Будет ли Россия поставлять в Ливан танки Т-72, ПТРК «Корнет» и артиллерию
Официальный представитель Демократической партии Иранского Курдистана (PDKI) Кава Бахрами заявил 11 июля ARA News, что его организация не сотрудничает с Саудовской Аравией, но она готова к таким контактам. Так PDKI отреагировала на прозвучавший ранее призыв бывшего саудовского начальника разведки, принца Турки ибн Фейсала к падению иранского режима.
Это заявление саудовский принц, которому некоторые эксперты приписывают создание «Аль-Каиды» *, сделал в Париже на конференции «Национальной армии освобождения Ирана», которая состоялась 28−30 июня.
Отметим, что в отличие от «Национальной армии освобождения Ирана», лидеры которой давно обосновались в Париже, а военное крыло — в Ираке, иранские курды из PDKI активно противостоят иранскому правительству. Отметим, что 15 июня после продолжительного перерыва вооружённая борьба PDKI против ИРИ была снова возобновлена и приобрела довольно ощутимые формы. Но наряду с PDKI, «Партией свободы Курдистана» (PAK), «Объединённой партией Иранского Курдистана» (KOMALA) — все три сотрудничают между собой — головную боль Тегерану приносит также «Партия свободной жизни Курдистана» (PJAK), тесно связанная с Рабочей партией Курдистана.
Будет ли Россия поставлять в Ливан танки Т-72, ПТРК «Корнет» и артиллерию
Начиная с июня столкновения между силовиками Ирана и курдскими повстанцами резко участились. Например, 10 июля в соцсетях появились сообщения о нападении на эскорт одного из депутатов иранского парламента от провинции Керманшах. В результате завязавшегося боя двое телохранителей были убиты, сам депутат не пострадал. По одним данным нападение совершил отряд PJAK, по другим — повстанцы PDKI, по третьим — PAK. 7 июля власти Ирана заявили об уничтожении 13 членов «контрреволюционной группировки» в остане (провинции) Курдистан…
Но насколько самостоятельны иранские курды в противостоянии с правительством ИРИ?
— Конечно, саудиты поддерживают курдов, ведь это позволяет отбирать у ИРИ ресурсы, делать жизнь страны менее комфортной, тем более что сами иранцы занимаются тем же самым на территории Саудовской Аравии, — отмечает эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
— Так, не все спокойно в приграничной с Йеменом саудовской провинции Наджран, населенной преимущественно шиитами-исмаилитами, и в богатой нефтью Восточной провинции, где подавляющее большинство населения — шииты. Также непростая ситуация в Бахрейне, где саудовцам приходится держать определенные силы и даже перебрасывать туда подкрепления.
Так что в интересах КСА поддерживать иранских курдов. Более того, два года назад была информация о встрече представителей PJAK с саудовскими спецслужбами, но что это была встреча и где — неизвестно. Отмечу также, что раньше PJAK активно пытались использовать ЦРУ и «Моссад», так что и сейчас американо-израильские каналы, скорее всего, существуют. Была также информация, что с иранскими курдами работала турецкая MIT (Национальная разведывательная организация). Так что здесь возможно сочетание интересов разведведомств четырех стран.
Вообще, учитывая нынешние процессы в регионе и активность сирийских, турецких и иракских курдов, было бы удивительно, если иранские курды сидели сложа руки. Даже несмотря на то, что в последнее время иранское правительство делало определенные шаги по улучшению уровня жизни и вовлеченности курдского населения в политику. Другой вопрос, что иранские курды страдают традиционной для всех курдов болезнью — крайней фракционностью, раздробленностью. Но при определенных мероприятиях ее можно использовать против ИРИ, чтобы, повторю, осложнить жизнь правительству и снизить иранскую помощь шиитам в КСА или в том же Йемене.
Почему Москва и Дамаск могут пойти на компромисс с Анкарой
Переброска оружия и наличных иранским курдам, судя по всему, осуществляется через Иракский Курдистан. Другое дело, что у президента автономии Масуда Барзани (который, кстати, родился в городе Мехабад, где его отец Мустафа Барзани был главнокомандующим армией Мехабадской Республики в Иранском Курдистане — «СП») непростые отношения, например, с PJAK. Но когда на горизонте появляются большие деньги, которые могут не только рассорить стороны, но и сплотить в общем деле, возможно многое.