Специалисты Российского совета по международным делам, который возглавляет экс-министр иностранных дел Игорь Иванов, описали три сценария развития ситуации в Донбассе: конфронтация, замораживание конфликта и продвижение мирного процесса. Насколько вероятен каждый из них?
Делать прогнозы заставляет сама жизнь. Понятно, что в нынешнем подвешенном состоянии непризнанные республики с населением в пять миллионов человек долго существовать не смогут. Вроде бы наступило перемирие, но обстрелы городов не стихают. Киев продолжает считать Донбасс своей территорией, но не переводит региону деньги и ограждает его колючей проволокой. Петр Порошенко заверяет в приверженности Минским соглашениям, но выступает против прописанной конституционной реформы…
Первый сценарий — конфронтация. По мнению экспертов Российского совета по международным делам, не стоит исключать возобновления полномасштабных боевых действий. При поддержке США Киев может решиться на новое наступление. Тогда Донбасс, не исключено, ожидает судьба Сербской Краины, которую Хорватия в 1995 году силой вернула в свой состав. Правда, возможно и повторение событий августа 2008 года в Южной Осетии. Россия тогда была вынуждена вооруженной силой вмешаться в события, а затем и признать независимость этой территории.
Второй сценарий — мирное урегулирование конфликта. Как считают аналитики, наименее вероятный ход событий. Для него необходима отмена антироссийских санкций и согласие Запада на присоединение Крыма к России.
Наиболее вероятным выглядит третий сценарий — замораживание конфликта. В пользу такого развития событий говорит то, что Украина не обладает достаточными ресурсами для военной победы, а Россия не готова признать независимость народных республик. Мировые державы в этом случае продолжат обмениваться воинственными репликами, но удастся избежать массовой гибели людей…
— Возвращение Донбасса в состав Украины вряд ли возможно. Особенно — учитывая отношение киевских властей к его жителям. Киев хочет «интегрировать» Донбасс с помощью артиллерийских орудий, — считает заместитель директора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько. — Об интеграции Донбасса в состав Украины можно говорить только в случае его военного поражения, которое может последовать вследствие эскалации конфликта.
На самом деле, судьба Донбасса зависит не столько от него самого, сколько от крупных мировых игроков: США, Евросоюза, России. Они могут оказать существенное влияние на украинскую элиту и на ее взаимоотношения с Донбассом.
Вариантов развития ситуации может быть много. И среди них большинство — неблагоприятные. Как для Донбасса, так и для Украины, России и даже Запада. Моделирование ситуации зависит от конкретного момента, от отношений между Россией и Западом. Сценарии могут меняться каждый квартал. И даже чаще.
«СП»: — ДНР и ЛНР жизнеспособны?
— Они жизнеспособны, но только если Россия будет продолжать оказывать помощь. Как самостоятельные государства республики мало жизнеспособны. Впрочем, они никогда и не претендовали на самостоятельную геополитическую роль. ДНР и ЛНР — это государства, которые опираются на поддержку Российской Федерации. Точно так же, как ранее это делали Южная Осетия и Абхазия, для которых существенной помощью стало признание Москвой их суверенитета.
«СП»: — Могут ли народные республики повторить судьбу Сербской Краины?
— Всё упирается в позицию России. Если Москва будет оказывать всяческую помощь ДНР и ЛНР, в том числе и военную, то этот сценарий невозможен. Стоит учитывать, что Украина тратит много ресурсов, чтобы сломить сопротивление жителей Донбасса.
Кстати, Сербская Краина не пользовалась поддержкой не только Сербии, но и Республики Сербской, которая была государством сербов в Боснии. Брошенная на произвол судьбы, Сербская Краина стала легкой добычей хорошо натренированной американцами хорватской армии.
Если ДНР и ЛНР будут иметь поддержку России, сохранят контроль над границей с нашей страной, то они не повторят судьбу Сербской Краины. Тем более, что у республик Донбасса уже есть собственный счет побед над украинской армией. Иловайский и Дебальцевский «котлы» показали эффективность армий ДНР и ЛНР.
«СП»: — Насколько оправданы надежды на скорый крах украинского государства?
— Украина погружается в состояние социально-экономического коллапса. Это, кстати, резко отличает ее от Хорватии — страны с небольшим населением и получившей мощную финансовую поддержку Запада.
Украина имеет население свыше 40 миллионов человек, которое стремительно стареет. Наблюдается деградация промышленности. Украина представляет из себя страну, которая стоит на краю ямы. На боевые действия просто не хватит ресурсов.
Напомню, что хорватская операция «Буря» против Сербской Краины длилась всего несколько дней, но тщательно готовилась. И как бы дорого ни стоила такая операция, результат для Хорватии был ощутимый. А вот на Украине больше года идет так называемая «антитеррористическая операция», потрачено очень много денег, идет шестая волна мобилизации.
Донбасс, которому уже нечего терять, может скоро оказаться в выигрыше. Если будет сотрудничество с Россией, вернется в состав ДНР порт в Мариуполе, то можно будет восстановить экономику, наладить социальную сферу. ДНР и ЛНР окажутся более успешными государствами, чем Украина.
Хочу заметить, что все беды украинского государства не от плохих стартовых позиций в экономике, культуре, человеческом ресурсе. В 1991 году Украина обладала колоссальными ресурсами, но они бездарнейшим образом потрачены, разворованы за годы независимости. И это показывает истинное отношение к суверенитету Украины ее руководителей. От независимости простые люди не получили ничего, кроме обнищания, депопуляции и агрессивного национализма.
— Нынешний план мирного урегулирования в соответствии с Минскими соглашениями нежизнеспособен, — полагает вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов. — Соглашения касаются только отдельных районов ДНР и ЛНР и фактически регулируют только отношения на линии фронта. Более того, Киев активно торпедирует Минские соглашения.
Разрешение конфликта будет происходить только через вооруженное противостояние. Каким оно будет? Наступление Киев планировал на май, но оно было сорвано. Дело в том, что Украина — это сегодня центр мировой политики и США, и Европы, и России. Стало понятно, что наступление натолкнется на политическое противостояние со стороны стран БРИКС и ШОС.
Сейчас на Украине неустойчивое равновесие. В страну подтянуты большие группы иностранных наемников. Но решится ли Киев на масштабную атаку? Думаю, это станет ясно в конце лета.
На мой взгляд, на Западе зреет мысль, чтобы списать все преступления на Украине на команду Порошенко. Ее могут заменить на других людей.
Некоторое время будет неустойчивое равновесие. Но вскоре ситуация разрешится благодаря социальному взрыву внутри Украины. Страна почти банкрот, а тяготы войны всё острее. Недавно группа высокопоставленных военных перешла на стороны народных республик. Значит, киевский режим теряет контроль даже над силовыми структурами.
«СП»: — Но Украина продолжает существовать, несмотря на мрачные прогнозы.
— Украина до 2004 года, до первой «оранжевой» революции, на фоне других постсоветских республик показывала неплохие показатели развития. Сейчас уровень жизни падает до черты, которая для многих означает грань выживания. Если раньше можно было терпеть, то сейчас это просто невозможно.
Дефолт на Украине может быть использован Западом для смены руководителей.
«СП»: — Какого развития событий можно ожидать?
— Вероятен сценарий, что Украина распадется на части. И есть заинтересованные в этом силы на Западе. В целом, стратегия Запада — расчленение государств. Мы это видели на примере Югославии, Ливии, Сирии.
Но я не стал бы проводить аналогии между Донбассом и Сербской Краиной или Южной Осетией. Донбасс — намного больший край, соответственно, интересы вокруг него более значительные.
Но не стоит забывать, что Россия не может остаться в стороне от конфликта. Я думаю, что западная стратегия потерпит поражение. Народные силы в России и на Украине всегда поднимались, когда доходили до крайней черты. Украина — точка, с которой начнется изменяться стратегическая ситуация в мире.
— Чтобы спрогнозировать ситуацию, надо посмотреть на нынешний день, — говорит председатель комитета по госстроительству Новороссии Владимир Рогов. — Порошенко выступил с законодательной инициативой не децентрализации, а правового закрепления творящегося беспредела. Президент получит возможность увольнения избранных руководителей, чего не было до сегодняшнего дня.
С другой стороны, мы видим обострение конфликта внутри правящей украинской верхушки. Американцы готовят на смену Порошенко мэра Львова Садового и бывшего главу СБУ Наливайченко. При Садовом будет прибалтийский «мягкий» вариант национализма. При Наливайченко Украина превратится в «евро-ИГИЛ».
Новым главой СБУ назначен Василий Грицак. Это человек, преданный Порошенко, но совершенно некомпетентный. Чего стоит его вина в разгроме в Иловайском «котле»! Порошенко старается поставить на высокие должности людей, ему преданных. И тех, кому некуда бежать.
Тем не менее, «главная крыса» украинской политики Юрий Луценко написал заявление об отставке с должности председателя фракции «Блок Петра Порошенко» в Верховной Раде. Мы помним, как Луценко не раз менял партийную принадлежность. И всякий раз уходил из той или иной партии накануне утраты ее влияния в обществе.
«СП»: — Сможет ли Донбасс дождаться распада государственности Украины?
— Надо дождаться распада правящей в Киеве группировки. И не вызывает сомнений, что в Харькове, Одессе, Запорожье, Львове будут образованы народные республики. Донбассу надо просто набраться сил, восстанавливать экономику и отодвинуть линию фронта на расстояние, чтобы украинской армии нельзя было обстреливать крупные города. Скоро люди в Киеве и Львове смогут освободить свою землю от нынешней власти.
«СП»: — Каково влияние на развитие событий в Донбассе мировых держав?
— Уже запускается прямое общение между основными игроками мировой политики: Россией и США.
Но главное, что модель в ЛНР и ДНР привлекательнее, чем на Украине. В народных республиках в разы ниже тарифы ЖКХ. Люди на Украине будут постепенно понимать, что в Донбассе более справедливое государство, чем у них.