Число пострадавших в результате вчерашних столкновений под Верховной Радой возросло до 141 человека (131 правоохранитель и 10 гражданских), из них трое погибших. Кровавые события, последовавшие за голосованием по внесению поправок в Конституцию, ознаменовали начало осеннего политического сезона на Украине.
Президент «незалежной» Петр Порошенко назвал столкновения «антиукраинской акцией» и «ударом в спину», за которые виновные должны нести ответственность. Депутат от президентского блока Сергей Лещенко в своем блоге вовсе написал, что если радикальная партия ВО «Свобода» имеет отношение к бойцу «АТО», швырнувшему гранату в правоохранителей, она должна быть запрещена, как террористическая организация. Аналогичная критика раздается в адрес экстремистского «Правого сектора» *.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини осудила нападавших и выразила поддержку Порошенко, назвав «важным шагом» голосование за изменения в Конституции. При этом беспорядки она назвала «тревожными» и выразила опасения, что они могут поставить под угрозу процесс реформ. Официальный представитель Госдепа США Марк Тонер также осудил насилие и призвал украинцев «уважать закон и порядок».
В своих оценках произошедшего аналитики разделились на два лагеря. Часть полагает, что столкновения у Верховной Рады стали логичным следствием деконструкции государства, которая началась на Майдане, когда «мирные» протестующие безнаказанно бросали коктейли Молотова в милицию, и усиления крайне правых настроений. «С экстремистами заигрывать нельзя, ни с «Правым сектором», ни со «Свободой», — прокомментировал события министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Другие эксперты не исключают, что провокация была организована пропрезидентскими силами. Ведь такая красноречивая картинка позволит Порошенко при поддержке мирового сообщества приструнить, наконец, праворадикальные силы, и сконцентрировать в своих руках еще больше власти. Ряд украинских «патриотов», кстати, уже называет Порошенко авторитарным лидером, а известная певица Майдана Руслана Лыжичко заявила, что он превратился во второго Януковича.
Почему предстоящие выборы в Донбассе так пугают киевские власти
При любом из этих сценариев борьба в украинском политикуме будет только нарастать. И это на фоне растущего недовольства народа, непрекращающегося конфликта в Донбассе и усиления праворадикальных сил.
Голосование по внесению поправок, в котором вместе выступили Блок Петра Порошенко, «Народный фронт» и «Оппозиционный блок», продемонстрировало глубокий раскол внутри правящей коалиции, который на следующий день материализовался в выходе Радикальной партии Олега Ляшко.
1 сентября политик заявил, что «не видит возможным далее находиться в коалиции, которая фактически была уничтожена вчера руками президента Порошенко». В связи с демаршем «радикалов», правительство покинул их представитель — вице-премьер Валерий Вощевский.
Впрочем, первый зампред Блока Петра Порошенко Игорь Кононенко заявил, что большинству хватит голосов и без партии Ляшко. Сейчас в коалицию входит 302 депутата, а без «радикалов» их останется 281. Этого хватит для принятия решений простым большинством — 226 голосами. Но гарантий, что за Радикальной партией не последуют остальные члены коалиции — «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Самопомощь» — нет. Если Порошенко попытается распустить парламент и провести досрочные выборы, их результаты могут оказаться самыми непредсказуемыми, вплоть до того, что досрочно выбирать будут уже президента.
— События могут развиваться по нескольким сценариям, и многое будет зависеть от того, кто стоит за вчерашними событиями под Верховной Радой, — говорит политолог Алексей Кочетков. — Есть несколько трактовок, и согласно одной из них этот инцидент в интересах Порошенко. Он хочет решить вопрос с наиболее радикально настроенными националистическими силами на Украине и таким образом укрепить свою власть. Столкновения под Радой — прекрасный повод пойти в наступление. Если сейчас начнутся по-настоящему жесткие действия в отношении «Свободы» и «Правого сектора», эта версия недалека от истины. Если же все, как обычно, решится под ковром и дело замнут, значит, за провокацией стояли другие силы.
В любом случае, осенью ситуация на Украине, скорее всего, начнет обостряться. Я не очень верю в прочность оставшейся коалиции. Не исключаю, что Порошенко пойдет на разгон Верховной Рады и досрочные выборы, чтобы усилить позиции своей партии. Тем более что сейчас она слилась с УДАРом Кличко в единую силу — «Солидарность».
Рейтинг «Народного фронта» Яценюка в рамках статистической погрешности. Поэтому Порошенко было бы выгодно пересмотреть конфигурацию власти. Разогнав парламент, он избавится от ненужных конкурентов и создаст очередного политического монстра, теперь уже в виде своей «Солидарности». Порошенко хочет пойти по пути «регионалов», которые поглощали мелкие партии конкурентов и создавали непомерно раздутую политическую силу.
«СП»: — А у него хватит для этого сил?
— Все зависит от того, какую позицию займут американцы. Если поддержат Порошенко, сил, конечно, хватит. Если нет — он не будет предпринимать серьезные шаги. Все зависит от того, в чем заинтересован Вашингтон. Если в том, чтобы стабилизировать ситуацию, взять ее под контроль и сосредоточить власть в одних руках, они будут помогать Порошенко. Если же они поставят на поддержание управляемого хаоса на Украине, они на словах станут поддерживать президента, но на деле будут подстрекать свою агентуру среди радикалов к активным действиям против власти.
Хотя этот вариант чреват серьезными последствиями. Нельзя забывать, что на Украине продолжается гражданская война. И если американцы продолжат дестабилизировать ситуацию, война выплеснется за пределы двух областей. В этом случае последствия для ставленников Вашингтона будут самые печальные. Мне кажется, там это осознают и потому склоняются к первому варианту — поддержке Порошенко и централизации власти.
«СП»: — Януковичу такая концентрация власти не помогла…
— Порошенко в любом случае закончит плохо. Для нынешних властей ни при какой ситуации не предусмотрено счастливого исхода. Они сами загнали себя в угол и продолжают раскачивать и топить лодку. Единственный выход для Украины — сесть за стол переговоров и договариваться с Юго-Востоком. Но Киев сегодня на это не способен.
Все это закончится катастрофой, единственный вопрос — когда. Естественно, Порошенко будет всеми силами пытаться оттянуть этот процесс, идя при этом неверным путем. Но если учесть плачевное состояние экономики Украины, коллапс неизбежен.
Украина собирается компенсировать потерю российского рынка поставками в ЕС
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев не исключает, что на Украине созрела почва для нового народного бунта.
— Сложность ситуации в том, что правые хотя и выступают против изменения Конституции, реально работают на действующего президента. Никакого союза с «Оппозиционным блоком» Порошенко, конечно, не заключит. Зато у него будет законный повод отказаться от внесения поправок в основной закон - народ, дескать, против.
«СП»: — А что ждет оставшуюся коалицию?
— Не думаю, что она распадется окончательно. Во-первых, никто из ее участников в действительности не хочет отпускать Донбасс. Разногласия только в форме, а не в содержании. Порошенко вынужден отчитываться перед Германией и Францией, поэтому делает более умеренные заявления, но по сути он хочет того же, что и Яценюк.
Альтернатива этой конфигурации — только «Оппозиционный блок», бывшая Партия регионов. Но они сами вряд ли будут заинтересованы в союзе с кем-то из лидеров нынешнего большинства.
«СП»: — Возможны ли досрочные парламентские выборы?
— Если какая-то сила решит, что сможет одержать решительную победу, то возможны. Но пока ни у кого такого преимущества нет. Разве что Юлия Владимировна, которая твердо убеждена, что не получила большинство только потому, что враги помешали, готова к выборам в любой момент.
Самая большая проблема сегодняшней Украины в том, что негативные силы используют недовольство народа для эскалации ситуации и усиления войны. Выборы могут привести не к улучшению, а к тому, что к власти придет какой-то сильно правый товарищ.
«СП»: — Но ведь на последних выборах правые выступили неудачно…
— Гитлер тоже проиграл предпоследние выборы перед 1933 годом, потеряв два миллиона голосов. Но чем хуже ситуация, тем больше желающих решить вопрос просто и коротко. Возможно, сам факт войны людей отрезвил, и они понимают, к чему ведет короткое решение проблемы. Но то, что произошло вчера под Радой, по форме и содержанию было бунтом. Предполагается, что там были исключительно те, кто хочет оставить Донбасс в составе Украины. И «козлы-провокаторы», которые вели «баранов», то есть «Правый сектор».
Но почему им удалось так легко поднять людей? Потому что те устали. И не только от Донбасса, но от всей вакханалии, которая происходит на Украине, — от нищеты, коррупции и так далее. Опасность в том, что если люди начнут сносить нынешнюю власть, на свободном месте может появиться совершенно кошмарный персонаж. Бунт редко приводит к власти рациональных людей. Украинцы протестуют против высоких налогов и нищеты, а получается, что поддерживают тех, кто выступает за войну.
Экстремисты оказались надстройкой, которая позволяет выплеснуть возмущение населения. Но они переформатируют это возмущения в то, что принесет украинцам еще больше беды.
«СП»: — Значит, вчерашние столкновения были не контролируемыми?
— Конечно, кто-то в украинской власти помог этому процессу. И у американцев есть план, в котором они учитывают нынешний сценарий. Просто сегодня планы перестали быть линейными. Они звучат так: «Если все пойдет так, мы действуем так-то, а если вот так, то иначе». Никто не будет предсказывать точную дату того или иного события.
Сегодня все есть для того, чтобы ситуация взорвалась. Вчера мы видели бунт людей, во главе которых встали негодяи.
«СП»: — А если народ выступит против них?
— Для этого они должны понять, что это негодяи. Но эти люди пока ими не правили и не грабили. Это мы понимаем, что если они хотят войны, то это негодяи. Украинцы пока больше боятся повышения цен на газ, чем войны.
Обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко также считает, что государственный переворот вполне возможен.
— Радикалы противостоят более умеренным силам практически с момента госпереворота на Украине. Периодически это выплескивается на улицу, радикализм нарастает. Уже были перестрелки между радикалами и правоохранителями в Мукачево. Сейчас это явление перенесено в столицу.
«Свободная пресса» совместно с КПРФ объявляют гуманитарную акцию помощи жителям Горловки
В том, что товарищ, который побывал на войне и которого два года учили, что он может безнаказанно швырять коктейли Молотова, свободно бросил гранату, нет ничего удивительно. Удивительно только, что это произошло сейчас, а не в прошлом году. Я считаю, что это обычный случай, когда нацисты вышли потолкаться с милицией, и произошел эксцесс. То, что Порошенко и остальные попытаются использовать этот инцидент в своих интересах, очевидно. Но смогут ли они это сделать — большой вопрос.
«СП»: — Могут ли эти события привести, например, к досрочным выборам?
— Если Порошенко решит распустить парламент, который находится в явной оппозиции к нему, тогда досрочные выборы в Раду возможны. Но я не уверен в том, что ему удастся это сделать. Его желания ограничены его возможностями. Неизвестно, как поведут себя в этой ситуации силовые структуры, причем не в лице генералов, и разнообразные боевики.
Третий Майдан невозможен в ввиду самого формата. Последний Майдан был обусловлен внешним влиянием, здесь же его нет. А вот государственный переворот на Украине возможен в любой момент — и это факт.
* 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» попали в России под запрет.