Ливийский узел
Враждующие парламенты в Ливии, кажется, достигли соглашения о прекращении огня. Соглашение очень хрупкое, но оно все же дает шансы на прекращение гражданской войны в этой североафриканской стране, которую «Исламское государство», похоже, решило сделать своим плацдармом и перевалочной базой в Африке.
После свержения режима Каддафи в 2011 году Ливия погрузилась в хаос распрей и междоусобиц. В прошлом году к борьбе многочисленных банд и вооруженных милиций добавилась и полномасштабная гражданская война между законно избранным парламентом и правительством и исламистскими властями, захватившими столицу Триполи и создавшими там свои органы власти и парламент.
Новость, которая в понедельник пришла из Ливии, вселяет определенные надежды на то, что в этой многострадальной стране прекратят воевать. По крайней мере, первый после долгого перерыва шаг в этом направлении сделан. Новость о соглашении настолько же положительная, насколько и неожиданная. Неожиданная, потому что противоборствующие стороны уже много раз не могли договориться, даже при посредничестве спецпосланника ООН по Ливии Бернардино Леона. Кстати, возможно, поэтому сейчас исламисты и избранные на выборах законодатели, работающие на востоке страны, в городе Тобрук, решили договариваться напрямую, без иностранных посредников. К тому же, они хотят во что бы то ни стало избежать интервенции.
«Мы считаем, что это шаг в правильном направлении и что он сделан в сторону от вмешательства иностранных организаций и институтов и их манипуляций»,- уверен Абу Бакр Бейра, видный член признанного международным сообществом парламента в Тобруке. Однако, у соглашения, подписанного в воскресенье, похоже, немало противников в обоих парламентах. К примеру, официальный представитель тобрукского парламента Фарадж Абу Хашим заявил агентству АР, что их орган никакого отношения к соглашению с исламистами не имеет. «Это индивидуальная детская попытка подписать мирное соглашение»,- прокомментировал он.
Стороны договорились в течение двух недель создать два комитета численностью десять человек каждый с равным представительством участников переговоров. Один из комитетов выберет премьер-министра Ливии и двух его заместителей, т.е. кабинет единства, а второй – подготовит текст новой конституции и парламентские выборы, которые пройдут в течение двух ближайших лет. Больше половины участников переговоров и сейчас поддерживают план Бернардино Леоне, но с существенными оговорками. Однако ООН неоднократно отказывалась вносить изменения в свой план мирного урегулирования конфликта в Ливии.
Власти на востоке Ливии отказались от ооновского плана, потому что он дает кабинету единства право увольнять всех высокопоставленных чиновников, если их кандидатуры не будут утверждены единогласно премьером и его замами. В этом они видят попытку удалить генерала Халифу Хафтара, командующего их армией, который упорно воюет с исламистами уже больше года.
Исламистам, с другой стороны, не нравится то, что план Леона не представляет твердых гарантий введения исламских законов.
К событиям в Ливии сейчас приковано внимание многих европейских политиков. Дело в том, что если Сирия от Европы достаточно далеко, то от Ливии до Италии рукой подать. Иметь в считанных десятках километров раскаленную докрасна точку, откуда в Европу могут бурным потоком литься не только беженцы, но и боевики, ни в Риме, ни в Брюсселе, естественно, не хотят.
Между тем, угроза того, что джихадисты из ИГ (группировка запрещена на территории РФ) воспользуются гражданской войной в Ливии и создадут в этой стране плацдарм как для отступления с Ближнего Востока в случае необходимости, так и для удара по Европе с юга, очень высока. По данным европейских спецслужб, в последнее время из Сирии и Ирака вернулись свыше 800 ливийских джихадистов, воевавших там на стороне ИГ. По некоторым данным, верных халифу Ибрагиму, больше известному под именем Абу Бакр аль-Багдади, вооруженных боевиков в Ливии сейчас не одна тысяча.
До пяти тысяч боевиков скопилось в родном городе Муамара Каддафи – Сирте, переоценить важность которого трудно. Во-первых, в нем есть не только морской порт, но и аэропорт, что делает его удобным транспортным узлом, а во-вторых, вместе с городом джихадисты захватили и полторы сотни побережья Средиземного моря, которые можно использовать для вылазок в Италию.
Боевики, конечно, не почивают на лаврах и не сидят, сложа руки. Сейчас они, к примеру, организовали наступление на еще один стратегически важный пункт – город Айджабию