Cреди убитых 18 ноября 1978 года в Гайане в результате спецоперации ЦРУ тысячи американцев было почти 300 детей, несколько журналистов и конгрессмен Лео Райан. Цель акции — сорвать переезд в СССР бежавших ранее в Гайану из США членов общины Джима Джонса «Храм народов» (Peoples Temple).
ЦРУ убило своих сограждан самым изуверским способом дважды: и физически, и морально. Поскольку подавляющее большинство тех, кто помнит сегодня об этой ужасной трагедии, которую превзошла по числу жертв среди гражданского населения лишь имевшая того же самого режиссера провокация 11 сентября 2001 года, уверены, что речь идет о спятивших сектантах-изуверах, совершивших коллективное самоубийство.
В то время как это было хладнокровное и циничное убийство чистых и наивных людей, веривших в человеческое братство, принципы социализма и создавших его в своей общине-кибуце в южноамериканских джунглях, подальше от травивших их США…
Это злодеяние совершила, хотя никогда официально не признается в этом, могущественная организация «рыцарей плаща и кинжала», сделавшая своим девизом цитату из Евангелия от Иоанна: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Лживая сенсация
18 ноября 1978 года американские информационные агентства практически слово в слово выдали сенсационную новость: «Жители американской религиозной общины Peoples Temple, находящейся в затерянном в гайанских джунглях поселке Джонстаун, в порыве религиозного фанатизма совершили акт коллективного самоубийства. Прибывшие в Джонстаун американские военные насчитали более 400 трупов. Среди покончивших с собой — женщины и дети».
События в далекой Гайане преподносились так: у стоявшего во главе «деструктивной секты» фанатика-психопата Джима Джонса окончательно «съехала крыша».
Он испугался, что его «концлагерь» разоблачен и будет закрыт, а его подопечные разбегутся. Не желая пережить крах своего проекта, Джонс вначале организовал с помощью своих «надзирателей» убийство свидетелей — конгрессмена из Калифорнии и журналистов, — но потом, осознав, что правду скрыть все равно не удастся, потребовал от своей «паствы» совершить коллективное самоубийство. Тех, кто не хотел, убивали подчинявшиеся ему бандиты. Сам же он струсил принять яд и застрелился.
В этой «информации» лживо все, кроме упоминания о месте трагедии и гайанских джунглях. Но в нее охотно поверили после продолжавшейся годами дискредитации Джонса и его общины. Хотя на самом деле это был борец с расовой нетерпимостью, выступавший за «создание человеческих условий существования для наиболее угнетенных и эксплуатируемых граждан».
В частности, путем организации домов для престарелых, бесплатных школ и питания.
Этот харизматик, бывший протестантский проповедник, стремился к достижению гармоничной жизни, базирующейся на честном труде, свободной от власти денег, основанной на простых человеческих радостях, воспитании в духе любви и гуманизма своих и приемных детей независимо от их расового и классового происхождения.
Никакой своей «церкви» он не создавал и не пытался создать, ему было достаточно авторитета, который он имел среди членов своей общины. Этот человек не был диктатором и не совершал ничего противозаконного, все многочисленные судебные процессы были им выиграны. Но это делало травлю лишь более интенсивной и заставило Джонса и его соратников перебраться из США в страну, объявившую о своей социалистической ориентации — Гайану.
Американскому истеблишменту было ненавистно, что в США, цитадели капитализма, есть люди коммунистических взглядов, противники «общества потребления», отказывающиеся поклоняться золотому тельцу и Его Величеству доллару.
Демонизация «Храма народов» была поставлена на широкую ногу. Джонса обвиняли в «зомбировании» людей, вымогательстве денег, подавлении их воли и насильственном удержании в общине, которую СМИ представляли «деструктивным культом». Газеты полнились заказными публикациями о жестоких наказания, принятых в «тоталитарной секте», убийствах тех, кто ее пытался покинуть.
Джонса называли параноиком, который «сидит» на наркотиках. Его и членов его общины обвиняли в изнасилованиях, растлении малолетних, мужеложестве и всех прочих грехах. Такого рода тоталитарные секты действительно имеются во многих странах и они очень опасны. Только к «Храму народов», если по-честному, это никак не относится.
Тем не менее американским СМИ вторила, заглотив «наживку», и советская пресса, особенно после бойни в Гайане.
Все это идеально укладывалось в пропагандистскую картинку «загнивающего Запада» и изуверств процветающих там тоталитарных сект, «церквей» и религий, которые, как учили советских людей, есть «опиум для народа».
Джим Уоррен Джонс. Фото: www.globallookpress.com
Что это было на самом деле?
На самом же деле, как подчеркивается в изданной в 1987 году книге «Гибель Джонстауна — преступление ЦРУ» (авторы С. Ф. Алинин, Б. Г. Антонов, А. Н. Ицков), «это был социальный эксперимент сродни коммунам Фурье и Сен-Симона, пытающийся организовать жизнь своих последователей по примеру израильских „кибуцев", т. е. отрицание частной собственности на средства производства и „труд каждого на благо всех", этакий „патриархальный коммунизм", а также борьба за права человека, против расовой дискриминации».
Это было что-то вроде существующего в Южной Индии с 1968 года Ауровиля, о котором СМИ тоже писали всякие небылицы: дескать, его захватили хиппи, там процветают наркотики, приезжие из Европы и США притесняют местное тамильское население.
Автор этих строк, неоднократно посещавший «город рассвета» в 1980, 1981 и 1988 годах, может засвидетельствовать: это тоже ложь.
Тем не менее, как отмечается в процитированной выше книге, «первая тысяча инакомыслящих американцев в джунглях Гайаны была лишь головным отрядом огромной армии потенциальных политических беженцев из США», поэтому требовались «экстраординарные средства», чтобы пресечь этот прогрессирующий процесс».
И хотя абсолютно мирные последователи Джонса не имели совершенно ничего общего с «Черными пантерами» и другими буйными противниками американских властей, с которыми те расправлялись без всякого снисхождения, и вообще не находились уже на территории США, с ними покончили еще более страшным образом.
Потому что члены «Храма народов» захотели переехать из Гайаны в СССР. Давать такой пропагандистский козырь Москве в Вашингтоне не захотели. Свыше тысячи американских граждан бегут из Южной Америки от длинных рук американских властей, спасая свою жизнь, в СССР. Этого нельзя было никак допустить.
Минуточку…
Давайте сделаем тут маленькую паузу, чтобы ответить на один законный вопрос, который может возникнуть у части читателей: извините, но почему советская книжка должна вызывать большее доверие, чем сообщения американских информационных агентств? Все это — мнения, нужны свидетели, желательно живые, если они имеются.
Извольте. У меня в руках 11-й номер газеты «Тассовец» от 2011 года. С 1931 года и до недавнего времени она издавалась тиражом в несколько сотен экземпляров для внутреннего пользования — сотрудников центрального аппарата, — а также рассылалась по многочисленным в свое время представительствам агентства за рубежом.
Это был корпоративный «листок» для своих, в котором наряду с событиями внутренней жизни ТАСС публиковались интересные статьи его сотрудников. Там и обнаружилась статья Александра Воропаева, который был корреспондентом ТАСС в Гайане в 1977–1978 годах, — «Трагедия Джонстауна». Это первый и единственный советский журналист, не просто побывавший, но и проживший с супругой неделю в преддверии трагедии в появившемся в 1974 году в гайанских джунглях кооперативе Джонса, с которым журналист много и тесно общался все это время. Этими впечатлениями и поделился Воропаев со своими коллегами-тассовцами.
11-й номер газеты «Тассовец» от 2011 года.
Свидетельство очевидца
Итак, даем ему слово. Путь из столицы Джорджтауна в Джонстаун занял несколько дней, после того как корреспондент и его супруга получили приглашение. Советскую семейную пару встретили исполнением гимна СССР на английском языке, поселили в гостевом доме «сельскохозяйственного кооператива», как называли Джонстаун сами обитатели поселка: белые, негры, индейцы, азиаты.
В роли гида выступал сам Джим Джонс. В построенном за два года поселении и на выделенной ему гайанским правительством обширной территории велось передовыми методами интенсивное сельское хозяйство, существовала промышленность для обслуживания местных нужд, имелись детские сады и школы.
Религиозные дисциплины в них не изучались. У самого Джонса и его жены Марселин было восемь детей, в том числе семеро усыновленных. В поселке были небольшие, но совершенно продвинутые для Гайаны поликлиника и больница, куда принимали на лечение и местных индейцев. Колонисты работали по 11 часов в день. Зарплат не было. Питание было бесплатным и очень хорошим, питались совместно. Одежда и все необходимое для жизни тоже выдавались бесплатно.
Умели «сектанты» и отдыхать. У них был клуб, где устраивались дискотеки, своя музыкальная группа, которая часто приезжала в столицу Гайаны и имела большой успех. При этом никто из «коммунаров», которые всегда улыбались, были счастливы и смотрели в будущее с оптимизмом, не пил и не курил.
У Джонса имелся небольшой запас вина — «для гостей», постоянно приезжавших отовсюду посмотреть на это чудо.
Все это не помешало американским СМИ и черпавшим из них «информацию» советским газетчикам писать о каких-то несметных денежных богатствах Джонстауна, золоте, наркотиках, сигаретах, спиртном, которые якобы постфактум были обнаружены потом на месте трагедии, хотя гайанская полиция сообщала прямо противоположное…
Возглавлял коммуну центральный комитет в составе руководителей различных направлений ее хозяйственной деятельности: агроном, зоотехник, начальники мастерских, преподаватели, врач.
Заседания проводились два раза в неделю, общие собрания Джонстауна — дважды в месяц. Джонс пользовался прежде всего моральным авторитетом, демократическая система функционировала сама по себе.
Его «трон», с которого он якобы деспотически управлял «зомбированными» им людьми, был стоявшим в клубе обыкновенным стулом с подлокотниками, который убирали, когда там начинались танцы. Среди обитателей поселка были инженеры, агрономы, врачи, животноводы, простые сельхозрабочие, швеи, бухгалтеры, даже юристы, актеры и певцы.
Ложь и ЦРУ
Обитатели поселка, привыкшие к хуле со стороны ангажированной американской прессы, очень болезненно переживали, когда тем же занималась и советская. Корреспонденту ТАСС, получившему звание «почетного гражданина Джонстауна», было неловко это выслушивать, особенно когда он лично убедился, что «ужасы» о жизни в этой коммуне, о которых писали газеты, — это очевидная и очень грубая ложь: «провинившихся женщин избивали, после чего выставляли голыми или принуждали на виду у всех оказывать сексуальные услуги избивавшим их», совершивших проступки детей кормили какой-то дрянью, а затем заставляли съедать блевотину…
Вместе с тем у Воропаева не было ни малейших сомнений в том, что американские спецслужбы инфильтрировали своих людей в число колонистов и пристально наблюдают за их внутренней жизнью, «хотя Джим Джонс полагал, что это не так, и уверял меня в этом».
Доказательство обратного не заставило себя долго ждать: несколько отснятых журналистом в Джонстауне пленок оказались засвеченными, потому что он оставлял фотоаппарат в выделенном ему доме, в котором, как и на всех других, не было замков.
Фото: www.globallookpress.com
По мере успеха коммуны, свидетельствует очевидец, на нее росло и давление со стороны США, «в том числе через правительство Гайаны». Им угрожали, становилось реально страшно. Надо было что-то делать, и быстро.
В результате в марте 1978 года представители коммуны передали в советское посольство в Гайане документ. В нем говорилось, что «социалистический сельскохозяйственный кооператив, состоящий из эмигрантов из США, подвергается преследованиям со стороны американских реакционных сил, решивших уничтожить его».
Позднее из Джонстауна поступило официальное письмо на имя посла СССР, в котором выражалось желание «направить делегацию в Советский Союз для обсуждения вопроса о переезде наших людей в СССР в качестве политических эмигрантов».
Спасение было так близко
Эта экстраординарная просьба сильно удивила советские власти, «начались бюрократические проволочки, утрясание вопроса на различных уровнях». В связи с тем, что угрозы становились все более зловещими, а дело не двигалось с места, колонисты просили советское посольство спасти хотя бы их детей, «и даже обещали оплатить их пребывание в СССР».
В этот тревожный момент из Москвы пришел положительный ответ: было дано добро на визит в СССР руководства коммуны, включая самого Джонса, чтобы осмотреться и выбрать место, куда она переедет. Он должен был состояться в конце ноября — начале декабря 1978 года. В общине царила радость. Коммунары обзавелись учебниками и зубрили русский язык.
Жуткий финал
Через агентов ЦРУ, внедренных в Джонстаун, все это стало известно в Вашингтоне и означало «смертный приговор» всей общине. Туда зачастили визитеры из США. Среди них оказался видный политик, член Палаты представителей конгресса США от штата Калифорния, откуда происходили многие коммунары, Лео Райан.
Этот честный конгрессмен, прибывший туда 17 ноября в сопровождении журналистов, захотел искренне разобраться, что там происходит, несмотря на угрозы физической расправы в свой адрес.
Он пообщался с обитателями Джонстауна, после чего заявил журналистам: «Должен признать: для некоторых, с кем я беседовал, а может быть, и для большинства из них Джонстаун — это лучшее, что было в их жизни». Он признал это, хотя приехал в Джонстаун с предубеждением.
Выпускать живым такого свидетеля и сопровождавших его журналистов ЦРУ не могло: через несколько часов Райан и приехавшие с ним корреспонденты были расстреляны в самолете на ближайшем аэродроме перед вылетом в Джорджтаун агентами американских спецслужб. Об этом сообщил в колонию приемный сын Джонса. Там сразу поняли, что происходит, и бросились к складу, где хранились охотничьи ружья, но было уже поздно.
Фото: www.globallookpress.com
Концовку статьи в «Тассовце» приведем полностью, она потрясает своей эмоциональной силой: «На окраинах Джонстауна уже раздавались автоматные очереди. Это работал американский „спецназ". Группа захвата прорвалась к дому Джима Джонса и убила его одним из первых.
Оставшихся в живых — их было около 880 человек — разбили на небольшие группы и заставляли принимать „успокоительное". В ход шли шприцы с ядом. Как свидетельствовал потом главный патологоанатом Гайаны д-р Муту, он насчитал 87 жертв, которым смертоносные уколы были сделаны насильственно.
В этот же день поздно вечером в квартиру советского консула в Гайане позвонила Шарон Амос (базировавшаяся в столице сотрудница Джонстауна, которая поддерживала связь с советским посольством — прим. ред.). Она плакала, кричала, что Джонстаун оцеплен вооруженными людьми, и над ним кружат вертолеты. Жена консула срочно позвонила в полицию, где ей ответили, что на квартиру Шарон Амос уже отправлен наряд полиции. Увы, полицейские нашли только трупы самой Амос и ее детей.
После первых сообщений о гибели американских граждан в Гайане группа судебных экспертов США потребовала провести немедленное вскрытие тел погибших, однако только через две (!) недели трупы были доставлены на секретную базу ВВС США в штате Делавэр, где их сожгли, несмотря на протесты медэкспертов и родственников жертв трагедии. Не было даже попытки провести опознание трупов.
… Примерно 80 жителям Джонстауна удалось спастись от пуль американского спецназа в окрестных джунглях и добраться до границы с Венесуэлой.
Именно они рассказали журналистам о последних минутах жизни Джима Джонса и о расправах над жителями поселка. Американские спецслужбы быстро переправили этих людей на территорию США „для допроса". Больше о них никто ничего не слышал».
Другие свидетельства
Из других описаний событий в аэропорту становится очевидным, что расстрел конгрессмена и четырех журналистов осуществили агенты ЦРУ, которые сами были затем ликвидированы или просто исчезли.
Есть также версия, что ликвидаторы Джонстауна не просто заставляли под дулами автоматов его обитателей пить ядовитый коктейль и не только вкалывали им через одежду смертельные дозы, но и просто, облачившись в противогазы, распыляли в воздухе отравляющие вещества, так как погибли также животные.
Выжили единицы, и неспроста. Один из них — Майкл Прокс, которого, видимо, замучила совесть, — объявил на пресс-конференции 13 марта 1979 года, что был тайным осведомителем ЦРУ. В тот же вечер он «застрелился» пулей в затылок.
Он жив. Интервью ветерана
Еще целый ряд подробностей, однозначно указывающих на тех, кто организовал эту бойню, сообщил в эксклюзивном интервью Царьграду сам автор статьи в «Тассовце», ныне здравствующий Александр Семенович Воропаев. В момент расправы над колонистами он уже несколько месяцев работал в Гаване (Куба), но его друзья в Гайане оставались на месте, и он узнал от них подробности мученической гибели людей, с которыми успел подружиться.
Шарон Амос, сотрудницу «Храма народов» в Джорджтауне, и ее детей нашли зарезанными в ванне: «И арестовали убийцу. Им оказался не кто иной, как охранник американского посольства… И его, естественно, признали невменяемым и убрали с глаз долой. Это как? Кто за этим может стоять? Не КГБ же, правда?».
Убитая «по разговорчивости на русскую женщину похожа была, она поддерживала отношения в том числе с женами наших дипломатов». С одной из них она говорила как раз по телефону, когда ее и ее детей пришли убивать, сообщив, что «кто-то ломится к ней в дверь». Не зря члены общины были готовы срочно перебраться в СССР: «В Сибирь, в Приморье, на Амур — куда угодно».
Журналист-ветеран убежден, что внедренным агентом ЦРУ был врач Джонстауна, «очень квалифицированный как специалист». Воропаев напомнил: «Это как раз он готовил то снадобье, которым потом поили всех, в том числе детей… И потом он исчез. Его нет. Я помню, круглоголовый такой, головастый, высокий парень».
Бывший корреспондент ТАСС подтвердил, что многие жители поселка не хотели принимать яд, их крепко держали, вкалывая им смертельные инъекции «прямо через одежду», а «детям вообще зажимали нос и вливали в рот».
Отвечая на вопрос Царьграда, что он думает о личности Джонса, Воропаев сказал: «Я считаю, это был просто идеалист. Когда я с ним разговаривал, он был абсолютно уверен, что за социализмом будущее, так или иначе, раньше или позже, но он наступит. Я помню, в разговорах ему как-то сказал: «А вы не боитесь, что в вашу организацию вольются тайные сотрудники ЦРУ, которые просто вас уничтожат?». «Нет-нет, — ответил он, — это невозможно». Когда он туда уехал, я не помню, писал или нет, он взял с собой свою мать. А она была уже женщина в годах и, умирая, завещала похоронить ее в Джонстауне. Он эту волю исполнил. Он приводил меня потом туда, на кладбище, на могилу. Там на тот момент чуть ли не единственная могила была — его матери».
Ветеран убежден, что колонистов убили «представители американского государства, это однозначно». «Естественно, — добавил он, — это не могли быть ни гайанцы, ни кубинцы, ни советские. И не венесуэльцы. Потому что и возможностей таких у них не было, а главное, смысла. Какой смысл? Кубинцы вообще сразу отмежевались от всех этих дел, они крайне демонстративно, подчеркнуто не поддерживали отношения с Peoples Temple». И он сделал вывод: «Я не могу поверить в то, что эти люди могли пойти на самоубийство. Это были оптимисты».
Фото: ASSOCIATED PRESS / ТАСС
Вместо заключения
Воропаев поведал в заключение, что имел в советское время, особенно от партийного начальства, неприятности за правдивое описание того, что увидел и с чем столкнулся в Джонстауне.
Увы, советская печать, повторим, полностью пошла в освещении этих трагических событий за лживыми американскими СМИ. Поэтому вопрос ставился так: «Это же бомба. Как „Правда" может писать неправду?».
Самое печальное будет, однако, если кто-то не поверит честному человеку, убедительным доказательствам, железным уликам и через 40 лет и будет по-прежнему думать, если воспользоваться словами покойного американского сенатора Джона Маккейна, что США являются «источником добра в мире», а преступления ЦРУ — это фейковые новости.
Читайте также: В центре Киева по призыву «Человека в белой балаклаве» собираются люди (+ВИДЕО, ФОТО)
Сергей Латышев