04.04.2017 · Смертники
ШАХИДЫ, ТЕРРОРИЗМ И САМОУБИЙСТВО В ИСЛАМЕ
Терроризм имеет древние корни: парадигма террора сформулирована еще в
Ветхом Завете, и одним из первых в истории ярким проявлением терроризма
было восстание зилотов против римской экспансии в Иудею. Это восстание
проходило под знаменем именно религиозным - противостояния иудейского
монотеизма римскому государственному язычеству. Вера в Единого Бога
делала иудейских повстанцев не только не боящимися смерти, но и ищущими
ее на поле боя.
Исламский терроризм тоже имеет давнюю традицию. Во многих языках мира слово ассасины является синонимом слова "убийцы" в память о борьбе средневековой исламской секты. В исламе же впервые на доктринальном уровне сформулировано понятие шахид. "Исламский энциклопедический словарь" определяет его следующим образом: "Шахид - пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью. Шахид утверждает свою веру смертью в войне против неверных, ему гарантирован рай. Прославление гибели за веру, приближение к Богу вызывает стремление удостоиться этой чести..."
То есть, шахид, согласно Исламу, - это человек, погибший за свою Веру. Именно за Веру, а не за какие-либо политические, экономические и другие мирские выгоды. Смерть за Веру наступает только в том случае, когда мусульманин находится в состоянии защиты, борьбы против сил, пытающихся насильственным путем уничтожить Ислам.
Согласно мусульманскому вероучению, шахид достигнет после смерти самого высокого уровня Рая и будет пребывать с пророками (мир им) и праведниками. Шахиды считаются почитаемыми умершими людьми, которые пожертвовали ради Веры самым дорогим, что есть у человека, - своей жизнью.
В то же самое время, ислам запрещает самоубийство, чем и кем бы оно ни оправдывалось. «Тот, кто намеренно убьет себя, будет наказан вечным пребыванием в аду», про это идет речь в одном из хадисов Мухаммеда. В связи с возникшим противоречием, на вопросы отвечает В.А.Яременко, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института военной истории Минобороны РФ, много лет занимающегося изучением проблем арабо-мусульманского мира, в том числе исламских смертников (интервью размещено в журнале «Планета людей»):
- Ислам запрещает самоубийство без каких-либо оговорок. Жизнь, говорится в его постулатах, принадлежит всевышнему, доверившему ее простому смертному. Нарушить это правило – означает посягнуть на божественную власть. Я не раз пытался говорить на эту тему с палестинцами. Как правило, в ответ следовали длинные монологи, суть которых в том, что действия смертников не являются самоубийством. Это-де акция джихада. «Коран рекомендует джихад в борьбе против врага. Аллах разрешает отвечать врагу ударом на удар. Это месть Бога, а не человека. Именно Бог выбирает героя, который принесет себя в жертву, и никто больше. Воля Аллаха должна исполняться. Бойцы ислама любят смерть больше, чем израильские солдаты любят жизнь. Умереть за Аллаха – это самое высокое желание правоверного мусульманина». Спрашиваю однажды семилетнего палестинского мальчика: «Что ты будешь делать, когда вырастешь?» – «Стану мучеником», – следует ответ. А отец упомянутого мною Ишама не без гордости рассказывал, что теперь «его малыш счастлив там, в раю для верующих. Я бесконечно горжусь им. И если бы мои сыновья были достойны этого, я бы их всех отдал Аллаху. Посмотрите на нас! Мы уже умерли. Мы начинаем жить лишь тогда, когда собирают наши искромсанные тела на улицах Иерусалима или Тель-Авива…»
- Для многих наших читателей, наверное, не совсем понятно: как же так, ислам запрещает самоубийство, и в то же время смертник совершает свой террористический акт как бы во имя Аллаха?
- Дело в том, что существует коренное различие между исламом как религией и политикой исламистов. Оно заключается в том, что ислам воспевает жизнь и ее преимущества, а не смерть, в нем нет культа мучеников. Мученик – это тот, кто страдает от действий врагов ислама и в силу своей веры, а не по политическим убеждениям. Мученик не ищет смерти, он понимает, что самая большая ценность – это жизнь, и он не может уйти из жизни, кроме как от рук угнетателей. О том, что ислам осуждает терроризм, свидетельствует и недавнее выступление мусульманского духовенства Саудовской Аравии – совет верховных священнослужителей этой страны назвал подрывные акции и убийства «опасными преступлениями», противоречащими шариату, а людей, оправдывающих эти действия джихадом, – сбившимися с верного пути. Хочу подчеркнуть, что Саудовская Аравия является хранительницей главных исламских святынь.
В то же время отдельные исламские политики превозносят акции смертников и многое делают, чтобы внедрить «культ смерти» в сознание простых мусульман. И надо сказать, значительно преуспели в этом. На том же Ближнем Востоке человек, сознательно отдавший свою жизнь в борьбе с «неверными и поработителями», считается «славным мучеником», «героем ислама». Там захватывающей смерти «мученика» многие завидуют, твердо веря в то, что именно она вознесла совершившего террористический акт выше, чем в переполненный Пантеон смелых моджахедов – в святая святых, «по правую руку от Аллаха». Здесь у него будет 72 жены-девственницы, и сюда же он сможет пригласить после смерти 10 ближайших родственников. Отсюда – родители смертника становятся уважаемыми и знаменитыми людьми, в его честь выпускаются брелоки, плакаты и почтовые открытки, его портреты становятся своеобразными талисманами для многих молодых парней. «Подвиг» тиражируется народной молвой (да и средствами массовой информации) за тысячи километров от места его совершения. Кроме того, как утверждается, семьям совершивших теракт выплачивается сумма порядка 25 тысяч долларов.
- О том, что смертники – порождение наших дней, свидетельствует и история ислама, в которой нет примеров массового самопожертвования…
- В нынешнем виде нет. В Коране и Сунне ничего не говорится об акциях геройского самопожертвования. Хотя, конечно же, история, в том числе и ислама, богата на различные явления и события, которые можно трактовать, как захочется. Например, в конце ХI века на территории современного Ирана действовали асасины (в переводе с арабского – «употребляющие травку»). Это была своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов, созданная для борьбы против династии Сельджуков и богатых горожан. Во главе организации стоял шейх. В его распоряжении имелись фанатичные послушники – фидаи (буквально – «жертвующие собой»), которые беспрекословно выполняли все его приказания, вплоть до самоубийств. Позже они появились в Сирии и Ливане. В течение почти 200 лет асасины наводили страх и ужас на огромных пространствах мусульманского мира. Они покоряли и уничтожали целые города. Иранские асасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане окончательно их добил египетский султан Бейбарс в 1272 году.
Можно ли асасинов считать прообразом нынешних смертников? Вряд ли. Заставлять людей идти на самопожертвование во имя ислама – это изобретение современных улемов – знатоков богословия, в первую очередь связанных с экстремистскими организациями. Кстати, бен Ладен заставил афганских улемов издать религиозный указ, согласно которому он и его ближайшие сподвижники могут покончить с собой, «поскольку это отвечает интересам всемирного ислама». Что касается недалекого прошлого, то вспоминается пример из ирано-иракской войны 1990 года. В одном из сражений перед танками, которые совершали прорыв через минное поле, плотной цепью шли мальчики-шахиды.
- А кто такие шахиды? Как ими становятся? Тоже при помощи наркотиков, как асасины?
- «Шахид» в переводе с арабского означает «свидетель» приверженности исламу, джихаду. Причем джихад – это необязательно «священная война». Слово это означает прежде всего «священное усилие». Оно может быть и при строительстве дома в тяжелых условиях, и при написании трактата на сложную тему, и, конечно, при ведении боевых действий. Так вот, шахидами считали людей, которые погибли в бою, защищая ислам. А вот то, что сейчас называют по-арабски «истишхад» (буквально – «стремление стать шахидом») – это тоже творение исламистов.
Как становятся шахидами в современном понимании этого слова? По большому счету, практика психологической обработки террористов-смертников известна. Могут в этих целях использоваться и наркотики, но, скорее всего, как исключение. Ведь, что бы там ни говорили, а для проведения теракта нужен трезвый ум, особая мобилизованность, а напичканный наркотиками может сорваться, повести себя не так, как требует ситуация. В основе же подготовки смертников лежат изнурительные тренинги, в ходе которых происходит трансформация личности, человек становится другим. Инструкторы нередко используют рекомендации известных теоретиков джихада, в частности одного из лидеров «Хезболлы» шейха Аль-Харба. «Ты начнешь жить только тогда, – натаскивал он будущего смертника, – когда убьешь свое «я». «Я» – это замаскированный сатана. Убьешь его, и ты будешь спасен. Мусульманин счастлив потому, что он может полностью уничтожить свое «я». В исламе есть ответы на любые вопросы. Что должен делать человек – так это повиноваться правилам и не задавать вопросов».
Как правило, боевики набирают в группу смертников знакомых между собой людей. Они постоянно вместе, общаются, поддерживают друг друга. И когда приходит нужный момент, не могут «дать слабину». Ведь выйдет, что они предали близких. Один из арабских террористов-самоубийц, оставшийся в живых, рассказывал: в ходе психологической обработки имитируется похоронная процедура. Чтобы человек увидел, с какими почестями он будет похоронен. Потом самоубийцы записывают на видео свою речь, где говорят, почему они это сделали. Пишут прощальные письма. Непосредственно перед самой акцией совершается обряд очищения. Все это настраивает человека на теракт-самоубийство и психологически отрицает путь к отступлению.
Другими словами, подготовка смертника – сложный процесс изменения сознания, конечным результатом которого является приведение его в такое состояние, когда он воспринимает окружающий мир как нечто враждебное, заслуживающее не только презрения, но и уничтожения. И сделать это можешь ты один, во имя своих товарищей по борьбе, ты их последняя надежда. Не волнует, что подумают о тебе эти жалкие людишки, не входящие в наше братство. Завтра тебя все поймут и оценят твой подвиг. А сегодня остается снарядить пояс со взрывчаткой или направить грузовик с нею в цель…
Подготовка ведется в специальных лагерях. По данным госдепа США, только в Ливане таких насчитывается 23. Около 10 «объектов» имеется на территории Палестинской автономии. В последнее время появились сообщения, что такие лагеря создаются и на территории стран СНГ. Что касается Чечни, то здесь подготовка смертников (почти конвейерная) осуществляется в так называемом «диверсионном батальоне шахидов» Шамиля Басаева под названием «Риядус Салихин»