БМ-21 "Град" (9К51) - реактивная система залпового огня
Пусковая установка БМ-21 разработана по классической схеме с размещением артиллерийской части в корме автомобильного шасси. Артиллерийская часть представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих, установленный на поворотном основании с возможностью наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В состав артиллерийской части входят также подъемный и поворотный механизмы. прицельные приспособления и соответствующее пневмо-, электро- и радиооборудование. Направляющие расположены в четыре ряда по десять труб в каждом, образуя таким образом пакет. Пакет вместе с прицельными приспособлениями закреплен на жесткой сварной люльке. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела ракет 172° (102° влево от продольной оси автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения — от электропривода.
Для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд,
конструкция которого оказала революционное действие на развитие
послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора
НИИ-147 А.Н. Ганичева корпус снаряда изготавливается не традиционной
обработкой резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным
методом раскатки и вытяжки из стального листа.
Другой особенностью
реактивного снаряда РСЗО БМ-21 являются складывающиеся плоскости
стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным
кольцом и не выходят за габариты снаряда. Сам по себе складывающийся
стабилизатор не являлся изобретением тульских конструкторов. Например,
такой стабилизатор использовался в германской неуправляемой авиационной
ракете R4M, многочисленные удлиненные перья стабилизаторов которой в
сложенном положении занимали пространство вокруг специально удлиненного
сопла двигателя, а после выхода ракеты из пускового устройства
откидывались назад, образуя своего рода подобие прутьев веника. Однако
такая конструкция требовала искусственного удлинения сопла ракеты, тем
самым увеличивая ее вес и габариты. В конструкции ракеты системы «Град»
была принята другая схема. Перо стабилизатора было выполнено не плоским,
а в форме сектора цилиндра, изогнутым при виде спереди по дуге с
радиусом, близким к половине диаметра ракеты. Разработчики именовали
такую форму «вороньим крылом». В сложенном положении поверхности
стабилизаторов как бы продолжали цилиндр корпуса двигателя ракеты.
Раскрытие блока стабилизаторов, до старта удерживаемых кольцом,
осуществлялось пружинным механизмом. В раскрытом положении лопасти
стабилизатора были повернуты на 1° по отношению к плоскости, проходящей
через продольную ось реактивного снаряда, что обеспечивало закрутку
относительно данной оси для уменьшения влияния эксцентриситетов тяги и
центра масс.
В остальном компоновка реактивного снаряда достаточно традиционна: в
передней части за головным контактным взрывателем размещается боевая
часть, к которой примыкает изготовленный из стали корпус двигателя.
Из-за большого удлинения корпус состоит из двух цилиндрических секций,
соединенных с помощью резьбы. Сопловый блок включает центральное и шесть
периферийных сопел. В сверхзвуковой части сопла имеют форму конуса с
углом 30°. Диаметр критического сечения сопла составляет 19 мм, среза —
37 мм.
Нанесенное на внутреннюю поверхность корпуса двигателя
теплозащитное покрытие толщиной 0.3 мм не только предохраняет стальной
корпус от нагрева и соответствующего снижения прочности, но и
существенно сокращает потери энергии сгорающего топлива и способствует
получению высокого удельного импульса и повышенной скорости горения.
Заряд твердого топлива по технологическим соображениям также выполнен из
двух полузарядов. При этом хвостовой полу заряд имеет больший зазор
между стенками корпуса и топливом, поскольку необходимо обеспечить
достаточное проходное сечение для продуктов сгорания топлива как
переднего, так и хвостового полузарядов.
В связи с тем что при
длительном хранении снарядов в горизонтальном положении не исключалась
деформация корпуса двигателя, топливный заряд был отделен от стенок
камеры двигателя зазором 4 мм для головного полузаряда и 9 мм для —для
хвостового. Фиксация полузарядов осуществлялась посредством наклеенных
на каждый из них шести «сухарей» размером 50 х 10 мм, изготовленных из
того же топлива. Торцы полузарядов бронировались наклеенными шайбами из
нитролинолеума.
В топливном заряде была использована рецептура РСИ-12М, разработанная
ранее сотрудником НИИ-6 B.C. Лерновым и состоящая из 56% ксилидина.
26,7% нитроглицерина. 10,5% динитротолуола. 3% централита. В состав
заряда входили также катализаторы и технологические добавки. Между полу
зарядами размещался воспламенитель с 80 г крупнозернистого дымного
пороха КЗДП-1 и 2 г пороха ДРП-1, находящимися в отдельных перкалевых
мешочках. Ток на два электрозапала МБ-2Н подавался по проводам,
проложенным через центральное сопло и канал хвостового полу-заряда.
Суммарная масса двух полузарядов с «сухарями» и шайбами составляла 20,6
кг, корпуса ракетной части — 24,5 кг (со стабилизаторами — 26,4 кг).
Изготовление
полузарядов осуществлялось на специально разработанной автоматической
технологической линии. На ней обеспечивалось автоматическое формирование
полузарядов, их перегрузка, контроль геометрии, взвешивание,
приклеивание «сухарей» и торцевых шайб, нанесение маркировки. Упаковка
полузарядов в тару велась в полуавтоматическом режиме. Постепенно
технология изготовления и эксплуатации зарядов упрощалась. Были
расширены допуски на инородные и воздушные включения, стало допускаться
хранение зарядов в негерметичной таре. В конце шестидесятых годов было
отработано изготовление заряда из более плотного топлива РСТ-4К, что
позволило при сохранении требуемой массы несколько сократить размеры и
унифицировать геометрию полузарядов. Взамен приклеенных «сухарей»
применили небольшие выступы — зиги на внешней поверхности, формируемые в
процессе изготовления шашек. Несколько позже было освоено производство
топливных полузарядов с использованием специальной рецептуры, при
изготовлении которой использовались продукты переработки топливных
зарядов, извлекаемых из устаревших реактивных снарядов с истекшим
гарантийным сроком эксплуатации. Производство таких зарядов с зигами,
без наклеиваемых «сухарей», из переделочных рецептур велось в 1975—1980
г.
Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами,
срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя
системы управления огнем. Продолжительность залпа одной БМ-21 — 20
секунд. При необходимости залп можно было производить не из кабины, а с
выносного пульта, отнесенного на несколько десятков метров. Наиболее
широко используемым типом реактивного снаряда РСЗО БМ-21 является снаряд
М-210Ф (9М22У) с осколочно-фугасной боевой частью. Длина этого снаряда с
взрывателем МРВ-У составляет 2,87 м. вес с взрывателем — 66,4 кг, вес
боевой части— 19,18 кг, вес взрывчатого вещества — 6,4 кг.
Пороховой
заряд (порох РСИ — 12 м) весом 20.45 кг обеспечивает наибольшую скорость
полета снаряда 690 м/с. Взведение взрывателя производится после схода с
направляющей на расстояниях 150— 450 м от боевой машины. От установки
взрывателя зависит характер действия снаряда у цели: при мгновенном
срабатывании — преимущественно осколочный, при замедленном —
преимущественно фугасный.
По осколочному действию боевая часть
снаряда М-21 ОФ в два раза эффективней М-140Ф, а по фугасному— всего в
1,7 раза, в чем сказалось большее удлинение нового реактивного снаряда.
Кучность в направлении стрельбы составила 1/180, по боковому
направлению— 1/110 от дальности. При пусках на дальность 20 км половина
попаданий укладывалась в пределах удаления 200—300 м относительно центра
группирования разрывов. Максимальная скорость реактивного снаряда
составляла около 690 м/с. Для сохранения приемлемой кучности при
стрельбе в диапазоне дальностей от 12 до 15,9 км между головным
взрывателем и боевой частью реактивного снаряда крепилось малое
тормозное кольцо, на меньшие дальности — большое. В результате пуски
проводились без использования крайне крутых или настильных траекторий,
применение которых сопряжено с большим рассеиванием снарядов. Залп одной
боевой машины обеспечивал площади поражения живой силы около 1000 м2, а
небронированной техники — 840 м2.
Для повышения боевых возможностей РСЗО БМ-21 «Град» к ней были разработаны следующие типы не управляемых реактивных снарядов;
■ усовершенствованный осколочно-фугасный снаряд 9М22У;
■ зажигательный снаряд 9М22С;
■ осколочно-химический снаряд 9М23, по основным летно-техническим характеристикам соответствующий снаряду М22С;
■ осколочно-фугасный снаряд с отделяемой головной частью 9М28Ф;
■ агитационный снаряд 9М28Д;
■ дымокурящий снаряд 9М43 (десять снарядов этого типа создают сплошную завесу из дыма на площади 50 гектаров);
■ осветительный снаряд 9М42 для системы "! Иллюминация»;
■ снаряд 9М28К с кассетной головной частью с противотанковыми минами ПТМ-3;
■
снаряд ЗМ16 с кассетной головной частью с противопехотными минами ПОМ-2
(сорок снарядов этого типа минируют один километр фронта);
■ снаряд для имитации воздушных целей для обучения расчетов и разработки новых зенитных ракетных комплексов;
■ комплект снарядов 9М519-1-7 («Лилия-2») для постановки радиопомех в диапазонах КВ и УКВ. а также друге типы снарядов.
Активно разрабатывают новые боеприпасы для БМ-21 также страны, выпускающие эту систему по лицензии или нелегально.
Артиллерийская часть БМ-21 включает пакет из 40 трубчатых
направляющих с внутренним диаметром 122,4 мм и длиной 3 м. Направляющие
расположены в 4 яруса по 10 направляющих в каждом ярусе. Наведение
пакета направляющих в вертикальной и горизонтальной плоскостях
производится с помощью впервые примеренного на сухопутной РСЗО
электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре
основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором
люльки. При наведении электроприводом или вручную коренная шестерня
вращает зубчатый сектор и качающейся части боевой машины придаются углы
возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания.
Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним
кольцом погона.
При наведении боевой машины электроприводом или
вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему
кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. В
вертикальной плоскости наведение возможно с углом возвышения до +55°. В
горизонтальной плоскости возможен разворот пакета направляющих на углы
до 70° вправо и 110е влево от направления вперед по продольной оси
машины. В пределах горизонтального сектора обстрела до 34° над кабиной
машины минимальный угол возвышения ограничен величиной 11 градусов. Для
частичного уравновешивания качающейся части используется
уравновешивающий механизм, расположенный в люльке. Прицельные
приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и
коллиматора К-1. Следует отметить, что благодаря продуманной конструкции
артиллерийской части большинство ее механизмов укрыто под кожухами
люльки и поворотного основания. Это повысило надежность работы
механизмов.
Ходовая часть пусковой установки представляет собой шасси грузового
автомобиля повышенной проходимости «Урал-375Д» (колесная формула 6 х 6).
Это шасси имеет V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель
ЗИЛ-375, развивающий при 3200 об/мин максимальную мощность 180 л.с.
Сцепление двухдисковое, сухое. Коробка передач — пятиступенчатая, с
синхронизаторами на 2,3,4 и 5-й передачах. Благодаря наличию на шасси
централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах,
пусковая установка обладает высокой проходимостью на грунтах с малой
несущей способностью. При движении по шоссе она развивает максимальную
скорость 75 км/час. Глубина преодолеваемого без предварительной
подготовки брода составляет 1,5 м.
Некоторое количество пусковых
установок РСЗО БМ-21 выпущено на шасси грузовых автомобилей «Урал-4320» и
ЗИЛ-181. Раскачивание пусковой установки при стрельбе сведено до
минимума благодаря рассчитанной с помощью ЭФМ последовательности схода
снарядов с направляющих. Это позволило отказаться от установки
гидравлических опор на шасси и ограничиться лишь использованием
механизма отключения рессор во время стрельбы. Перезаряжание пусковой
установки производится вручную с помощью транспортно-заряжающей машины, в
качестве которой используется трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с двумя
стеллажами 9Ф37 (каждый стеллаж вмещает по 20 снарядов). Пусковая
установка БМ-21 оборудована средствами пожаротушения и радиостанцией
Р-108М.
Тактико-технические характеристики БМ-21 «Град»
Калибр, мм | 122 |
Количество направляющих | 40 |
Расчет. чел. | 7 |
Масса в боевом положении, т | 13.7 |
Длина, м | 7,35 |
Ширина, м | 2,4 |
Высота в походном положении, м |
3,09 |
Масса снаряда, кг | 66.4 |
Дальность стрельбы максимальная, км | до 40 модернизированная |
Дальность стрельбы минимальная, км | 5 (1.6) |
Продолжительность залпа, с | 20 |
Время перезаряжался, мин | 7 |
Мощность двигателя, л.с | 180 |
Максимальная скорость движения, км/час | 75 |
Запас хода, км | 750 |
Армейская 220-мм РСЗО 9К57 "Ураган"
В состав РСЗО «Ураган» входят пусковая установка (боевая машина).
220-мм неуправляемые реактивные снаряды, система управления огнем,
транспортно-заряжающая машина и учебно-тренировочные средств. Пусковая
установка (индекс 9П140) состоит из артиллерийской части и шасси
четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП. Компоновка
пусковой установки традиционна: артиллерийская часть смонтирована в
корме шасси, а кабина экипажа и двигатель с агрегатами трансмиссии
находятся впереди.
Артиллерийская часть включает пакет трубчатых
направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными
приспособлениями, а также электротехническую и гидравлическую
аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют
наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до
максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального обстрела равен
60°. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в
кормовой части шасси смонтированы две опоры с гидравлическими
домкратами.
Конструкция трубчатых направляющих РСЗО «Ураган» в принципе повторяет
конструкцию направляющих РСЗО БМ-21. Они представляют собой
гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому скользит
штифт выстреливаемого неуправляемого снаряда. Таким образом
обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему
необходимой устойчивости в полете. На траектории вращение снаряда
поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора,
установленных под определенным углом к продольной оси снаряда.
Стрельба ведется следующими 220-мм неуправляемыми реактивными снарядами:
а) осколочно-фугасный снаряд 9М27Ф с моноблочной головной частью весом 99 кг (вес снаряда — 280,4 кг, длина — 4832 мм);
б)
снаряд 9М27К с кассетной головной частью весом 89,5 кг, снаряженной 30
осколочно-фугасными боевыми элементами весом 1,85 кг каждый (вес снаряда
— 271 кг, длина — 5178 мм);
в) снаряд 9М27К2 с кассетной головной частью, снаряженной 24 противотанковыми минами;
г) снаряд 9М27КЗ с кассетной головной частью, снаряженной 312 противопехотными минами.
Кроме
того, головные части реактивных снарядов могут содержать химические
вещества, зажигательные боевые элементы и объемно-детонирующую смесь.
Снаряды всех типов имеют твердотопливный реактивный двигатель (на
баллистном топливе). Стрельба ведется одиночными выстрелами и залпом.
Длительность залпа составляет 20 секунд. Одним залпом может быть
поражена живая сила противника на площади 430 тысяч квадратных метров.
Максимальная дальность стрельбы — 34 км, минимальная — 8,5 км. Заряжание
пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей
машины, разработанной на таком же колесном шасси, что и пусковая
установка. Каждая такая машина перевозит 16 реактивных снарядов. Процесс
перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут.
Особенность
четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-134ЛМП— расположение
силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Эта силовая
установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных
двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об/мин развивает
максимальную мощность 180 л.с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме:
колеса каждого борта приводятся во вращение от самостоятельного
двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и
бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей — управляемые, имеют
независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей
сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина
оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в
шинах. Машина обладает очень высокой проходимостью и хорошими
скоростными характеристиками. При движении по шоссе она развивает
максимальную скорость 70 км/час, без предварительной подготовки
преодолевает броды глубиной 1,2 м.
Тактико-технические характеристики РСЗО "Ураган”
Масса боевой машины в боевом положении |
20 тонн |
Масса боевой машины без расчета и снарядов |
15,1 тонн |
Длина |
9,630 м |
Ширина |
2,8 м |
Высота |
3,225 м |
Колёсная формула |
8x8 |
Количество направляющих |
16 шт |
Вращение направляющих |
240 градусов |
Время перезарядки |
15 минут |
Запас хода по шоссе |
500 км |
Время перевода боевой машины из походного в боевое положение |
3 минут |
Время оставления огневой позиции после произведения залпа |
1,5 минут |
Калибр |
220 мм |
Вес твёрдотопливного порохового заряда |
104,1 кг |
Максимальная дальность стрельбы |
35 км |
Минимальная дальность стрельбы |
8 км |
Площадь поражения, м² |
426 000 |
Расчёт БМ, чел |
4 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 65 |
Запас хода по шоссе, км |
570 |
РСЗО 9К58 "Смерч" - реактивная дальнобойная система залпового огня
РСЗО 9К58 «Смерч» включает пусковую установку 9А52-2,300-мм
реактивные снаряды, систему управления огнем, транспортно-заряжающую
машину 9Т234-2, учебно-тренировочные средства и комплекс арсенального
оборудования. Пусковая установка состоит из артиллерийской части и
четырехосного шасси автомобиля высокой проходимости MA3-543M. Компоновка
— классическая. Артиллерийская часть смонтирована в корме колесного
шасси, впереди слева находятся кабина водителя, моторно-трансмиссионное
отделение и кабина экипажа, в которой смонтированы средства радиосвязи и
аппаратура системы управления огнем.
В состав артиллерийской части
входят пакет из 12 трубчатых направляющих, поворотное основание,
подъемный, поворотный и уравновешивающий механизмы, прицельные
приспособления, электропривод и вспомогательное оборудование.
Направляющие представляют собой гладкостенные трубы, снабженные винтовым
П-образным пазом для раскрутки снарядов. Механизмы наведения с помощью
силовых приводов наводят пакет направляющих в вертикальной плоскости в
диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела составляет
60° (по 30° влево и вправо от оси машины). Между колесами третьего и
четвертого мостов смонтированы гидравлические опоры, на которых
вывешиваются кормовая часть пусковой установки для повышения ее
устойчивости при стрельбе.
Разработанные ГНПП «Сплав» для РСЗО
«Смерч» реактивные снаряды имеют уникальную конструкцию, обеспечивающую
точность попадания, в 2—3 раза превышающую аналогичный показатель
зарубежных систем. Снаряды снабжены системой управления полетом,
корректирующей траекторию движения по тангажу и рысканию. Коррекцию
осуществляют газодинамические рули, приводимые в действие газом высокого
давления от бортового газогенератора.
Кроме того, стабилизация снаряда в полете происходит за счет вращения
его вокруг продольной оси, обеспечиваемого предварительной раскруткой
во время выдвижения по трубчатой направляющей и поддерживаемого в полете
благодаря установке лопастей раскрывающегося стабилизатора под
некоторым углом к продольной оси снаряда. При стрельбе залпом
рассеивание снарядов этой конструкции не превышает 0,21% от дальности
стрельбы.
300-мм снаряды РСЗО «Смерч» снабжены твердотопливным
реактивным двигателем на смесевом топливе, они имеют длину 7,5 м и вес
800 кг. Вес головной части — 280 кг. Она может быть моноблочной или
кассетной.
Имеются следующие типы снарядов:
■ осколочно-фугасный
снаряд 9М55Ф с моноблочной головной частью (вес взрывчатого вещества
составляет 92,5 кг, снаряд используется для уничтожения фортификационных
сооружений, пунктов управления войсками, стартовых позиций ракет и
т.д.);
■ снаряд 9М55К с кассетной головной частью, содержащей 72
боевых элемента осколочного типа весом 2 кг каждый (основное назначение
снаряда — поражение живой силы противника, 10—16 таких снарядов
достаточно для гарантированного уничтожения мотопехотной роты);
■
снаряд 9М55К1 с кассетной головной частью, содержащей пять
самоприцеливающихся боеприпасов высокой эффективности «Мотив» (залпом
четырех машин, стреляющих такими снарядами, поражается танковая рота в
районе сосредоточения).
В последнее время был создан комплекс
«Смерч-М» с боевой машиной 9А52-2 на шасси М A3-543- А1 и
транспортно-заряжающей машиной 9Т234-2 на аналогичном шасси. Разработано
семейство реактивных снарядов с дальностью, увеличенной до 90 км за
счет реализации комплекса мероприятий, аналогичных принятым при
повышении дальности модернизированной системы «Град» до 35—40 км. в
первую очередь связанных с совершенствованием двигателя.
К вновь разработанным изделиям, согласно справочнику Jane’s, относятся следующие:
■ реактивный снаряд 9М525 с кассетной головной частью, комплектуемой 72 боевыми элементами массой по 1,75 кг;
■
реактивный снаряд 9М526 с кассетной головной частью, оснащенной пятью
боевыми само-прицеливающимися элементами с двухдиапазонными
инфракрасными координаторами;
■ реактивный снаряд 9М527 с кассетной головной частью, оснащенной 25 противотанковыми минами массой по 4,8 кг;
■ реактивный снаряд 9М528 массой 815 кг с моноблочной фугасной головной частью, оснащенной зарядом 95 кг;
■ реактивный снаряд 9М529 с моноблочной термобарической головной частью, содержащей 100 кг объемно-детонирующего наполнителя;
■ реактивный снаряд 9М530 с проникающей фугасной головной частью;
■ реактивный снаряд 9М531 с кассетной головной частью с 646 боевыми элементами с бронебойностью 120 мм.
Наряду
с применением реактивных снарядов систем «Смерч»» и «Смерч-М» как
оружия для поражения целей, в соответствующей модификации они могут
использоваться в качестве средства доставки к объекту разведки
одноразовых беспилотных летательных аппаратов Р-90, разработанных в
Казанском НИЦ «ЭНИКО и неоднократно экспонировавшихся на авиасалонах,
начиная с МАКС-93. Беспилотный разведчик оснащается телевизионной
аппаратурой, системой спутниковой навигации, средствами передачи
телевизионной информации на дальность до 70 км. Беспилотный летательный
аппарат снабжен пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и
раскрываемыми после отделения тандемно расположенными крыльями большого
удлинения. Беспилотный аппарат способен осуществлять программный
разведывательный полет продолжительностью до получаса со скоростью до
145 км/час.
РСЗО «Смерч» может вести стрельбу одиночными снарядами или залпом.
Полный залп боевой машины производится за 38 секунд. Запуск снарядов
обеспечивается из кабины боевой машины или с помощью выносного пульта.
Мощность залпа трех установок РСЗО «Смерч» по своей эффективности
равняется «работе» двух бригад, вооруженных ракетными комплексами 9К79
«Точка-У». Залп одной машины накрывает площадь 672 000 м2. Высокая
эффективность боевого применения РСЗО «Смерч» обеспечивается благодаря
применению автоматизированной системы управления огнем «Виварий»,
разработанной и выпускающейся Томским производственным объединением
«Контур».
В этой системе реализованы следующие принципы:
■ простота, компактность и высокая надежность аппаратуры;
■ автономность и мобильность элементов системы;
■ аппаратная и программная совместимость с существующими и разрабатываемыми АСУ огнем полевой артиллерии;
■ возможность эксплуатации в любых условиях окружающей среды и в широком диапазоне температур (от — 50°С до +40°С).
Система
управления «Виварий» была принята на вооружение в начале 90-х годов и
получила широкое распространение. Она предназначена для
автоматизированного и неавтоматизированного управления бригадой РСЗО,
вооруженной комплексом 9К58 «Смерч», а также 9К57 «Ураган». Ее
технические средства обеспечивают информационный обмен с вышестоящими,
подчиненными и взаимодействующими органами управления, решают задачи
планирования сосредоточенного огня и огня по колоннам, осуществляют
подготовку данных для стрельбы, сбор и анализ информации о состоянии
артиллерийских подразделений.
Порядок работы может быть наглядно представлен на примере варианта
боевого применения. На командный пункт командира бригады от боевых
разведывательных машин, а также от вышестоящих органов управления
поступают данные о противнике. Вычислительные средства командира и
начальника штаба бригады решают задачи планирования огня. При этом
оцениваются возможности огневых подразделений, наличие боеприпасов,
выбирается метод поражения целей, определяется плотность огня,
разрабатываются различные варианты решения поставленной задачи. Затем
автоматически по каналам связи необходимые данные и распоряжения
передаются на командный пункт одного из выбранных для решения огневой
задачи дивизионов.
На командном пункте командира дивизиона уточняются
данные о противнике (характер, тип и координаты целей), решаются задачи
топопривязки, составляются метеорологические бюллетени по данным
автоматизированных систем метеорологической разведки. После этого на
основании оперативной информации о местоположении и боеготовности
подчиненных командиру дивизиона подразделений на их командные пункты по
каналам связи передается необходимая информация. Вычислительные средства
КШМ батареи обрабатывают полученную информацию и формируют полетное
задание для шести боевых машин РСЗО «Смерч». По оценкам российских
военных специалистов, автоматизированная система управления «Виварий»
существенно повышает боеготовность подразделений, оснащенных системами
«Смерч», точность и эффективность ведения огня. Она не уступает
аналогичной американской АСУ «Такфайр», а по ряду важнейших показателей,
в частности времени подготовки к боевой работе и доведения команд,
превосходит ее в несколько раз.
Для заряжания пусковой установки в состав РСЗО 9К58 «Смерч» входит
транспортно-заряжающая машина 9Т234-2, разработанная на шасси автомобиля
MA3-543A. Эта машина имеет крановое оборудование и перевозит двенадцать
снарядов. Процесс заряжания пусковой установки механизирован и
выполняется в течение 35 минут. Использованные при создании пусковой
установки и транспортно-заряжающей машины шасси имеют практически
одинаковую конструкцию и снабжены V-образным двенадцатицилиндровым
дизельным двигателем Д12А-525А мощностью 525 л.с. (при 2000 об/мин).
Трансмиссия — гидромеханическая, с гидротрансформатором и планетарной
трехступенчатой коробкой передач, имеющей автоматическое переключение.
Ходовая часть выполнена по колесной формуле 8x8. Управляемыми являются
две передние пары колес.
Подвеска всех колес — независимая,
торсионная. На колесах установлены широкопрофильные шины, давление
воздуха в которых регулируется централизованной системой (с подводом
воздуха через цапфы и ступицы). При движении по шоссе машины развивают
максимальную скорость 60 км/час, они могут двигаться по дорогам всех
категорий и вне их, преодолевая подъемы крутизной до 30° и броды
глубиной 1 метр. Запас хода по топливу составляет 850 км. В целом РСЗО
9К58 «Смерч» обладает весьма высокой боевой эффективностью. Один залп
этой РСЗО обеспечивает поражение целей на площади 67 гектаров (670 000
квадратных метров!).
Тактико-технические характеристики РСЗО 9К58 "Смерч"
Калибр, мм.................................................................300
Количество направляющих............................................12
Расчет, чел....................................................................4
Масса в боевом положении, т...................................43,7
Габаритные размеры, мм:
длина.......................................................12400
ширина.......................................................3100
высота в походном положении...................3100
Масса снаряда, кг......................................................800
Дальность стрельбы, км:
максимальная...............................................70
минимальная.................................................20
Продолжительность залпа, с......................................38
Время перезаряжания, мин.........................................36
Мощность двигателя. л.с...........................................525
Максимальная скорость движения, км/час..................60
Запас хода, км...........................................................850
2С1 «Гвоздика» - 122-мм самоходная гаубица
При этом учитывались и по возможности устранялись все недостатки
самоходок военного времени: небольшие углы горизонтальной наводки
орудия, довольно низкую скорострельность, ограниченный обзор из
неподвижных боевых рубок. В результате появилось несколько машин,
которым были присвоены названия: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан»,
«Гиацинт». «Гвоздика» была принята на вооружение в 1971 г. и
предназначалась для ликвидации живой силы противника и разрушения
укреплений неприятельской стороны.
Машина была поставлена на шасси
тягача МТ-ЛБ. Резинометаллические гусеницы и с индивидуальной торсионной
подвеской катки обеспечивали хорошую проходимость и маневренность
машины. Корпус полностью герметичен, а движение по водным преградам
осуществляется посредством перемотки гусениц с резинометаллическими
шарнирами. Машина способна достигать на воде до 4,5 км/ч, а также
преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и
скорости течения не более 0,6 м/с.
Корпус САУ изготовлен из стальных листов. Противопульное бронирование
«Гвоздики» может выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния
300 м. Кабина водителя и моторное отделение расположены в передней части
корпуса, а боевое отделение — в задней. В башне, которая поворачивается
на 360* с помощью электрического или ручного привода, находятся
командир, наводчик и заряжающий.
Машина оснащена V-образным
8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ—238В. Коробка
передач включает 11 передних и две задние скорости. Топливные баки общей
емкостью 550 л расположены в стенках бортов корпуса, последовательно
соединяясь друг с другом по три с каждой стороны.
«Гвоздика»
вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным дульным
тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. С целью
облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания
электромеханического типа. Если для стрельбы берутся снаряды, лежащие на
земле, их подача внутрь боевого отделения производится посредством
транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Углы
вертикальной наводки ствола гаубицы колеблются от -3 до +70°. Дальность
стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. При стрельбе с земли САУ
способна сделать 4—5 выстрелов в минуту, с борта — 1—2 выстрела в
минуту. Систему управления огнем составляют перископический прицел ПГ-2,
панорамный и оптический прицелы.
Боекомплект орудия включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять
кумулятивных снарядов раздельного заряжания. При этом используется
широкий спектр снарядов: осветительные, агитационные, химические,
дымовые, снаряды радиоэлектронного противодействия и со специальными
стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В
1967 г. конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с картузным
заряжанием: Д-16 и Д-16М, однако в серию эти орудия не вошли.
Самоходку
ввиду ее небольшого веса можно перевозить с помощью самолетов Ан-12,
Ан-124 и Ил-74. При этом уменьшение высоты достигается приподниманием и
закреплением опорных катков (со второго по седьмой) специальными
устройствами. Эта машина долгое время состояла и состоит до сегодняшнего
дня на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня
«Гвоздика* имеет снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», специально
разработанный для самоходки. Снаряд способен с высокой степенью
вероятности попадать в неподвижные и движущие цели.
Тактико-технические характеристик САУ 2С1 "Гвоздика"
Экипаж |
4 чел. |
Масса | 15,7 т |
Длина | 7,26 м |
Высота | 2,74 м |
Ширина | 2,85 м |
Максимальная скорость по шоссе |
60 км/ч |
Запас хода по шоссе |
500 км |
Вооружение | 122-мм гаубица Д-32 (2А31) |
Боекомплект пушки | 40 |
Тип пушки | нарезная гаубица |
Тип двигателя | ЯМЗ-238Н |
Мощность двигателя, л. с. | 300 |
Бронирование | противопульное, лоб корпуса, мм - 15 лоб башни, мм - 20 |
2С3 «Акация» 152-мм САУ
2С3 «Акацию» приняли на вооружение. Она должна была войти в состав
танковых и мотострелковых дивизий для уничтожения бронетанковой техники,
позиций артиллерии и минометов, а также живой силы противника.
Производство этих самоходок было закрыто только в 1993 г.
«Акация»
получила шасси «Объекта 303», разработанное на основе ходовой части ПУ
ЗРК 2К11 «Круг» и получившее высокую оценку во время опытных испытаний.
Впоследствии в процессе эксплуатации это гусеничное шасси проявило и
хорошую надежность.
Для изготовления корпуса и башни использовались
листы катаной броневой стали, способные защитить от поражения
бронебойной пулей, выпущенной с дистанции 300 м. осколков артиллерийских
снарядов и мин малого калибра.
В САУ был установлен дизельный
двигатель В-59 с принудительным впрыском топлива и возможностью работы
на форсаже. У машины механическая двухпоточная трансмиссия, независимая
торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами телескопического
типа, а также коробка перемены передач, выполненная с планетарным
механизмом поворота. Состав ходовой части включает по шесть с каждого
борта двойных обрезиненных опорных катков, по четыре поддерживающих
ролика, а также по одному ведущему переднему колесу и по одному
направляющему колесу заднего расположения. Ширина гусеницы достигает 490
мм.
Корпус «Акации» разделен на три отсека. В носовой части корпуса между
левым бортом и моторной перегородкой находится отдел управления, в
котором расположено рабочее место механика-водителя. Справа в носовой
части размещается силовой отсек с двигателем, трансмиссией, системами
питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.
Оставшуюся часть корпуса и всю башню занимает боевое отделение,
подавляющее пространство которого находится под гаубицей и боеукладкой.
Командирская башенка и люк размещены в крыше башни слева, а люк
заряжающего — справа.
Базой для артиллерийской части «Акации» стало
буксируемое орудие того же назначения — 152-мм пушка-гаубица Д-20. Ее
внутреннее устройство, баллистику и боеприпасы оставили без изменений.
Гаубице был присвоен индекс ГРАУ-2А33. Пушку установили в амбразуре
башни. Ствол орудия состоял из моноблочной трубы, двухкамерного дульного
тормоза, эжектора, муфты и казенника, гидравлического тормоза отката
веретенного типа с компенсатором жидкости и пневматического накатника с
клапаном дополнительного торможения. Угол наведения гаубицы по вертикали
производился в диапазоне от -4 до +60". Орудие имело ручной подъемный
механизм секторного типа, оборудованный уравновешивающим пневматическим
устройством толкающего типа. «Акация» способна производить огонь как
прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Боекомплект включает
40 выстрелов ОФС Оф-540 и ОФС ОФ-25, хранящихся о двух боевых укладках,
находящихся в башне и корпусе.
В конце 70-х гг. машина стала оснащаться одной боеукладкой
барабанного типа, а боекомплект вырос до 46 выстрелов. Для загрузки
снарядов в корме самоходки имеется специальный люк. Кроме того, гаубица
способна стрелять широким ассортиментом снарядов: Бр-540Б, Бр-540,
осветительными парашютными С1, химическими 3X3, всеми 152-мм. В 1970-х
гг. боекомплект «Акации» пополнился выстрелом с ядерным боеприпасам
мощностью 2 кт. В качестве вспомогательного вооружения используется
7,62-мм пулемет ПКТ, расположенный над люком командира и необходимый для
борьбы с воздушными силами противника.
2С3 оборудована
фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной
системой, системой герметизации рабочих мест экипажа, что позволило
защитить людей от воздействия химического, бактериологического и
ядерного оружия. Герметичность машины сохраняется и во время
передвижения, и в процессе стрельбы из боекомплекта, хранящегося внутри
самоходки.
Вес «Акации» позволяет ее транспортировку на тяжелых транспортных самолетах.
Самоходную установку со временем совершенствовали. Существует две
модернизации этой машины. 2С3М «Акация» появилась в 1975 г. и отличалась
одной боеукладкой барабанного типа, а также наличием снаряда ЗОФ29 с
увеличенным в четыре раза осколочным действием. Кроме того, боекомплект
пополнился АПС и боеприпасами, оборудованными донными газогенераторами,
увеличившими дальнобойность пушки на 20—30%.
2С3М1 являлся
модернизированным вариантом 2С3М. На машине появилась аппаратура приема,
обработки и отражения командной информации, новый прицел CП-538, УАС
30Ф38 «Краснополь», самонаводящиеся на цель на конечном участке
траектории и поражающие движущие объекты.
В действии «Акация»
оказалась сравнительно простой и надежной в эксплуатации. После участия в
боевых действиях в Афганистане она стала довольно популярной боевой
машиной. Возможно, именно поэтому САУ 2С3 приняты на вооружение не
только в России, но и во многих других странах.
Тактико-технические характеристики 2С3 «Акация»
Экипаж | 4 чел. |
Масса | 27,5 т |
Длина | 8,4 м |
Высота | 3,05 м |
Ширина | 3,25 м |
Клиренс | 450 мм |
Максимальная скорость по шоссе |
60 км/ч |
Запас хода по шоссе |
500 км |
Вооружение | 152-мм 2А33 гаубица, пулемет 7,62-мм ПКТ |
Боекомплект пушки | 46 |
Дальность стрельбы | до 20,5 |
Двигатель | В-59У |
Мощность двигателя | 520 л.с |
Бронирование | противопульное, Лоб корпуса, мм - 30 Борт корпуса, мм - 15 Лоб башни, мм - 30 Борт башни, мм - 15 |
Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С». Гаубица
Ходовое шасси планировалось сделать аналогичным шасси основных
танков. Основным разработчиком 2С19 назначили УЗТМ (ПО «Уралтрансмаш») и
Тульское КБ приборостроения. В 1989 г. новая САУ была принята на
вооружение под индексом 2С19 «Мста-С» и предназначалась для ликвидации
тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей,
бронированной техники, противотанковых средств, ПВО и ПРО противника,
его пунктов управления, полевых фортификационных сооружений, а также для
уничтожения живой силы неприятеля. Самоходка могла вести огонь как по
наблюдаемым, так и по ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой
наводкой.
Машина имеет бронированный корпус, по конструкции и форме
напоминающий корпус Т-72. Бронирование более слабое и защищает экипаж и
оборудование от бронебойных пуль и осколков. Лобовая часть корпуса
выполнена из гомогенной бронестали. Для изготовления башни используются
катаные броневые листы. На ней установлена гаубица 2А64, оснащенная
системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и
хранения снарядов, в том числе конвейер подачи снарядов с грунта,
укладка 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм
координации углов с подачей снарядов от укладки к оружию. В башне также
располагаются агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой
питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи, а также
система герметизации обитаемой части гаубицы, отвечающая за
предотвращение загазованности боевого отделения. Одна только башня без
боекомплекта весит около 13 500 кг.
Ходовая часть 2С19 «Мста-С» включает с каждого борта по шесть опорных
катков, направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы, ведущее
колесо со съемными зубчатыми венцами и пятью поддерживающими роликами. В
подвеске использованы торсионные валы и балансиры, аналогичные танку
Т-80. Подвеска у машины независимая с длинными торсионами. На первом,
втором и шестом катках установлены регулируемые телескопические
амортизаторы, используемые для гашения колебаний во время стрельбы из
орудия. 580-мм гусеница оснащена резинометаллическмми шарнирами и
обрезиненной беговой дорожкой.
Самоходка оснащена У-образным
12-цилиндровым высокоскоростным четырехтактным дизелем жидкостного
охлаждения мощностью 840 л.с., который может работать на шести видах
топлива. Восьмиступенчатая коробка передач имеет семь передач переднего
хода и одну заднего. Электрооборудование состоит из четырех
аккумуляторных батарей напряжением 27 В.
В качестве основного
вооружения выступает 152-мм гаубица 2А64, имеющая раздельно-гильзовое
заряжание. При стрельбе используются осколочно-фугасные снаряды (ОФС)
ЗОФ45 в составе выстрелов ЗВОФ58, ЗВОФ72, ЗВОФТЗ, активно-реактивные
снаряды (АРС) ЗОФ61 (на дальность 28 900 м) в составе выстрела ЗВОФ91,
кассетные снаряды типа 3023, содержащие 42 противотанковых суббоеприпаса
(дальность стрельбы 26 000 м), снаряды-постановщики активных
радиолокационных помех типа ЗНСЗО (на дальность 22 300 м), дымовые
снаряды-целеуказатели в составе выстрела ЗВДЦ8, а также спецбоеприпасы.
Орудие может осуществлять стрельбу всеми типами штатных боеприпасов Д-20
и 2СЗ и управляемыми снарядами с лазерной подсветкой 30Ф39 «Краснополь»
в составе выстрела ЗВОФ64. При этом подсветка целей производится с
помощью передовых артиллерийских наблюдателей приборами 1Д15, 1Д20, 1Д22
или 1Д24.
Орудие 2С19 «Мста-С» оснащено полуавтоматической системой заряжания,
что не только облегчает работу экипажа, но и повышает скорострельность
до 7—8 выстрелов в минуту в случае применения внутреннего боеприпаса и
до 6—7 выстрелов в минуту при подаче боеприпасов с грунта. Весь
боекомплект, расположенный в башне, включает в себя 50 выстрелов 152-мм
калибра, из которых 20 выстрелов ОФС и 30 АРС. Орудие оборудовано
системой перезарядки, позволяющей вести огонь при любых углах наведения
по направлению и возвышению его с максимальной скорострельностью без
возвращения орудия на линию заряжания. Стеллажи боеприпасов обладают
такой конструкцией, которая позволяет расположить все штатные типы
снарядов, причем поиск нужного из них, а также управление всем процессом
заряжания воспроизводится с помощью контрольной системы механизма
заряжания. Доставка выбранных снарядов и зарядов к орудию ведется
посредством двух независимых конвейеров. Стрелянные гильзы автоматически
выбрасываются через люк, находящийся под стволом орудия, что позволяет
избежать сильной загазованности боевого отделения.
В качестве
вспомогательного вооружения используется 12,7-мм зенитный пулемет
НСВТ-12,7 «Утес», установленный на командирской башенке в составе
зенитной установки, имеющий дистанционное управление и прицел ПЗУ-7.
Прицельная дальность пулемета достигает 2000 м, а скорострельность —
700—800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3 до
+70‘. Боеприпас его включает пять лент по 60 патронов в каждой.
При отключении основного двигателя или неисправной его работе системы
САУ обеспечиваются энергией посредством автономного агрегата питания
АП-18Д — газовой турбины мощностью 16 кВт, способной непрерывно работать
в течение 8 ч. Внутренняя связь осуществляется с помощью аппарата
1В116, рассчитанного на семь абонентов. Внешняя связь производится
посредством УКВ-радиостанции Р-173 с дальностью 20 км.
Дополнительно
«Мста-С» оснащена автоматической противопожарной системой трехкратного
действия с аппаратурой управления ЗЭЦ11-2, двумя фильтровентиляционными
установками, системой самоокапывания, термодымовой аппаратурой, системой
902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами, двумя танковыми
дегазационными приборами. Кроме того, на самоходке имеется комплект
оборудования для подводного вождения, позволяющего машине преодолевать
водные преграды глубиной до пяти метров.
Как правило, самоходка
входит в состав огневого батарейного артиллерийского комплекса (ОБАК)
«Капустник» наряду с машиной командира батареи 1В 152 «Капустник-Б» (на
базе унифицированного шасси УНШ), машиной старшего офицера батареи 1В
153 (на базе «Урал-43201» с универсальным кузовом К43210) и восьмью
единицами 2С19. ОБАК представляет собой базовое звено для формирования
любых артиллерийских соединений.
Тактико-технические характеристики 2С19 «Мста-С»
Экипаж | 5 чел. |
Масса | 42 т |
Длина | 11,9 м |
Высота | 2,98 м |
Ширина | 3,38 м |
Клиренс | 450 мм |
Бронирование | противопульное |
Скорострельность, выстр./мин | 7-8 |
Максимальная дальность стрельбы, км | 24,7; для ОФС с газогенератором - 28,5 км |
Минимальная дальность стрельбы, км | 6,5 |
Максимальная скорость по шоссе |
60 км/ч |
Запас хода по шоссе |
500 км |
Вооружение | 152-мм гаубица 2А64, 12,7-мм пулемет НСВТ «Утес» |
Боекомплект пушки | 50 |
Двигатель | В-84А |
Мощность двигателя, л. с | 840 |
Д-30 - буксируемая 122-мм гаубица
122 мм буксируемая гаубица Д-30 была разработана КБ им. Ф.Ф. Петрова на артиллерийском заводе №9 в Свердловске для замены 122 мм гаубицы М-30, которая была принята на вооружение Советской Армии незадолго до начала Второй мировой войны. В начале 60-х годов Д-30 была принята на вооружение армии.
Гаубица Д-30 состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол гаубицы состоит из трубы, двухщелевого дульного тормоза, захватов, казенника и затвора. Длина ствола приблизительно 38 калибров. Способ заряжания орудия – ручной раздельно-гильзовый. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колесного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казенная часть находится в секторах между смежными станинами.
Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и
телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и
прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая
приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола
при наводке ствола в вертикальной плоскости.
Качающая часть, верхний
станок с боевым щитом и колесным ходом, который уравновешивает механизм и
привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во
вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при
наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя
станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть
орудия.
Применение новой компоновки позволило значительно улучшить
характеристики орудия по сравнению с предшественницей: угол возвышения
ствола увеличился с 63,5 до 70 градусов, а максимальная дальность
стрельбы возросла с 11,8 до 15,3 км. Все это в сочетании со снарядом
массой 21,7 кг позволяет легко уничтожать укрытые цели противника.
Клиновой затвор с полуавтоматикой облегчил работу расчета и позволил
увеличить скорострельность до 8 выстрелов в минуту – против 6 выстрелов у
предшественницы, имевшей поршневой затвор. Новая компоновка ствола,
когда тормоз отката и накатник расположены сверху, позволили снизить
высоту линии огня с 1200 до 900 мм. Все это уменьшило высоту орудия и
облегчило его маскировку на поле боя.
Для стрельбы из 122-мм гаубицы Д-30 применяются осколочно-фугасные
снаряды повышенной мощности 3ОФ56. Возможно использование и других типов
боеприпасов – противотанковых кумулятивных, дымовых, осветительных, а
также агитационных с листовками. Для Д-30 были разработаны и специальные
снаряды увеличенной дальности, включая осколочно-фугасные ERFB
производства Хорватии, которые позволяют достичь максимальной дальности
стрельбы 17 630 м. Применение активно-реактивных снарядов позволяет
увеличить дальность стрельбы до 21 900 метров. Возможность Д-30
доставлять осколочно-фугасный снаряд массой 21,76 кг на дальности более
15 000 м – это отличные показатели для 122-мм гаубицы массой немногим
более 3000 кг.
У гаубицы Д-30 применено торсионное подрессоривание
рычагов колес. Наезжая на препятствия, рычаги колес поворачиваются,
закручивая торсионы. Благодаря упругости стали, торсион начинает
раскручиваться и, словно пружина, возвращает рычаг в прежнее положение.
Весьма необычен способ транспортировки орудия. Все три станины
соединены между собой и подвешены к стволу. Орудие тянут за ствол с
помощью шкворневого устройства, прикрепленного к дульной части.
Применение торсионного подрессоривания позволило осуществлять
транспортирование орудия с высокой скоростью – наибольшая допустимая
скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием
составляет до 80 км/ч. Гаубица также снаряжается лыжной установкой для
транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной
установки невозможна. Сравнительная компактность гаубицы позволила даже
осуществлять ее десантирование с воздуха – для этого предусматривались
специальные платформы.
Гаубица Д-30 стала одной из самых
распространенных артиллерийских систем в армиях государств-членов
Варшавского договора; кроме того, она широко экспортировалась и
выпускалась по лицензии в некоторых странах. В частях и подразделениях,
на вооружении которых стояла Д-30, ее ценили прежде всего за высокую
надежность, простоту в обслуживании и высокие огневые качества. В
настоящее время ее производство в странах СНГ прекращено.
Модификации Д-30 выпускались в Китае, бывшей Югославии, Египте,
Иране, Ираке. После относительного улучшения отношений с СССР на основе
советской лицензии Д-30 начала производиться в Югославии. Здесь она
получила наименование Д-30Ю. Максимальная дальность стрельбы указывается
равной 17 500 метрам. В Ираке Д-30 выпускалась под обозначением
«Саддам», однако ее производство зависело от импортных комплектующих.
Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Серьезное
боевое крещение Д-30 состоялось во время войны в Афганистане, где
гаубица использовалась очень активно и хорошо себя зарекомендовала.
На
основе орудия была создана 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»,
придавшая Д-30 большую мобильность и защищенность. Еще одной советской
самоходкой с Д-30 «на борту» стала 122-мм САУ 2С2 «Фиалка». В качестве
ее шасси использовалась БМД-1.
В СССР в одной танковой дивизии
находилось 36 систем Д-30 (в полку из двух дивизионов по 18 орудий с
тремя батареями по шесть орудий), а в мотострелковой дивизии - 72
(каждый мотострелковый полк имел один дивизион (18 орудий), а
артиллерийский - два дивизиона). В дальнейшем количество орудии в
батарее увеличилось до восьми, а в каждом дивизионе до 24.
Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30А (2А18М)
Масса, кг | 3200 кг (в боевом положении) |
Длина, мм | 5,4 м (в походном положении) |
Длина ствола, мм | ствол: 38 калибров |
Ширина, мм | 1,9 м (в походном положении) |
Высота, мм | 1,6 м (в походном положении) |
Расчёт, чел. | 6 человек |
Калибр, мм | 122 мм |
Противооткатное устройство | гидропневматическое |
Лафет | трёхстанинный |
Угол возвышения | от −7° до +70° |
Скорострельность, выстрелов/мин |
7-8 в/мин. |
Прицельная дальность, м | 15 300 м |
Максимальная дальность, м | 22000 м (активно-реактивным снарядом) |