться на нашей территории, находиться на ней транзитом и реализоваться вне нее. Либо же, напротив, происходят извне, проникая на французскую территорию. В силу этого DCRI является лишь одним из элементов достаточно сложной структуры разведки. Что вы можете сказать относительно места DCRI в этой системе, прошедшей, в свою очередь, через преобразования, а также относительно того, как осуществляется координация между этими различными составляющими данной системы?
– Одним из главных нововведений, предусмотренных "Белой книгой по вопросам обороны и национальной безопасности", является неразрывная связь между системами внутренней и внешней безопасности. Данное требование заставляет DCRI, в большей мере, чем это было в прошлом, уделять особое внимание /причем при строгом соблюдении ее сферы компетенции/ определенному ряду явлений, происходящих вне французских границ. Например, противодействие как существованию "путей терроризма", так и "путей распространения ядерного оружия и материалов" невозможно осуществлять исключительно на французской территории. Такого рода действия требуют мониторинга и других регионов мира. В подобных условиях DCRI стремится действовать во взаимодополнении со всеми структурами разведсообщества Франции, то есть с Главным управлением внешней безопасности /DGSE/, Управлением военной разведки /DRM/, Управлением защиты и безопасности системы обороны /DPSD/ , Национальным управлением разведки и таможенного расследования /DNRED/, а также Группой обработки разведданных и противодействия тайным финансовым сетям /TRACFIN/. О двух последних структурах обычно в данном контексте редко упоминают.
Хочу напомнить, что Франция располагает через посредство своих посольств внешней сетью информирования, а также то, что "Белая книга" указывает министерству иностранных и европейских дел на необходимость интенсифицировать свои рабочие отношения с разведслужбами.
Начало работы Национального совета разведки будет содействовать большей сплоченности действий разведсообщества, рассматриваемого в самых широких своих рамках.
- Одной из оригинальных сторон системы профилактики и подавления террористической деятельности во Франции является существование тесной связи между сферами разведдеятельности, полицейских действий и юридических действий. Данную связь принято рассматривать как фактор, позволяющий лучшее предвидение, обнаружение и подавление террористической деятельности во Франции. Как на все это влияет осуществляемая в настоящее время реформа?
– DCRI, подобно тому, как это было и в отношении DST, имеет определенные особенности в сравнении с основными такого рода структурами в других странах. DCRI одновременно является и классической службой внутренней разведки, но также и юридической полицией. Данная чисто французская особенность была сохранена и при создании нового Управления. Сочетание трех главных факторов: то есть существования соответствующего выполняемым задачам законодательства, содержащего положения относительно запретной деятельности существования групп злоумышленников, намеренных совершать террористические действия; а также существования соответствующей юридической структуры, специализирующейся на проблемах терроризма и действующей при прокуратуре Парижа; и существование обеспечивающего большую эффективность системы взаимодействия между сферой разведки и юридической сферой – все это содействует лучшему предвидению событий, задержанию преступников и подавлению террористической деятельности во Франции.
И мы придаем самое большое значение сохранению, а также усилению данной системы.
- Одно из нововведений реформы заключается в изменении отношений между разведструктурами и исполнительными органами власти, что выражается, в частности, в усилении роли администрации президента Французской Республики. Какие именно изменения в данной сфере вносит осуществляемая реформа?
– В полном соответствии с главной линией выводов, сделанных в "Белой книге" 2008 года, и осознания, важность которого признана сегодня, способности к "пониманию происходящего и его предвидения", основное нововведение заключается в создании Национального совета по разведке и поста национального координатора разведдеятельности.
Последний находится в подчинении генерального секретариата администрации президента Франции. Его функции, определенные в послании о постановке задач, направленном президентом Франции 23 июля 2008 года, можно вкратце свести к следующему: координировать и направлять действия разведслужб, проверять сплоченность их действий на национальной территории, а также за границей, предлагать им четкие приоритеты в выполняемых задачах.
Данный пост был доверен Бернару Бажоле, опытному дипломату, пользующемуся большим авторитетом в разведывательном сообществе. Сразу по вступлении в должность он в течение недели изучал работу DCRI с тем, чтобы ближе ознакомиться с миром внутренней разведки.
Координатор разведслужб является ключевой фигурой в системе французской разведки.
- Другим нововведением является усиление органов парламента, занимающихся вопросами, связанными со сферой разведки. Какой конкретно будет роль парламента в этой области?
– Хотя создание парламентской комиссии по разведке и было реализовано недавно, тем не менее оно произошло еще до начала реформы сферы внутренней разведки. Созданная на основе закона от 9 октября 2007 года данная структура предназначена вести мониторинг общей деятельности спецслужб, находящихся в подчинении у министров, ответственных за внутреннюю безопасность, оборону страны, ее экономику и бюджет, а также достояние.
Помимо текстов существующих положений, на мой взгляд, самым важным является то доверие, которое устанавливается между членами парламента и DCRI.
И если говорить об этом более подробно, то следует обязательно напомнить, что DCRI находится под юридическим контролем в силу ведения им юридической деятельности. А также под административным контролем со стороны Национальной комиссии по информации и свободе /CNIL/, со стороны Комиссии по доступу к административным документам /CADA/, Национальной комиссии по контролю перехвата данных в целях обеспечения безопасности /CNCIS/, Консультативной комиссии по обеспечению секретности системы национальной обороны /CCSDN/.
Все эти инстанции имеют целью обеспечение соблюдения основополагающих свобод граждан.
Таким образом, как вы видите, деятельность разведслужб отнюдь не проходит в некоем юридическом вакууме.
Однако следует признать, что старые клише в отношении восприятия данного вопроса весьма устойчивы.
- Руководители разведслужб весьма редко позволяют себе выступления в СМИ. Является ли данное ваше интервью свидетельством происходящего обновления в сфере отношений с общественностью, что дополняет другие аспекты ведущейся реформы?
– Разведслужбы слишком долго замыкались в излишнем стремлении быть незаметными. Именно эта позиция в большой мере содействовала возникновению у широких масс всякого рода фантастических представлений, а также дала писателям и кинорежиссерам прекрасные сюжеты для фильмов о шпионах.
Однако времена скрытности и молчания, как я полагаю, прошли. Плюралистический характер информации должен порождать истину. И наши граждане имеют право на объективную информацию, касающуюся деятельности разведслужб страны, впрочем, как и других госслужб.
Но, разумеется, при условии, что будет найдено правильное равновесие между требованием демократической гласности и императивом защиты секретной деятельности. Президент Франции напомнил недавно в этой связи, что "в современной демократии нет таких сфер, о которых мы не могли бы вести открытый диалог".
- Международные связи существуют в сфере разведслужб, даже если мы обратимся к области внутренней разведки. Ставится ли перед DCRI задача осуществлять сотрудничество со службами внешней разведки и каким образом? Существует ли соответствующая двусторонняя база для этого, либо такое сотрудничество осуществляется на основе более организованных контактов, имеющих многосторонний характер?
– DCRI поддерживает двусторонние связи /то есть связи на уровне двух служб/ со 170 спецслужбами мира – даже если интенсивность таких обменов, в частности в сфере операционного обмена информацией, разнится от страны к стране. Данные обмены основываются на ряде запретов, самым важным среди которых является отказ от передачи "третьей спецслужбе" данных, полученных при двустороннем обмене. Важнейшее значение имеет и принцип взаимного доверия.
Наряду с двухсторонней сферой, имеющей ведущее значение, в последние годы постепенно возникли сферы многостороннего сотрудничества, причем как в рамках существующих международных институтов /ООН, ЕС, НАТО/, так и различного рода политических "клубов" /"восьмерка", Бернский клуб, Группа по борьбе с терроризмом/.
- Существуют ли присущие именно Европейскому союзу рамки, позволяющие осуществлять координацию миссий спецслужб, а также добиваться на основе сотрудничества повышения эффективности общих действий спецслужб стран- членов ЕС?
– Прежде всего необходимо отметить, что сфера разведки относится к главным факторам суверенности государств. Именно поэтому статья 3-бис Лиссабонского договора намеренно исключает из компетенции Европейского союза сферу внутренней разведки, направленной на обеспечение безопасности. Учитывая все это, мы, по положению на сегодняшний день, не поддерживаем идею создания Европейского агентства разведки /EURORNS/.
Но это отнюдь не означает, что не существует связей между разведсобществом и органами Европейского союза. Совместный ситуационный центр /SitCen/, созданный в 1999 году по инициативе Германии, Франции и Великобритании, является уникальным по своей сути пунктом контакта для европейских служб внутренней безопасности. Составленные на основе информации, предоставленной SitCen данными службами, аналитические записки и оценочные доклады, касающиеся географических зон, представляющих определенную опасность, он направляет генеральному секретариату Европейского совета /саммиту ЕС/, его службам и представительствам 27 стран- членов.
- Известно, что в США Центральное разведывательное управление тесно связано с гражданским обществом страны, подобно тому, как это наблюдается в Великобритании в отношении британских разведслужб, во всяком случае, в отношении ряда миссий. Однако известно, что во Франции существует своего рода традиция закрытости информации о деятельности служб и по целому ряду причин наблюдаются трудности в отношениях разведслужб и гражданского общества. Не настало ли время изменить подобную ситуацию? В частности в сфере набора персонала, не стоит ли таким службам как DCRI расширить их контакты с университетами и "большими школами", в частности содействуя определенной тематике научных работ аспирантов и послеинститутской подготовки выпускников, которые будут направлены на то, чтобы в целях разведслужб использовать имеющийся потенциал кадров?
– В момент создания DCRI ряд комментаторов утверждал, что данная служба предназначена стать "французским вариантом ЦРУ". Однако это не более чем сравнение, а не констатация. Действительно, если по ряду аспектов существует общность между двумя спецслужбами /в частности, обе они наделены юридическими функциями, а также выполняют задачи по борьбе с терроризмом и занимаются контрразведывательной деятельностью/, тем не менее, между ними существуют существенные различия, в частности в том, что касается органов опеки. Для ЦРУ это независимое агентство, для DCRI – Главное управление национальной полиции /DGPN/.
Разница заключается также в областях компетенции: в частности, борьба с организованной преступностью не относится к сфере компетенции DCRI, если только этот вид преступности не представляет опасности, срочно требующей принятия мер, либо препятствия функционированию самого государства.
Высказывая свое личное мнению, могу сказать вам, что вижу лишь преимущества в развитии связей между разведсообществом Франции и гражданским обществом страны – будь то университеты или другие высшие учебные заведения.
Аналогичный путь предлагался и в представленном президенту и премьер министру страны 20 марта 2008 года "Докладе Боэра" /Ален Боэр, фигура, близкая к президенту Франции, в прошлом был магистром масонской ложи "Великий Восток", видный криминолог, входил или возглавлял различные организации защиты прав человека и мониторинга ситуации в сфере борьбы с преступностью, является также консультантом полиций Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Канады – прим.корр ИТАР- ТАСС/. Изложенный в докладе подход к проблеме, если отвлечься от предлагаемых мер по его претворению в жизнь, я расцениваю как разумный, так и весьма перспективный.
Источник: по материалам ИТАР-ТАСС