Турция ведет свою «гибридную войну» в Сирии. Помимо того, что протурецкие группировки (подразделения имени султанов Мехмеда и Мурада) берут под свой контроль населенные пункты на севере Алеппо, турки вводят в состав террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» * (филиал «Аль-Каиды» ** в САР) подразделения спецназа. Об этом на днях сообщили сирийские СМИ.
Цель подобных маневров — реализация идеи создания на границе с Сирией буферной зоны. То есть — контроль 98-километрового коридора между сирийскими городами Джараблус и Азаз к западу от Евфрата, где турки хотели бы поселить беженцев, чтобы обезопасить зону от авиаударов, в том числе и российской авиации. При этом — продолжать по этому коридору снабжать боевиков в Алеппо и Идлибе, с которыми воюют непосредственно сирийцы, иранцы, ВКС РФ и «Хезболла».
Отметим, что 12 января появились сообщения СМИ о том, что турецкие войска в очередной раз вторглись на сирийскую территорию в районе Азаза для поддержки туркоманов.
29 декабря курдские СМИ сообщили, что при непосредственном участии турецких военных идет планомерная и скоординированная переброска боевиков, несущих ощутимые потери от ударов ВКС РФ и атак коалиции «Демократические силы Сирии» (SDF). Отмечалось, что Турция старается объединить «Исламское государство» *** и группировку «Джебхат ан-Нусра» на севере Сирии, перебрасывая вертолетами боевиков ИГ в контролируемый боевиками «ан-Нусры» город Азаз. Таким способом вроде как уже была совершена передислокация около 850 боевиков — из Дераа в Азаз.
Руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Анна Глазова замечает: развитие ситуации в Сирии — вопрос национальной безопасности для турецкого руководства.
— Сделав несколько лет назад ставку на свержение режима Башара Асада, турецкие лидеры рассчитывали, что им удастся таким образом привести к власти подконтрольное им правительство. Но когда идея была близка к реализации как никогда, все карты спутала российская антитеррористическая операция.
Второй шаг, который сейчас пытается предпринимать турецкое руководство — сохранить свое влияние хотя бы на приграничных с Турцией районах САР. Если Сирия в дальнейшем распадется как единое государство, а я думаю, что такой вариант турецкое руководство просчитывает, то в этом случае Анкара хотела бы получить какую-то часть территории страны, которая, как известно, когда-то входила в состав Османской империи.
В общем, турецкому руководству крайне важно сохранить контроль над территориями в районе буферной зоны. И для того, чтобы это обеспечить, 17 ноября Джон Керри анонсировал проведение операции Вашингтона и Анкары на турецко-сирийской границе, тем самым признав, что Штаты согласны на установление буферной зоны в районе города Джараблус. То есть заявление Керри сделал за наделю до того, как был сбит наш бомбардировщик Су-24М…
Сейчас информация о буферной зоне ушла в тень, тем не менее, согласие США было получено. Поэтому вооружая и направляя боевиков самых разных мастей на сирийскую территорию, турецкое руководство реализует задачу по взятию под контроль границы.
Доцент РГГУ, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серёгичев считает, что гипотетически возможен вариант, что Эрдоган дошел до того, что решил ввести в состав «ан-Нусры» формирования регулярной армии, однако они все-таки могут легко попасть под удары наших ВКС.
— Туркам плевать на все и всех, но на мой взгляд, они не стали бы идти на такой шаг чисто из-за прагматических соображений.
Во-первых, более вероятно, что в состав «ан-Нусры» вводятся вооруженные формирования туркоманов. Когда у тебя под рукой их 12−20 тысяч (есть разные оценки численности), то какой смысл вместо них использовать под видом «ан-Нусры» бойцов регулярных сил? Тем более что туркоманы отлично знают местность.
Возможно, что группировку пополняют выходцы с Северного Кавказа — наемники, которые прибыли в САР по турецким каналам, то есть завербованные спецслужбой MIT (Milli Istihbarat Teskilati, национальная разведывательная организация Турции).
Не исключено, что просто произошла утечка из турецкого Генштаба, а аналитики докрутили цепочку до конца. В итоге получилось, что подразделения ВС Турции заменяют «ан-Нусру» в Сирии.
Во-вторых, турецкие генералы
очень не хотят втягивания регулярных сил в конфликт на территории Сирии
по многим причинам. Они всячески, насколько им позволяют их полномочия,
саботируют подобные решения правительства и президента. Вплоть до того,
что посылают жандармов на перехват грузов MIT (турецкая жандармерия — подразделения Министерства внутренних дел Турции, входят в состав ВС — «СП»).
В прошлом году был большой скандал и двух генералов тогда арестовали:
были обнародованы данные о перехвате жандармами т.н. «гуманитарного
груза» (стрелковое оружие, гранаты
В-третьих,
если Турция будет активно вводить свои подразделения под такой
«легендой», то это приведет к еще более сильному обострению ситуации
с курдами. И те теракты, которые были в турецком Диярбакыре, покажутся
«цветочками». Тогда РПК начнет вырезать турок целыми подразделениями.
Что интересно, в Диярбакыре количество полицейских и жандармов
соответствует количеству жителей, а кое-где даже и превышает. И несмотря
на это, там все равно бывают теракты, нападения на автоколонны
Таким образом, речь может здесь идти либо о вводе туркоманов, либо вообще об информационных вбросах.
Ведь не исключено, что разговоры о введении турецких подразделений в «ан-Нусру» инициируют или сами турки, или их противники. Анкара могла бы это делать для того, чтобы посмотреть на реакцию игроков, в частности — РФ и США. А наши спецслужбы или курды могут таким образом действовать на опережение — заранее засвечивая планы Турции, чтобы привлечь внимание к ситуации. Возможно, что такими вбросами Эрдогана хотят подставить и внутренние силы — не столько из спецслужб, сколько из вооруженных сил. Там очень много осталось сторонников Фетхуллаха Гюлена (полное имя Мухаммед Фетхуллах Гюлен) — духовного лидера, который в конце 90-х-начале 2000-х опекал Эрдогана, но потом их пути разошлись, и он бежал в США.
Но!
Все это не отменяет того факта, что в Сирии активно действуют
сотрудники MIT. Конечно, офицеры ВС (инструкторы, специалисты по связи,
логистике
Туркам буферная зона в Сирии необходима как воздух, иначе они не выиграют в сирийском конфликте — не смогут сместить Башара Асада и привести к власти свои группировки (а не прокатарские или просаудовские).
Однако директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров не сомневается в том, что отдельные подразделения турецкого спецназа работают с «ан-Нусрой» по прямой указке правительства.
— Не так давно лидер «Джебхат ан-Нусры» Абу Мухаммед аль-Джулани в интервью арабским СМИ прямо заявил, что турецкий спецназ вовсю
работает на сирийской территории — в буферной зоне и не только. Кроме
того, Турция помогает группировке вооружением, советниками
Курдские источники также говорят о том, что турецкий спецназ действует в Сирии, причем достаточно давно. Кроме того, были «утечки» о том, что Анкара хотела бы под видом борьбы с ИГ и «ан-Нусрой» вытеснить их из городов Азаз и Джараблус и ввести туда подразделения сухопутных войск.
* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена