23.01.2015 00:01:00
В ожидании новой "весны"
Сможет ли Туркменистан сдержать экспансию джихадистов с афганского направления
Туркменские пограничники готовы отразить весеннее наступление джихадистов. Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm
С завершающимся выводом из Афганистана созданных в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в конце 2001 года Международных вооруженных сил под эгидой НАТО ожидается активизация деятельности в этой стране и регионе в целом радикального исламистского движения «Талибан». По мнению спецпредставителя президента РФ по Афганистану Замира Кабулова, «талибы могут предпринять новое масштабное наступление на правительственные войска уже весной 2015 года и даже осадить столицу страны». По его словам, затянувшийся процесс выборов президента Афганистана и вызванная им неопределенность привели к тому, что талибы постепенно расширили зону своего влияния на ряд районов непосредственно вокруг Кабула. Теперь они контролируют не только пуштунский юго-восток страны, где у них всегда были сильные позиции, но и обстановку в провинциях вокруг столицы.
Сегодня становится все более очевидным, что Вашингтону и его западным союзникам не удалось нанести сколько-нибудь серьезного военного поражения афганским талибам. Более того, последние смогли наладить весьма тесные связи и взаимодействие с пакистанскими талибами и лидерами созданного на территориях Сирии и Ирака Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ). Все это разношерстное исламистское войско, называющее себя «воинами Аллаха» или джихадистами, стремится максимально расширить зоны своего влияния, в том числе и за счет проникновения в страны Центральной Азии и на Кавказ.
НОВЫЕ ОЧАГИ НАПРЯЖЕННОСТИ
Среди экспертов и политологов все активнее обсуждается тема возможного повторения событий арабской весны уже в странах Центральной Азии и Азербайджане. В этих государствах имеются многие общие со странами – жертвами арабской весны черты и признаки: авторитарные, не способные к проведению давно назревших реформ правящие режимы; клановость, семейственность власти; высокий уровень коррупции; слабое гражданское общество; отсутствие инструментов мирного перехода власти к другим партиям или элитам; демографический рост на фоне сохраняющейся нищеты и безработицы широких народных масс; популярность идей радикального ислама и т.п.
Безусловно, в той или иной мере все эти явления отмечаются в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Туркменистане и даже Азербайджане. По примеру арабской весны в данном регионе может образоваться вначале лишь одно слабое звено или стихийно возникнуть революционная ситуация в одной из перечисленных выше стран, как это имело место в Тунисе после акта демонстративного самосожжения юноши из-за конфликта с властями. Как известно, впоследствии волна стихийных массовых протестов и актов насилия как «эффект домино» распространилась по всему Арабскому Востоку и смела правящие режимы в Тунисе, Египте (дважды), Ливии, Йемене, потрясла Бахрейн, привела к длительным гражданским войнам в Сирии и Ираке. Может ли Туркменистан оказаться таким слабым звеном или, наоборот, станет заслоном на пути джихадистов в страны Центральной Азии и на Кавказ?
ПАРТНЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
Туркменистан занимает особое место в системе региональной и международной безопасности. Характерной чертой его постсоветской истории является официально признанный ООН статус постоянного нейтралитета и, как следствие, неучастие страны в любых военно-политических блоках и организациях.
Отсутствие потенциальных внешних противников позволяет руководству страны содержать лишь небольшие по численности и боевому составу вооруженные силы.
Равноудаленность Ашхабада от всех мировых и региональных центров силы и запасы углеводородов мирового значения позволяют ему успешно выстраивать взаимовыгодные торгово-экономические отношения с более чем 100 государствами мира, при этом наиболее важными партнерами Туркменистана в торговле стали Иран (21,7%), Россия (18%), Турция (16,4%) и Китай (10,8%). Главным экспортным товаром Туркменистана остается природный газ, но имеется тенденция к диверсификации экспортных возможностей страны за счет увеличения производства нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, строительных материалов, хлопка и пр. К развитию торгово-экономических и других отношений с Туркменистаном проявляют интерес США, страны ЕС и др. К уже имеющимся трубопроводам Север–Юг и Восток–Запад планируется построить и новые, в частности газопровод ТАПИ – магистральный газопровод протяженностью 1735 км из Туркменистана в Афганистан, Пакистан и Индию. Его проектная мощность – 33 млрд куб. м газа в год, предполагаемая стоимость проекта – 7,9 млрд долл.
Важное место в двусторонних отношениях Туркменистана с другими странами занимает Турция. Общность культуры, языка, религии, традиций, нравов, обычаев способствует дальнейшему сближению государств во всех областях. В частности, в ходе ноябрьского 2014 года визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Ашхабад было отмечено, что в стране уже успешно работает свыше 600 турецких предприятий и фирм, а общая стоимость проектов, реализуемых турецкими компаниями в Туркменистане, достигла 42 млрд долл.
Безусловно, довольно жесткая конкуренция за туркменские углеводороды и рынок товаров и услуг между заинтересованными странами сохраняется, но она не сопровождается попытками усиления здесь военного влияния одного из государств или блока стран. Борьба в основном сводится к лоббированию тех или иных трубопроводных маршрутов (в ЕС, Турцию, Иран, Пакистан, Китай, Индию). Похоже на то, что всех внешних игроков устраивает нейтралитет Ашхабада во внешней политике и его подчеркнуто нейтральный статус. Руководство Туркменистана рассчитывает, что при любом региональном или международном конфликте страна сможет остаться в стороне и тем самым сохранить свою территориальную целостность и суверенитет.
УГРОЗА ИСЛАМИСТОВ
Вместе с тем в Ашхабаде все больше начинают понимать, что угроза безопасности страны может исходить и от негосударственных акторов, в первую очередь со стороны зарубежных исламистских группировок. Установлено, что в рядах афганских и пакистанских талибов и боевиков в Сирии и Ираке воюют и туркмены, а на территории Северного Вазиристана (Пакистан) созданы «Исламское движение Восточного Туркестана» и «Исламское движение Узбекистана». Стало известно, что «туркменские талибы» взяли под свой контроль почти все территории, по которым потенциально может пройти газопровод ТАПИ (участки на афганской и пакистанской территориях).
В 2014 году заметно участились нападения на туркменские погранпосты на афгано-туркменской границе. Погибли сотни мирных жителей, при этом часть из них была обезглавлена, разграблено их имущество, угнан скот, сожжены десятки домов. Туркменские пограничники не только несут значительные потери убитыми и ранеными, но и захватываются исламистами в плен. Можно говорить о начале зачистки боевиками приграничных районов от местного населения и подготовке коридоров для дальнейших прорывов в глубь страны. Они установили контроль за автомобильной дорогой, идущей вдоль туркменской границы, и могут в любой момент повести наступление как в долину Мургаба (Багдис), так и в район Андхоя (Фарьяб). Афганские и туркменские власти уже давно не контролируют общую границу ни с точки зрения наркоторговли, контрабанды и проникновения туда исламистских группировок, ни даже с точки зрения передвижения местных скотоводов для выпаса скота по обе стороны границы.
Следует иметь в виду, что во времена разгрома басмаческого движения в СССР в 20–30-х годах прошлого столетия ряд крупных и влиятельных туркменских кланов ушли в приграничные районы Афганистана. Их претензии на возврат своих родовых земель звучат до сих пор и являются предметом постоянного шантажа правительства Туркменистана. Эта тема приобрела особую значимость в связи с тем, что два крупных месторождения природного газа оказались рядом с землями, на которые претендуют афганские туркмены – Серахский и Мургабский оазисы.
Вероятность весеннего 2015 года наступления афганских талибов и джихадистов всех мастей на Туркменистан возрастает. К постоянно проживающим в этих местах хазарейцам, туркменам, курдам, узбекам и таджикам в последнее время примыкает все больше выходцев из других районов Афганистана и иностранцев-джихадистов. Ожидается, что они могут вторгнуться в Туркменистан с велайята Багдис по долине реки Мургаб. Несмотря на то что в этом месте имеется укрепленный в инженерном отношении район и базируется погранотряд, долина Мургаба привлекательна для боевиков как наиболее выгодный маршрут дальнейшего продвижения на север. Здесь имеется мирное население, которое можно взять в заложники, много скота, продуктовая база, хорошие дороги, большое количество транспорта и даже оружие. От Тахта-Базара по асфальтированной дороге сравнительно быстро можно добраться до стратегически важного города Иолотань, рядом с которым находится крупное по запасам природного газа и нефти месторождение Галкыныш – ресурсная база «Транскаспия» на Европу. Именно отсюда строится новый стратегический газопровод Восток–Запад к побережью Каспия.
ОТВЕТ ТЕРРОРУ – ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО
Руководство Туркменистана с некоторым опозданием, но все же реагирует на возросшую угрозу с афганского направления. Предприняты спешные меры по усилению пограничных и других силовых структур на этом участке госграницы, сооружаются новые защитные инженерные сооружения. Вдоль границы с Афганистаном вырыт ров шириной в 4 м и 5 м в глубину, укрепленный заграждениями из металлической сетки.
Одновременно налаживаются контакты с потенциальными союзниками в борьбе с исламистами. Так, 14 сентября 2014 года для координации усилий двух стран в сфере региональной безопасности в Туркменистан прибыл министр обороны Ирана генерал Хосейн Дехган. Основной темой ирано-туркменских переговоров стало взаимодействие Туркменистана с Ираном на случай вторжения в Туркменистан боевиков-джихадистов со стороны Афганистана. Иранцы выразили готовность провести в ближайшее время маневры иранской армии в своей северо-восточной провинции с приглашением туркменских военных в качестве наблюдателей.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов 11 сентября 2014 года неожиданно прибыл в Душанбе на саммит ШОС в качестве почетного гостя. Хотя возглавляемая им страна не является членом данной организации и ранее демонстративно дистанцировалась от любых общерегиональных инициатив. На полях этого саммита руководитель Туркменистана встретился с президентами Ирана, Монголии, председателем КНР, а также с представителями Индии и Пакистана. Можно предположить, что вопросы региональной безопасности обсуждались и на этих встречах.
В августе 2014 года руководство Туркменистана провело деисламизацию своей системы образования. В рамках реализации нового двустороннего соглашения «О сотрудничестве в области образования», заключенного между правительствами Туркменистана и Турции от 15 августа 2014 года, были закрыты туркменско-турецкая школа и туркменско-турецкий университет. Турецкую школу оставили лишь для детей сотрудников посольства и турецких компаний, работающих в Туркменистане. Университет был преобразован в национальный, его программы пересмотрены, а за обучение введена значительная по местным меркам плата.
При этом новое соглашение между Туркменистаном и Турцией в области образования полностью отменило любое негосударственное вмешательство. Были исключены предметы, связанные с изучением религии, отменены молитвенные часы, которые были обязательными между уроками. Все инновации в обучении детей, введенные ранее по инициативе проживающего в США известного турецкого богослова Фетхуллы Гюлена были ликвидированы.
Таким образом, руководство Туркменистана проводит превентивные мероприятия по защите государства от возможного посягательства на его суверенитет со стороны зарубежных радикальных исламистских группировок. Несмотря на сохраняющийся авторитарный характер правящего режима и присущие ему некоторые признаки арабской весны, ожидать в ближайшие годы насильственной смены режима и масштабной экспансии джихадистов в Туркменистане не приходится.
В стране сложились довольно устойчивые традиции светской власти, которой сегодня нет видимой альтернативы или организованной оппозиции, большая часть туркмен относится к религии чисто формально или исповедует ислам умеренного толка, 5-миллионное население страны разобщено по племенному признаку и проживает на обширной территории, необходимый прожиточный минимум для всех без исключения категорий граждан поддерживается, правительство уделяет внимание развитию промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, водоснабжения, строительству жилья, совершенствованию систем образования, здравоохранения, других жизненно важных сфер жизни общества. В последнее время отменены ряд цензурных ограничений в СМИ и некоторые элементы культа личности бывшего президента Сапармурата Ниязова.
В то же время нельзя исключать новых попыток афганских талибов и союзных им исламистских группировок использовать территорию Туркменистана в качестве коридора для переброски боевиков и транзита наркотиков далее в страны Центральной Азии и на Кавказ. В случае прямого вторжения джихадистов в Туркменистан Ашхабад рассчитывает на неотложную помощь со стороны авторитетных международных организаций, прежде всего ООН, вплоть до ввода в страну военных контингентов по мандату Совета Безопасности ООН, а также оперативного вмешательства великих держав (Россия, Китай, США) и своих региональных партнеров (Турция, Иран и др.).