МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Исламский терроризм

Как убили Ливийскую мечту
28.10.2015 · Исламский радикализм

Как убили Ливийскую мечту

Как убили Ливийскую мечту
Фото: REUTERS/ Ismail Zitouny


28 октября руководство НАТО единогласно приняло решение о прекращении своей военной операции в Ливии, поскольку главная цель интервенции НАТО была достигнута — Каддафи не стало. Спустя четыре года рассекречены некоторые подробности действий европейских спецслужб в это смутное время в Ливии, которые и привели к свержению неуязвимого на протяжении четырёх десятков лет Каддафи.

ЗАВАРУШКА В БЕНГАЗИ

Гражданская война в Народной Ливийской Арабской Джамахирии началась в феврале 2011 года с немногочисленных, но не совсем мирных демонстраций в городе Бенгази, оплоте оппозиции полковника Каддафи.

Никто не призывал к свержению узурпатора, не было лозунгов о свободе слова. Просто родственники заключенных, расстрелянных во время бунта в тюрьме Абу-Салим в июне 1996 года, решили потребовать увеличения компенсации за смерть своих кормильцев. Претензии были в основном к адвокатам, чтобы те активнее добивались от властей увеличения выплат. Но вскоре лозунги сменились на более агрессивные — исламистского толка. В толпе демонстрантов всё чаще стали появляться бородатые вооруженные мужчины. И каждая демонстрация стала заканчиваться либо разгромом полицейского участка, либо разграблением военных складов с оружием. Склонный к жестким ответным мерам Каддафи послал в Бенгази ещё верные ему войска.

По различным подсчётам, в феврале 2011 года в Бенгази погибло от нескольких десятков до двух сотен демонстрантов. После побега мэра Худы Бен-Амера в Триполи, местные жители организовали управленческий комитет из разных уважаемых в городе людей. С 27 февраля по 25 августа в Бенгази базировалась временная штаб-квартира Национального переходного совета (НПС), который объединил разрозненные силы противников Каддафи. Эта, казалось бы, небольшая и чисто внутриливийская заварушка почему-то возбудила сверх меры верховные власти в Вашингтоне, Париже и Лондоне.

«Мы знали, что если промедлить хотя бы день, в Бенгази может быть устроена бойня, которая потрясёт весь регион и запятнает совесть всех людей доброй воли в мире», — заявил уже по окончании военной операции НАТО Президент США Барак Обама.

17 марта 2011 года по настоянию президента Обамы Совбез ООН принял Резолюцию № 1973, тем самым дав разрешение на интервенцию в Ливии. Все в ООН знали, кто такой Каддафи, поэтому решение было единогласным. И никто в этот момент не вспомнил о 2,5 млрд долларов компенсации жертвам теракта над Локерби, о том, что Каддафи в 2003 году добровольно отказался от разработки ядерного оружия и сдал все компоненты США, а затем вместе с ЦРУ весьма эффективно боролся с «Аль-Каидой»… «арабская весна», бессмысленная и беспощадная, должна была продолжаться нон-стоп.

ПРИЧИНЫ ВТОРЖЕНИЯ В ЛИВИЮ

Общая военная операция международных сил против Ливии под кодовым названием «Одиссей. Рассвет» началась 19 марта в 16:45 по Гринвичу. Первые удары нанесла авиация Франции. Затем к ней присоединились США и Англия. Ливийская ПВО была выстроена на основе устаревших советских ракетных комплексов С-75, С-125, С-200 и «Квадрат». Такая система ПВО успешно подавлялась США и их союзниками в Ираке и Югославии. В Ливии она также оказалась бесполезной.

Некоторую обеспокоенность американцев в Ливии вызывали дальнобойные советские ЗРК С-200ВЭ. И именно по ним был нанесён первый удар новыми, недавно принятыми на вооружение тактическими крылатыми ракетами Tomahawk Block IV с кораблей 6-го флота США.

Всё могло бы обернуться совсем иначе, если бы Каддафи вовремя закупил новое вооружение в России, о чем уже были достигнуты договоренности. В частности, Джамахирия намеревалась приобрести у нас вертолёты Ка-52 на сумму 1 млрд долларов, стрелковое оружие, самолёты и бронетехнику на общую сумму 1,3 млрд евро. Так и не подписанными остались контракты на поставку в Ливию истребителей Су-30 на сумму в 800 млн долларов, зенитно-ракетных систем С-300 и С-400, зенитных комплексов «Панцирь-С1», систем залпового огня «Град», танков Т-90, дизельной подводной лодки и ракетных катеров.

В начале апреля США, уничтожив всю давно устаревшую ливийскую ПВО и авиацию парой сотен крылатых ракет, официально уведомили союзников о выходе из операции «Одиссей. Рассвет». Дальше — только разведка беспилотниками. Кому добывать в Ливии нефть, тому здесь и воевать, — так решили в Вашингтоне и передали бразды правления интервенцией Франции, Англии, Италии и, как ни странно, маленькому Катару.

Почему Франция? В последние годы полковник Каддафи носился с идеей «золотого динара» — общей валюты для большинства африканских стран. И у него это могло получиться, так как золотой запас Ливии в последние годы правления Каддафи активно пополнялся. «В апреле 2011 года только в бункерах резиденции Каддафи в Триполи хранилось 143,8 тонны золота, по тогдашней цене — на 10 млрд долларов, — сообщил сбежавший из страны бывший председатель ЦБ Ливии Фархат Бенгдара. — В два раза больше слитков содержали подвалы Центрального банка Ливии». И это не считая других активов по всему миру общей стоимостью около 200 млрд долларов.

Но проблема заключалась в том, что такая единая валюта уже давно существует — африканский франк (КФА) ходит в 14 африканских странах, бывших французских колониях. Курс КФА изначально, с 1945 года, был чётко привязан к курсу французского франка, а затем к евро. Неужели французские власти могли легко согласиться на «золотой динар» Каддафи вместо своего африканского франка? Нет, конечно.

У тогдашних властей Франции были и другие — субъективные причины сравнять с пустыней режим полковника Каддафи. Дело в том, что правитель Ливии в 2006–2007 годах не вполне законно спонсировал предвыборную кампанию кандидата в президенты Франции Николя Саркози. В итоге Саркози стал 23-м по счету президентом Французской Республики на период 2007–2012. В марте 2011 года сын Каддафи Сейф аль-Ислам пригрозил рассказать о том, как Саркози получил от его семьи 50 миллионов евро. Таким образом семья Каддафи, судя по всему, пыталась остановить бомбардировки французских «Рафалей» ливийских городов, но тем самым лишь подписала себе смертный приговор.

Почему Италия? Итальянская корпорация Eni с 2004 года совместно с ливийской Национальной нефтяной корпорацией (NOC) эксплуатирует газопровод Greenstream, проложенный по дну Средиземного моря (540 км). На открытии «Зелёного потока», кстати, дружно разрезали ленточку тогдашний итальянский премьер Сильвио Берлускони и Муамар Каддафи.

Опасаясь того, что Каддафи перекроет Greenstream и устроит итальянской экономике коллапс, Берлускони уверял ливийского друга, что никаких бомбардировок, а тем более наземной операции НАТО, в Ливии никогда не будет. Но когда всё случилось ровно наоборот, итальянские ВВС присоединились к коалиции, в апреле 2011 года.

Кстати, корпорация Eni одной из первых среди европейских нефтегазовых гигантов заключила новые контракты на покупку нефти с повстанцами НПС и стала активно вместе с ними наращивать объёмы добычи и продажи ливийской нефти до довоенного уровня (1,6 млн баррелей в год).

Ну и конечно, как же в Италии могли забыть, что в 1970-х Каддафи изгнал из Ливии более 100 тысяч итальянских колонистов (с начала прошлого века до окончания Второй мировой Ливия являлась колонией Италии — Итальянской Северной Африкой) только за то, что один из них в 1911 году убил его деда. Такое обычно не забывается.

А Катар при чём? Многие специалисты в небе над Ливией в 2011 году впервые увидели в деле «Миражи» ВВС Катара. И катарский спецназ, о котором раньше ничего не слышали, в первых рядах штурмовал резиденцию Каддафи на военной базе Баб аль-Азизия. Кроме этого, Катар взял на себя основные расходы по финансированию операции «Одиссей. Рассвет». К чему бы это?

Уже в конце марта 2011 года катарские шейхи договорились с НПС, что весь экспорт ливийской нефти будет осуществлять в качестве посредника Qatar Petroleum — основная добывающая компания Катара. А вырученные средства частично будут идти на финансирование вооруженной борьбы с Каддафи. У Катара своих нефти и газа — океан, но лишними эти ресурсы никогда не бывают.

Были у Катара и личные причины разобраться с ливийским правителем. На каком-то нефтегазовом сборище полковник Каддафи в кулуарах страшно оскорбил страдающего диабетом и ожирением эмира Катара Хамада бин Халифа Аль Тани, сравнив его с бочкой нефти (баррель — 160 литров). Каддафи был недалёк от истины, но его солдафонский юмор взбесил шейха. Аль Тани только и ждал случая поквитаться с шутником.

Ну и, конечно, англичане. Несомненно, у англичан старые счеты с Каддафи — за катастрофу самолёта над шотландским городком Локерби. Кроме этого, когда-то ливийский полковник активно финансировал подрывную деятельность ИРА, поставлял ирландцам оружие целыми кораблями, что также непростительно. И если учесть, что 30% потребности Англии в нефти обеспечивают ливийские месторождения, то причин бомбить позиции войск Каддафи у Королевских ВВС Великобритании было предостаточно.

ОПЕРАЦИЯ «РАССВЕТ РУСАЛКИ»

Полгода авиация НАТО и повстанцы с переменным успехом захватывали и отдавали города армии Каддафи. К августу 2011 года отряды НПС взяли ливийскую столицу Триполи в кольцо. Но даже в середине августа, во время бомбежек Каддафи разговаривал по спутниковой связи и с Берлускони, и с Саркози. Они заверяли его, что наземной операции в Триполи не будет. Возможно, главы Франции и Италии до последнего момента и не знали о секретной операции «Рассвет русалки», которую разработали на берегах Темзы в Лондоне, где располагается штаб-квартира британской разведки МИ-6. Конечной целью этой многоходовой операции был захват Триполи вместе со всей семьей Каддафи.

Весь август в Триполи прибывали мелкими группами «рыбаки», селились на съёмных квартирах, по вечерам обязательно смотрели телевизор и чего-то ждали. Также весь август в ливийскую столицу тайно поставлялись тонны оружия, боеприпасов и средств связи, которое «рыбаки» складировали в определенных местах. О начале штурма Триполи они узнали из речи председателя НПС Мустафы Абдалы Джалила во время передачи по Катарскому телеканалу в субботу 20 августа вечером, когда он сказал: «Вы должны подняться на ваше освобождение». Это и был сигнал к началу боя.

Группа мятежников взяла под свой контроль Мечеть Бен Наби вблизи центра города. С помощью громкоговорителей, обычно используемых для сигнала к молитве, повстанцы начали обращаться к своим сторонникам с просьбой присоединиться к восстанию. После того как мятежникам удалось укрепиться в Триполи, из близлежащих городов и деревень в столицу в течение 20 августа прибыли сотни бойцов оппозиции.

Вместе с ними в Триполи морем на десантных кораблях были заброшены бойцы 22-й полка Специальной воздушной службы (SAS) армии Её Величества. Рядом с ними дрались бойцы спецназа из Катара, ОАЭ, а также из элитного подразделения Groupe d’Intervention de la Gendarmerie Nationale, которое числится в вооружённых силах Франции.

Одной из ключевых фигур, приведших к успеху операцию «Рассвет русалки», стал ливийский генерал Мохаммед Эшкал, чьи батальоны были ответственны за защиту внешнего периметра Триполи. Эшкал входил в ближайший круг соратников Каддафи 20 лет. Но обещание пары миллионов долларов хватило, чтобы его бригада прекратила сопротивление. По слухам, предатель вместо денег получил несколько пуль в собственном доме.

В ночь на воскресенье 21 августа самолёты НАТО 46 раз атаковали Триполи. Британские лётчики использовали ракеты Hellfire AMG-114N, создающие эффект термобарического или вакуумного взрыва. Международными конвенциями их использование против мирного населения запрещёно. Но этическая проблема была решена британцами очень легко. Они просто отказались от использования слова «термобарический», назвав эти заряды «оружием усиленного взрывного воздействия».

В итоге повстанцы захватили резиденцию Каддафи в казармах Баб аль-Азизия. Но полковника и членов его семьи там не оказалось. Первыми в резиденцию Каддафи ворвались катарские спецназовцы и перевернули в ней всё в поисках компьютеров и других носителей информации. Затем в Триполи прорвался с танковой бригадой сын Каддафи Хамис и отбил наступление сил НПС, но ненадолго.

Число погибших в ходе операции в Триполи (20–26 августа) составило около 3 тысяч. Больницы были не в состоянии прийти на помощь всем раненым. Международный комитет Красного Креста подтвердил, что медикаментов тоже не хватало.

УБИЙСТВО НА ДОРОГЕ

После падения Триполи Каддафи с сыновьями перебрался в родной город Сирт. Ранним утром 20 октября самолёты ВВС Франции нанесли удары по одиннадцати военным машинам армии Каддафи, составлявшим часть большой колонны (приблизительно из 75 машин), которая быстро двигалась по дороге в пригороде Сирта.

По некоторым данным, Муамара Каддафи пыталась вывезти из Ливии в Нигер группа южноафриканских наемников. Но лётчики НАТО открыли огонь и уничтожили конвой из внедорожников так же хладнокровно, как незадолго до этого по ошибке расстреляли караван из 100 верблюдов на границе с Чадом, перевозивший оружие для дружественных повстанцев.

Судя по всему, в ходе налёта машина полковника была разбита, а сам он тяжело ранен в обе ноги. Сопровождающие оттащили Каддафи в дренажный трубопровод, проложенный под дорогой, где он потом и был найден повстанцами НПС.

Кадры о том, как затем толпа издевалась над раненым стариком, обошли все телеканалы мира. Мятежники наносили ещё живому Каддафи многочисленные штыковые ранения и сыпали в раны песок. Надругательства продолжались три часа, после чего пленного за ноги протащили по улицам Сирта. В момент, когда окровавленного полковника, наконец, погрузили в автомобиль для транспортировки в госпиталь, он уже не подавал признаков жизни.

Но этого руководству НПС показалось мало. Тела убитых Муамара Каддафи и одного из его сыновей были выставлены на несколько суток на всеобщее обозрение в промышленном холодильнике для овощей в торговом центре в Мисурате.

На рассвете 25 октября Каддафи был тайно похоронен в Ливийской пустыне. Место его захоронения по сей день держится в секрете во избежание осквернения и паломничества. После гибели Муамара Каддафи в Сирте были осквернены и уничтожены могилы его матери, отца, дяди и ещё двоих родственников. По сообщениям алжирской газеты «Ан-Нахар», боевики из группировки «Течение джихада» разрушили надгробные плиты, вытащили из могил кости усопших и сожгли их.

ЛИВИЯ БЕЗ КАДДАФИ

Самолёты НАТО за время операции «Одиссей. Рассвет» разбомбили в Ливии гражданской инфраструктуры на 14 млрд долларов. Но это поправимо, нефть в Ливийской пустыне ещё долго не иссякнет — запасы её составляют свыше 36 млрд баррелей.

Хуже другое. Самолёты НАТО разбомбили в Ливии бесплатные медицину и образование, возможность получать нуждающимся в жилье молодым семьям 64 тысячи долларов единовременно, за каждого новорожденного ребенка — 7 тысяч долларов, материальную помощь на ведение личного бизнеса –20 тысяч долларов, уничтожили сеть магазинов для малоимущих семей, где продукты продавали за копейки, сеть аптек с бесплатными лекарствами (за подделку лекарств при Каддафи полагалась смертная казнь), разбомбили также бесплатные ЖКХ, беспроцентные кредиты на автомобили и квартиры…

По итогам конфликта Ливия, по сути, превратилась в вечного должника тех стран НАТО, которые участвовали в «освобождении» ливийского народа. Так, только Греция за лечение повстанцев НПС запросила 150 млн евров. В банках США, Германии, Швейцарии и др. с началом революции заморозили ливийские счета на сумму более чем в 150 млрд долларов. Но эти средства для самой Ливии фактически были потеряны, учитывая многомиллиардные долги и проценты по ним, которые растут не по дням, а по часам. Да и действительно — зачем бедуинам в пустыне деньги?

Сегодня ливийские исламисты сражаются за контроль над всей страной и добиваются успехов. В апреле 2014 они захватили секретную военную базу возле Триполи. Ирония в том, что войска особого назначения США создали эту базу летом 2012 года для обучения и подготовки контртеррористических сил Ливии.

Катар и Судан в сентябре 2014 снабдили ливийских исламистов оружием. В ответ на это более светские правительства ОАЭ и Египта нанесли удары с воздуха по боевикам в Триполи и Бенгази в августе и октябре прошлого года. Среди джихадистов Ливии не только сообщники «Аль-Каиды»; по состоянию на январь 2015 года группировки, связанные с ИГ, совершили убийства или похищения в трёх традиционных административных зонах на востоке Ливии. А некоторые западные наблюдатели уже рассматривают ливийский город Дерн с населением в 150 тысяч человек как третью «франшизу» «Исламского государства» в Африке, наравне с «Джунд аль-Халифа» в Алжире и «Ансар Бейт аль-Макдис» в Египте.

Каким бы плохим ни было положение дел с правами человека при Каддафи, после его изгнания и гибели оно стало ещё хуже. Сразу после захвата власти повстанцы совершили десятки жестоких убийств, не говоря уже о пытках, избиениях и незаконном аресте тысяч людей, подозреваемых в поддержке Каддафи. Мятежники изгнали 30 тыс. преимущественно чернокожих жителей из города Таварги, а затем разграбили или сожгли их дома и магазины на том основании, что некоторые из них предположительно были наемниками у Каддафи.

Мрачная арифметика приводит к удручающему, но неизбежному выводу. До интервенции НАТО гражданская война в Ливии была близка к окончанию и унесла чуть более тысячи жизней. Однако с тех пор вследствие непрекращающегося конфликта Ливия потеряла ещё как минимум 10 тысяч своих граждан. Иными словами, операция НАТО привела к увеличению числа жертв более чем на порядок.

400 тысяч ливийцев, по оценке ООН, вынуждены были бежать из своих домов. Большинство влилось в «арабский поток» беженцев из Ирака и Сирии, который стал печальным последствием «арабской весны» и деятельности «Исламского государства» на Ближнем Востоке и с которым сейчас не знают, что делать власти Евросоюза.

Понятно, что у такой разодранной страны, как Ливия, не может быть нормального будущего. Очевидно и то, что над уроками Ливии стоит задуматься и другим странам, которые увлеклись сомнительными идеями «арабской весны». Прежде всего — Сирии.

Совершенно секр
Комментарии 0