Возвращение к обсуждению с Японией вопроса о заключении мирного договора на основе декларации 1956 года требует дополнительной проработки, поскольку в ней не прописан ряд вопросов, заявил в четверг президент России Владимир Путин.
По словам Путина, в ходе встречи 14 ноября премьер-министр Японии Синдзо Абэ сообщил, что Токио готов вернуться к обсуждению проблемы «северных территорий» на основе декларации 1956 года. При этом пообещал, что Япония — в случае передачи ей спорных курильских островов, не будет размещать там американские военные базы.
Напомним, в соответствии с той декларацией, Советский Союз заявлял о готовности передать Японии два острова Южной Курильской гряды после подписания мирного договора с Японией. Документ был ратифицирован обеими странами, однако Япония впоследствии отказалась от исполнения договоренности.
Теперь, по мнению президента России, возвращение к принципам декларации 1956 года требует «отдельной дополнительной, серьезной проработки. «Там в принципе просто изложена проблема, что Советский Союз готов передать два острова, но не сказано, на каких основаниях под чей суверенитет они попадают. Это вопрос серьёзной проработки. Тем более что когда-то сама Япония от реализации этих договоренностей отказалась», — отметил российский лидер.
Тем не менее, Синдзо Абэ не скрывает оптимистичных ожиданий. «На основе отношений доверия между мной и президентом России мы решим территориальную проблему и заключим мирный договор», — сказал он.
Абэ отметил, что сейчас выполняются соглашения, достигнутые во время визита Владимира Путина в Нагато в 2016 году. Тогда стороны подписали около 80 документов, в том числе по экономическому сотрудничеству, облегчению визового режима, рассмотрению возможности совместной экономической деятельности на четырех островах Южных Курил.
В последние месяцы вообще часто обсуждается вопрос о возможных территориальных уступках России Стране восходящего солнца. С чем это может быть связано?
— Я думаю, что изменение позиции Японии и возвращение к декларации 1956 года может быть связано с комплексной игрой Запада против России, нынешнего российского руководства, — считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Традиционно позиция Токио состояла в том, что Россия должна передать под японскую юрисдикцию четыре острова Курильской гряды. Теперь Япония, вроде как, согласна на два острова по формуле: сначала два острова, потом когда-нибудь ещё два.
На мой взгляд, это сделано для того, чтобы прощупать, насколько Владимир Путин готов идти на компромиссы в той сложной политико-экономической ситуации, в которой оказалась Россия. И если российское руководство будет готово пойти на эти уступки, то начнётся активная компрометация Владимира Путина, как человека, поступившегося патриотическим принципом — ни пяди родной земли не отдадим.
Поэтому я не исключаю, что за активной деятельностью Абэ по вопросу Курил выглядывают «уши США» и коллективного Запада в целом. Усилить раскол между патриотической и либеральной частью российской элиты, помимо прочего, входит в задачу «вашингтонского обкома».
«СП»: — Есть ли вероятность, что руководство России пойдёт на какой-то вариант компромисса по Курилам, например, с обязательством передать острова когда-нибудь в далёком будущем?
— Я очень надеюсь, что российская сторона словесными играми вокруг Курил лишь напускает тумана для того, чтобы не обострять отношений с Токио, а до реальной передачи Японии даже одного острова дело никогда не дойдёт.
Поскольку в данном случае мы не только потеряем территории, что понесёт за собой и геополитически потери, но ещё и, как я уже сказал, обострим внутриполитическую ситуацию в стране. И так у нас наблюдается определённое недовольство и брожение среди российских патриотов из-за нерешительности Кремля в вопросе Донбасса. А сдача Курильских островов будет восприниматься как национальное предательство. Поэтому в интересах российского руководства сохранять ситуацию подвешенной, иногда туманно намекая на вероятность передачи остров, чтобы японцы сильно не раздражались.
«СП»: — У России уже был прецедент с Китаем, когда мы отдали часть приграничной территории в обмен на добрососедские отношения с Поднебесной. Вроде бы трагических последствий это не имело, и сейчас с Китаем у нас союзнические отношения. Чем будет принципиально отличаться ситуация, если мы отдадим один или два острова Курильской гряды, в обмен на огромные инвестиции Японии в наш Дальний Восток и обещание, документально зафиксированное, никогда не допускать ни своих, ни иностранных военных на эти острова?
— В девяностых годах прошлого века команда президента Ельцина фактически сама предлагала Японии обменять острова на масштабные инвестиции в российскую экономику. Но Япония тогда упустила свой шанс, там надеялись, что Россия скоро сама окончательно деградирует и развалится, и тогда острова можно будет вообще взять голыми руками и задарма.
Сейчас у России нет особых прагматических оснований для того, чтобы обменивать острова на инвестиции. Что касается острова Большой, то его передача Китаю была связана с общей демаркацией российско-китайской границы на Амуре. Это трактовалось не как территориальная уступка, а как проведение границы по центру реки Амура. Конечно, в территориальном смысле Китай от этого выиграл, но прецедента передачи своей территории под иностранную юрисдикцию это не создало. При всём том надо понимать, что Россия и Китай на данном историческом этапе находится по одну сторону баррикад, а Япония входит в число союзников США, то есть де-факто входит в лагерь потенциального противника. Потому предоставлять ей какие-то территориальные бонусы было бы неправильным уже потому, что никто не даст Токио занять нейтральную суверенную позицию в мировой политике в обозримом будущем.
— Как известно, международное положение России сложное, — говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Со стороны коллективного Запада санкции только усиливаются, и никаких перспектив улучшения отношений не просматривается. Поэтому Россия ищет альтернативы в отношениях со странами Юго-Восточной Азии. А в этом регионе Япония наряду с Китаем играет очень большую роль. Россия заинтересована в японских инвестициях и технологиях для развития своего Дальнего Востока. Нам помимо прочего нужен некий контрбаланс в связи с влиянием Китая на наши дальневосточные регионы. Однако Япония не пойдёт на большие инвестиции, пока Россия не решит проблему «северных территорий» так как этого бы хотели в Токио.
По большому счёту, Японии эти острова не очень нужны. Но «самураи» пошли на принцип — мы не будем всерьёз сотрудничать, пока вы не отдадите острова.
А вот России важно привлечь потенциал для развития своего Дальнего Востока, поскольку у нас пока самостоятельно не очень получается его развивать.
Ясно, что Россия сейчас просто так не готова взять и передать острова Японии даже в обмен на инвестиции. Это бы, как минимум, вызвало бы внутриполитический кризис в России. Против этого выступают военные, которые считают, что острова имеют большое геополитическое значение для защиты России. Тут нужен какой-то нестандартный вариант для решения проблемы.
«СП»: — Например?
— Можно попробовать договориться о том, что в ближайшие 100 лет Россия сохраняет суверенитет над островами, а Япония всё это время инвестирует в российскую экономику. А потом происходит передача территории, как это было, например, с Гонконгом. Но, конечно, надо обязательно оговорить, что на Курилах ни при каких условиях не должны размещать военные базы НАТО и вообще любой страны или организации.
«СП»: — Мы один раз уже поверили НАТО, когда нас заверяли, что НАТО не продвинется на территорию стран бывшего Варшавского договора.
— Тогда никто не подписывал юридически обязывающих документов. Мало того, Борис Ельцин накануне вступления в НАТО Польши официально признал, что это внутреннее дело самой Польши, вступать или нет. В данном же случае всё должно быть зафиксировано в чётких юридических формулировках.
В любом случае России надо определяться — или уже сказать твёрдо и однозначно, что ни на какие территориальные уступки мы не пойдём ни при каких условиях, и Токио надо исходить из этого, либо же надо всерьёз разрабатывать взаимоприемлемый для двух стран вариант решения проблемы.