21.06.2016 · Иностранные спецслужбы
Доклад канадской разведки о России поразительно адекватен
Новость о выходе доклада канадской разведки по вопросам безопасности СМИ
Украины подали как новость о том, что «Россия готовится к большой
войне». Это тот пропагандистский максимум, что удалось выжать из
исследования, крайне огорчительного для Украины и Запада. И тем самым
удивительно разумного. Канадская служба разведки и безопасности (КСРБ,
CSIS, SCRS) опубликовала объемный, почти стостраничный доклад «Обзор
безопасности 2018. Потенциальные риски и угрозы», около трети объема
которого посвящено России. На фоне коллег из других западных стран,
работа канадской разведки выделяется подчеркнутой адекватностью не
только в оценке происходящего, но и в характеристике источников, на
информацию и аналитику которых привыкли опираться англоязычные
спецслужбы и частные стратегические центры.
Данный доклад был составлен в рамках действующей с 2008 года программы
по информированию общества и считается «подготовленным по открытым
источникам» то есть, якобы не затрагивает секретные данные. Однако в нем
содержатся некоторые характеристики и выводы, которые явно не могут
быть получены из СМИ, а в ряде случаев требуют личного общения с
информаторами или хотя бы тщательного анализа их высказываний.
В Канаде несколько разведывательных систем, из которых только у КСРБ
сугубо гражданский статус (как у ЦРУ) и весьма запутанная правовая
основа, особенно в вопросах, разграничивающих собственно разведку и
безопасность. Кроме того, КСРБ — едва ли не самая молодая из крупных
западных спецслужб. Она только в 1984 года выделилась из Королевской
конной полиции, где существовала в виде нелюбимой падчерицы, занятой
прослушкой иностранцев, оценкой благонадежности мигрантов и
«подай-принести» для ЦРУ. Даже сейчас КСРБ связана по так называемому
«четырехстороннему договору» с разведслужбами США, Великобритании и
Австралии, и в рамках этого «квартета» вся получаемая канадцами
информация автоматически становится общедоступной.
В том числе и поэтому не обладающая серьезными ресурсами КСРБ всегда
плелась в хвосте ЦРУ и МИ5, копируя подходы и методы в своей
аналитической и пропагандистской деятельности. При этом руководители
канадской разведки практически всегда назначались по политическому и
партийному принципу, что также не добавляло службе профессионализма и
авторитета. Ситуация стала меняться буквально три года назад, когда
произошло историческое событие — руководителем Службы впервые стал
профессионал — Мишель Кулон, работавший в КСРБ с момента ее учреждения.
Однако вернемся к докладу, точнее, к той его части, что посвящена
России. В ней указывается на необходимость реалистичного прогнозирования
в отношении Москвы и констатируется невозможность долгосрочного
анализа. Поэтому прогноз ограничен только общими структурными
тенденциями до 2018 года, а основные источники, которые используют в
такого рода оценках страны НАТО, поставлены под сомнение. В КСРБ
считают, что на Западе преобладает «пессимистический взгляд» на будущее
России даже в краткосрочной перспективе. Перечисляются и фундаментальные
слабости РФ, какими их видят англосаксы: проблемы с демографией,
начавшиеся еще в 80-ые годы, зависимость от сырьевой экономики и
деиндустриализация. Принято считать, что в сочетании с секторальными
санкциями, падением цен на нефть и «гражданской активностью» все это
должно в ближайшее время или «свергнуть существующий режим», или
заставить Москву изменить ее внешнюю политику. Однако, по мнению КСРБ,
этот прогноз некритично заимствован из выступлений лидеров «несистемной
оппозиции» и никак не подтвержден реальными фактами. Поэтому канадцы
отбрасывают данную информацию как «мусорную», а свой подход к оценке
политики РФ называют «оптимистичным» — в противовес преобладающему на
Западе «пессимистичному».
В КСРБ полагают, что основные принципы и направления деятельности Москвы
в международной политике в ближайшие несколько лет не изменятся ни при
каких обстоятельствах — и с этим нужно смириться. Тем более, что
отношения РФ с НАТО и ЕС начали стагнировать еще в середине нулевых
годов, а война на Украине лишь позволила этой тенденции перерасти в
нечто, что можно «потрогать руками». То есть, разногласия между Россией и
Западом куда как более фундаментальны, чем динамика выполнения Минских
соглашений, и включают в себя как развертывание американского ПРО в
Европе, так или события на Ближнем Востоке, начавшиеся задолго до войны в
Донбассе.
Впрочем, и это — частности. Текущий «мегатренд» — глобальное ослабление
влияния Запада, а основа российской внешнеполитической стратегии не
завязана на региональных целях и стратегически нацелена на усиления веса
России в мире. Турбулентность и нестабильность в этом самом мире,
порожденные, в том числе, действиями Запада по ослаблению ряда
региональных режимов, могут привести к очередной войне. И Россия
вынужденно строит военную систему, которая должна защитить ее от
стратегического удара в средней и долгосрочной перспективе, а также дает
Москве возможность «проецировать свою силу». Этим обусловлены и
масштабная военная реформа, и инвестиции в оборонную отрасли, которые
после медленного старта все-таки заработало и стали приносить плоды. По
мнению КСРБ, Запад напрасно сосредоточился на так называемой «гибридной
войне», у которой и точного определения-то нет. В реальности Россия
занята наращиванием потенциала обычных видов вооружения и созданием
новых для нее театров военных действий. Например, в Арктике, что
особенно волнует Канаду, благо меняет для нее стратегический ландшафт.
Более того, Москва не выказывает никаких признаков слабости или
смягчения своей позиции в условиях экономического принуждения. Западный
мир ошибся, будучи убаюкан регулярными сообщениями о том, что «режим
Путина неустойчив», что санкционное давление перерастет в народное
недовольство, в раскол элит, а то и вовсе — в государственный переворот,
и нужно лишь немного подождать «либеральных» изменений в России (да, в
докладе КСРБ слово «либеральный» взято в кавычки). Меж тем, как внешняя,
так и внутренняя политика Москвы, по оценке канадцев, направлена на
сохранение и обеспечение своих интересов в период глобальной
нестабильности и на отстаивание их за рубежом. При этом особое внимание
уделяется сохранению стабильности вдоль границ РФ, предотвращению крахов
режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также развитию
отношений внутри ОДКБ и с Китаем на долгосрочную перспективу, к чему
Москву автоматически подталкивает ослабление влияния Запада. Аналитики
КСРБ предупреждают, что правительство Владимира Путина даже не
собирается менять свою позицию, напротив, готово ее ужесточить. А
параллельно, несмотря на давление США, ряд крупных игроков Европы готовы
пойти на отмену сегментарных санкций против РФ еще до 2018 года.
Канадцы особо подчеркивают: Россия модернизирует свои вооруженные силы
не для усиления потенциала набившей оскомину «гибридной войны», а
мобилизуясь к гипотетической большой войне. Причем, именно к войне
оборонительной, а не к расширению своих территорий или приобретению
новых зон влияния. Угроза применения ядерного оружия при этом крайне
мала, и Москва не собирается дополнительно снижать ее уровень в
одностороннем порядке
В целом, по оценке КСРБ, политический режим в России «последователен,
долговечен и консолидирован в своем центре». Москва адекватно ощущает
себя в обстановке всеобщего хаоса, а внутреннее положение в РФ, несмотря
на очевидные дисфункциональные проблемы управления и экономические
неурядицы, стратегически стабильно. Надежды на экономический коллапс
России канадцы считают «преувеличенными», поскольку «Россия адаптируется
к ситуации».
Подытожим: КСР дает довольно точный и реалистический анализ
внутриполитической ситуации в РФ, начиная от «затухания либеральных
протестов 2011-2012 годов» и заканчивая перспективами нынешних
парламентских выборов. Удивительно, что все это смогла выдать ранее
«ручная» разведка Канады. Но было бы слишком, выражаясь терминологией
КСРБ, «оптимистично» полагать, что это консолидированное мнение западных
спецслужб / аналитических центров или некий «поворот». Именно
«местечковость» канадской разведки, ее удаленность от общих западных
трендов могли поспособствовать такого рода «аналитическому бунту». ЦРУ и
МИ5 в своих оценках куда более идеологизированы, в них больше
«нездорового романтизма», переходящего в мессианство, а их кадры (как
оперативный, так и аналитический состав) склонны доверять той
информации, которая им больше нравится или грамотно преподнесена в
определенном идеологическом ключе, нежели реальным фактам.
Нет оснований предполагать, что этот доклад как-то повлияет на позицию
правительства Канады в отношении РФ. Скорее, он провоцирует внутреннюю
дискуссию по вопросам безопасности и рисков, чем определяет реальные
политические шаги. В любом случае, адекватность и профессионализм в наше
неспокойное время заслуживают особого уважения.