Расстрел в Волновахе: украинские политики использовали военных «втемную»
Донецк, 14 января.
Под Волновахой расстрелян пассажирский микроавтобус. Украинская сторона, и это ожидаемо, обвиняет армию ДНР. Естественно, в ответные обвинения. А что же на самом деле случилось на том злосчастном блокпосте? А случилась провокация, которую киевские политики тут же использовали в своих целях.
Украинский политикум делает скорбные лица. На территории, подконтрольной украинской армии, впервые, я подчеркиваю — впервые, произошла массовая гибель гражданских лиц от якобы артиллерийского обстрела. Кто стрелял? Ну, разумеется, «сепаратисты-террористы». И тут за печалью на лицах Турчинова и Порошенко читается плохо скрываемая радость. Теперь они все «Я Волноваха». Теперь они тоже «маленький скорбящий Париж». Теперь легко рассчитывать на жалость западного обывателя.
Депутаты и политики так обрадовались, что даже забыли объявить траур. Но не забыли спеть песенку «про Путина», а Порошенко - принять решение о начале четвертой волны мобилизации. Кажется, к этому все и шло…
А ведь предупреждали
Вспомним хронологию событий. Накануне глава МИД России Сергей Лавров заявляет о том, что есть данные о готовящейся в Донбассе провокации украинских спецслужб с целью продолжения АТО. О том же в один голос твердят и жители Волновахи: слухи о том, что у них что-то готовится, ходили уже неделю. А еще чуть ранее украинская сторона в одностороннем порядке отменяет режим прекращения огня и почти сразу же Порошенко, и ряд чиновников Минобороны Украины начинает озвучивать приблизительные контуры мобилизации в 2015 году.
И что же нужно украинским политикам? А им нужен повод.
И повод и причина
И тут такой «фарт». Дела в культовом для украинского обывателя донецком аэропорту идут из рук вон плохо. Совсем плохо. Знаменитая диспетчерская башня рухнула. Ополченцы вошли в новый терминал. Боеприпасов нет. Подкреплений нет. Что еще нужно, чтобы военная истерия, немного поутихшая в новогодние праздники, вспыхнула с новой силой?
Но не хватает чего-то трогательного, завершающего, какого-то штришка, чтобы мировое сообщество ахнуло от возмущения. Нужен расстрел мирных жителей.
Так что же это было?
Версий сразу появилось много. Главная украинская: это артиллерия ополчения. Вопрос даже не в том, из чего именно стреляло ополчение, вопрос в ином: зачем? Что ценного было в этом объекте?
Вот что рассказал журналисту НА «Харьков» журналист ОПД «Новороссия» Антон Розенвайн.
«Это был обычный разграничительный пост. Военного значения он не имел. Боевых действий по этому направлению не велось — иначе никакие маршрутки бы там не ездили. Собственно для этого он и был. Там каждые пятнадцать минут проходит автобус из Донецка: донецкие пенсионеры едут в Волноваху, на украинскую территорию, за пенсией. Такие блокпосты на всех дорогах. Блокпостов, в принципе, много. Особенно на украинской стороне, так украинские офицеры зарабатывают. Обстреливать его, да еще из тяжелого вооружения не имело никакого смысла. А отношения тоже были обычные — взаимной ненависти у военных давно уже нет», — рассказал Антон.
Кроме того, тяжелое вооружение обе стороны отвели согласно минским договоренностям. И это было проконтролировано наблюдателями ОБСЕ. Артиллерия ополчения просто не «доставала» до позиций ВСУ. Но даже если бы и могла достичь: следов обстрела на месте трагедии просто нет. Нет воронок, нет осколков снарядов, мин или ракет «Града». А последние всегда оставляют на месте крупные детали корпусов. Да и поражен автобус явно не по-«артиллерийски»: плотный пучок мелких, почти однокалиберных осколков поразил центральную часть автобуса. Так взрывается фугасный снаряд? Нет, так взрывается шрапнель.
«Я вообще сначала подумал, что стреляли из автоматов. Если бы снаряд разорвался там, где они пытались изобразить воронку – автобус бы хотя бы развернуло. И уж «боковина» выглядела бы иначе. Там бы дырки были с кулак и рванные. И если уж до конца откровенно: столько убитых бы не было. Сколько нам «кропы» фигачат? Они не раз попадали и рядом с автобусными остановками, и в маршрутки – было хоть раз столько жертв?» — пояснил журналисту НА «Харьков» ополченец с позывным «Ворон».
Значит не артиллерия. И тут же пытливый взгляд блогеров замечает на кадрах видеоролика, распространенного украинскими военными после трагедии, людей с минами МОН-50 в руках. А чуть далее таблички: осторожно мины.
«Только я один вижу на третьей минуте ролика военного с миной в руках?» — написал пользователь Андрей на своей странице в Factbook.
А вот это уже что-то.
Исчадие войны
Мины — самое дьявольское оружие, придуманное человеком. Ставить их легко, а вот обезвреживанию подлежат не всякие. Но главное: мина не разбирает, где человек в погонах, а где ребенок или домашнее животное. И на долгие годы места бывших боевых действий становятся «проклятыми». Война продолжает убивать. Даже завершившись.
Рядом российских СМИ распространялась еще одна версия: мифическая «мина-лягушка». Та самая эффектная штука из голливудских фильмов, со взрывателем двойного действия, на которую главный герой фильма наступает ногой, а сойти уже нельзя, иначе она сработает, «впрыгнет» из земли и взорвется над головой.
Дело в том. что мины эти использовались немцами во время второй мировой войны. Зарекомендовали себя как крайне дорогие и ненадежные и сошли «в тираж». Остались только в кино. В современных армиях не используются.
Поэтому представляем: шрапнельная мина направленного действия МОН-50. Начинена готовыми поражающими элементами либо в виде стальных шариков, либо стальных 15-граммовых цилиндров. Числом до 500. 15 граммов — приличный вес и позволяет поражать не только пехотинца на грунте, но и внутри транспортного средства, в том числе и легко защищенного.
Идеально для поражения микроавтобуса с большим количеством жертв.
Но самое главное, мина эта дистанционная и управляемая. Дальность действие – до 50 метров. А главное, срабатывает, либо от датчика цели, либо от управляющего сигнала оператора. После чего посылает направленный пучок шариков прямо в цель. Так вот: этот самый цилиндрик можно видеть на скриншотах видео из Волновахи.
Упоминали блоггеры и дерево, якобы упавшее от взрыва, но на самом деле явно спиленное. А в этом как раз нет ничего удивительно. При постановке мин направленного действия, очень часто приходится расчищать для них сектор действия. Мины ставились впопыхах, и дерево заслоняло минному полую сектор на дорогу.
Что произошло
Буквально почти сразу после трагедии в твитере группы «УКРОП | ПРАВИЙ СЕКТОР | НОВИНИ АТО» появляются две интересные записи.
Первая:
- На блокпосту под Волновахой уничтожен автобус с террористами. 200-х – 15, 3 взято в плен.
А через 10 минут вторая:
- Под Волновахой снаряд ДНР взорвался возле пассажирского автобуса.
Так что же случилось? Сколько там было автобусов?
Один. И случилось следующее. Мы знаем, что мимо этого блокпоста каждые максимум полчаса проезжают автобусы. Преимущественно с жителями Донецка. То есть сепаратистами. Их не жалко.
Мы накачиваем ситуацию, обещая начало наступления ополчения с минуты на минуты.
Мы терпим сокрушительное поражение в донецком аэропорту, показывая, что наступление началось.
Мы предупреждаем солдат на блокпосту, что на них вот-вот нападет «ДРГ террористов». И приказываем минировать подходы минами МОН-50, направив датчики цели в сторону дороги. Дорогу мы, якобы, перекрыли. Путь так думают солдаты.
И все, что нам нужно, это дождаться первого попавшегося автобуса. И военные на блокпосту даже ни о чем не подозревают. И рапортуют на радостях о «военной победе».
И все в «шляпе»: траурные речи, песенки в Раде, мобилизация, возмущение мирового сообщества.
«Is fecit, qui prodest»: сделал тот, кому выгодно. Так говорили древние римляне.
И они были правы.
Олег Денежка.