МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Мониторинг СМИ

Реально ли появление на Юго-Востоке миротворческого контингента?
25.06.2014 · Локальные конфликты и войны

25 июня 2014 года 19:18 | Андрей Полунин Свободная пресса                    

«Голубая каска» для Донбасса

Реально ли появление на Юго-Востоке миротворческого контингента?

К среде, 25 июня, стало понятно: временное перемирие на Украине будет, скорее всего, сорвано. После сбитого во вторник под Славянском Ми-8 Петр Порошенкоотдал приказ «без колебаний открывать огонь в ответ на нападения сепаратистов». Об этом сообщила пресс-служба администрации украинского президента. «Глава государства не исключает, что режим прекращения огня может быть отменен досрочно, ввиду постоянного его нарушения контролируемыми извне боевиками», - говорится в сообщении.

В свою очередь, лидер Донецкой народной республики Александр Бородай заявил, что, по его мнению, не было никакого смысла соблюдать перемирие.

«Я теперь официально заявляю, что не было никакого соглашения о прекращении огня, и, судя по всему, не будет. Официальный Киев пытался обмануть нас, отправив к нам контактную группу, у которой, как выяснилось, нет никаких полномочий. Киеву нужно было сделать видимость о прекращении огня до 27 июня, так как в этот день планируется подписание соглашения с ЕС. Противник готовится штурмовать Донецк», - сказал Бородай в интервью на канале «Комсомольской правды» в YouTube.

На деле, остановить боевые действия на Юго-Востоке можно несколькими способами:

1. Продолжить переговоры. Однако Киев исходит из того, что Левобережье – пусть на правах широкой автономии – должно остаться в составе Украины. Именно в этом пункте он натыкается на противостояние со стороны ДНР и ЛНР, поскольку лидеры Юго-Востока такое предложение категорически отвергают. В итоге, едва на переговорах возникнет этот вопрос, диалог завершится разрывом.

2. Ввести бесполетную зону над восточными регионами Украины. Однако сделать это в одностороннем порядке Москва не сможет, а другие члены ООН это предложение без команды США не поддержат. Кроме того, введение бесполетной зоны, не исключено, лишь активизирует наземные действия украинской армии.

3. Ввести на Юго-Восток миротворческий контингент. Сделать это можно в рамках мандата ООН, СНГ или ОДКБ. По сути, миротворцы – это наиболее оптимальный вариант. Не случайно 25 июня народный губернатор Донбасса Павел Губарев на своей странице в Facebook написал, что с уважением относится к просьбе президента РФ Владимира Путина к Совету Федерации – отменить право применения вооруженных сил России на территории Украины. Однако настаивает на вводе миротворцев в ДНР и ЛНР, поскольку Украина не выполнила взятые на себя обязательства и практически сразу нарушила условия мирного соглашения.

«Мы просим ввести на территорию ДНР и ЛНР российский миротворческий контингент. Формат может быть разный, возможен вариант и в составе ООН, но с ведущей ролью России», - написал Губарев.

Насколько реально ввести на Юго-Восток миротворцев, и в каком формате это возможно сделать?

– Если бы миротворцы зашли на Юго-Восток, и встали между воюющими сторонами, боевые действия сразу бы прекратились, – уверен военный эксперт Виктор Мясников. – Думаю, на Украине еще не забыли, как нападение на российских миротворцев в Южной Осетии в 2008 году едва не сокрушило государственность Грузии. Другой вопрос – чей мандат будет у миротворцев на вхождение?

Конечно, в идеале, это должен быть мандат ООН. Но в Организации Объединенных Наций правят бал США и их сателлиты. А потому, если на Левобережье и появятся ооновские миротворцы, то там будет как в Косово. В Косово, напомню, тоже были миротворцы ООН, но они ни в коей мере не мешали геноциду сербов, изгнанию их с собственной территории, и установлению там албанского статус-кво. На Юго-Востоке может повториться нечто подобное.

Москва могла сама принять волевое решение и ввести миротворцев. Но это нужно было делать до отзыва разрешения Совета Федерации вводить российские войска на Украину.

Теоретически Кремль может принять решение о миротворческой операции и без разрешения Совфеда. Но в этом случае, помимо истеричных криков, возникнет масса экономических проблем. Опять упадут международные рейтинги РФ, наши ценные бумаги на биржах покатятся вниз, плюс ЕС окончательно заморозит строительство «Южного потока» – в результате чего Украина так и будет держать руки на горле нашей газовой трубы. Поэтому, уверен, миротворческий контингент на Юго-Восток мы самостоятельно вводить не будем.

«СП»: – Получается, ввод миротворцев на Украину в принципе невозможен?

– Мы могли бы ввести его только в одном формате – совместно с другими странами ОДКБ. Причем, контингенты этих других стран могут быть символическими: рота из Казахстана, по взводу из Киргизии и Таджикистана. Но большой вопрос, захотят ли наши партнеры по ОДКБ ввязываться в украинскую историю и портить отношения с ЕС и США.

«СП»: – При каком раскладе ООН все же решилась бы на ввод миротворцев?

– Если бы американцы приняли такое решение. Но здесь возможен еще вариант. Как известно, миллиардер Игорь Коломойский дал своим наемникам – нацгвардии и добровольческим батальонам – приказ игнорировать план перемирия Порошенко. По сути, это личная армия Коломойского, которую он содержит, вооружает и воспитывает.

Россия может поставить вопрос так: если украинская армия по приказу своего Верховного главнокомандующего (Порошенко) боевые действия прекратила, а махновцы Коломойского приказу не подчинились – значит, «гвардейцы» не являются составной частью ВС Украины. Раз так, РФ может заявить, что теперь – по факту – бойцы Коломойского являются незаконными вооруженными формированиями, и против них можно применить меры силового воздействия. Например, нанести авиаудары по артиллерии «гвардейцев», которая обстреливает мирное население Юго-Востока.

«СП»: – Эти удары, вы считаете, должна наносить российская авиация?

– Да – в рамках гуманитарной интервенции. Этот термин придуман на Западе, и он такие интервенции признает законными, поскольку проводятся они не с целью смены власти, а для защиты населения от гуманитарной катастрофы и геноцида.

Во многих городах Юго-Востока население находится в блокаде – без воды, электричества, канализации. Это, безусловно, гуманитарная катастрофа. А артиллерийские обстрелы такого населения – это уже геноцид, преступление против человечности.

Поэтому вооруженные формирования Коломойского, которые не подчиняются Верховному главнокомандующему Украины, оказываются вне закона. И Россия вполне может лишить эти формирования возможности и дальше убивать мирное население.

«СП»: – Для этого, видимо, нужно, чтобы сам Порошенко признал нацгвардию незаконным вооруженным формированием.

– Необязательно, это и так очевидно. Мы можем действовать, как Запад действовал в Косово – объявить о гуманитарной катастрофе, и сразу перейти к гуманитарной интервенции.

«СП»: – Насколько это реалистичный сценарий?

– Пока Россия дает понять, что больше озабочена внутренними проблемами, чем проблемами Украины и двух непризнанных республик. И продолжает диалог с Западом, который упорно требует от России подавления народного движения на Юго-Востоке.

По сути, сейчас от России требуют того же, чего требовали от Сталина в 1937 году – а тогда от Иосифа Виссарионовича требовали прекратить поддержку республиканской Испании. Напомню в двух словах эту историю: Лигой Наций было принято решение, что все страны прекращают помощь обеим воюющим сторонам. В результате, СССР убрал из Испании своих военных специалистов, и прекратил снабжение. То же самое сделала Франция. А Италия и Германия оставили свои воинские контингенты на службе военно-националистической диктатуры под предводительством генерала Франсиско Франко, и продолжили ему помогать. В результате, с 1939 года в Испании установилась диктатура Франко, которая просуществовала до ноября 1975 года. Испанская республика пала.

Сейчас, в ситуации с Юго-Востоком, испанский сценарий выглядит наиболее вероятным. Но жизнь переменчива, и далеко не всегда развивается по вероятным траекториям. На мой взгляд, на Украине все же реализуются другие сценарии – менее вероятные, но более действенные…

– России нужно вспомнить собственный опыт миротворческих операций, – отмечает академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. – Ведь мы, под флагом СНГ, провели, по крайней мере, две успешные операции – в Таджикистане в 1993 году и в зоне грузино-абхазского конфликта в 1994-м. Причем, в грузино-абхазском конфликте под эгидой СНГ действовали только российские войска. А в миротворческой операции в Таджикистане принимали участие, помимо российских, подразделения из Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Подчеркну: и первая, и вторая миротворческие операции были признаны ООН и ОБСЕ.

С Украиной можно поступить аналогично. Но прежде следует поставить в ООН вопрос о международной миротворческой операции. Первый шаг в этом деле – установление постов международных наблюдателей в развитие договоренностей о прекращении огня. Второй – вопрос о разделении противоборствующих сил.

Конечно, США будут выступать против участия в операции российских военных – они считают Россию стороной конфликта. Этого пугаться не нужно, но западников – европейцев и американцев – на Юго-Восток тоже пускать нельзя. Есть нейтральные силы – в Абхазии, например, международные миссии возглавляли пакистанские генералы. Вот пусть и на Левобережье войдут китайцы или японцы, а в числе наблюдателей будут представители РФ.

«СП»: – А если Совет Безопасности ООН заблокирует эту инициативу?

– Тогда вопрос о вводе миротворцев нужно решать в рамках СНГ, а формировать группировку от стран ОДКБ. Тем более, Украина до сих пор является членом СНГ. Это значит, силы СНГ имеют право проводить на Украине миротворческую операцию. Правда, в этом случае на операцию необходимо согласие Киева. В рамках этого варианта, могут собраться главы государств СНГ, обсудить ситуацию на Юго-Востоке, принять решение о миротворческой операции – и уведомить об этом ООН.

Есть и кардинальный вариант. Если Киев упрется, а кровь продолжит литься, Россия может запустить процесс признания независимости Донецкой и Луганской народных республик, заключить с ними договор о взаимной безопасности, и по их просьбе ввести миротворческий контингент на Юго-Восток.

«СП»: – Киев и Запад заинтересованы в проведении миротворческой операции?

– Киев – политически не монолитная структура, украинские власти явно испытывают проблемы с государственным управлением. Поэтому, на мой взгляд, Порошенко в какой-то момент может согласиться на ввод миротворцев. Запад тоже не однороден. США страшно желают рассорить Европу и Россию, и столкнуть нас не только в нефтегазовом, но и в вооруженном конфликте. Но далеко не вся Европа этого желает. Старая Европа – Германия, Франция, Австрия, Бельгия – в таком сценарии явно не заинтересована. Этот фактор нужно активно использовать – тогда и перспективы проведения миротворческой операции станут более реальными.

«СП»: – Мы сами заинтересованы в миротворческой операции?

– Сегодня российское руководство как на натянутой проволоке. С одной стороны, нам хочется помочь Юго-Востоку – и мы обязаны это сделать. По крайней мере, не позволить превратиться всей Украине во враждебную русофобскую страну. С другой стороны, Кремль прекрасно понимает: если пережать в этом направлении, американцы додавят Европу, она откажется от российского газа, и тогда для нашей экономики наступят трудные времена. Путин в этой ситуации пытается тонко балансировать, и пока у него получается…

 

Комментарии 0