Как Горбачев отдал США 46,3 тыс. кв. км Берингова моря или история оного предательства
Мало кто знает, что 1 июня 1990 года, Советский Союз безвозмездно подарил США 46,3 тысяч квадратных километров своей территории в Беринговом море. Точнее, отдал не СССР, а конкретные должностные лица - Горбачев М.С. (Президент СССР) и Шеварднадзе Э.А. (Министр иностранных дел СССР), и формально - не территорию, а акваторию (но сути это не меняет).
Это была достаточно серьезная территориальная уступка СССР (России) в череде подобных случаев, происходящих, к сожалению, и в настоящее время.
Американцам достались не только богатые рыбой промысловые районы Берингова моря, но и значительная часть континентального шельфа, в том числе перспективные участки нефтегазовых бассейнов «Наваринское» и «Алеутское».
В новостях СССР в 1990 году эту новость обошли полным молчанием.
В России и сегодня существует негласный заговор молчания по этому вопросу. Возможно, потому, что некоторые лица, имеющие отношение к этому событию, здравствуют и поныне, и занимают не самые плохие посты, в том числе и в органах власти РФ.
Самое интересное - территории были переданы в нарушение действующего законодательства СССР.
Соглашение о передаче территорий было подписано 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером. Поэтому соглашение еще называют «Шеварднадзе-Бейкер».
Российские моряки называли и называют линию новых границ между СССР (Россией) и США - «линией предательства». Еще она имеет название «линии Шеварднадзе-Бейкера».
Вот она.
Если быть более точными, то по условиям соглашения в Беринговом море США были отданы:
- часть исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тыс. квадратных километров, фактически переданная Советским Союзом Соединенным Штатам в 1977 году;
- часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тыс. квадратных километров;
- участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий.
То есть по документу Горбачев отдал США в общей сложности 77,7 тыс. квадратных километров.
При этом участок континентального шельфа, отошедший в этой части Берингова моря к СССР (Российской Федерации), составил всего 4,6 тыс. квадратных километров, что на 74 000 кв. км шельфа меньше, чем полагается при традиционном в таких случаях разграничении по срединной линии. В отдельных местах исключительная экономическая зона США за счет неоправданно отданной площади исключительной экономической зоны СССР превысила расстояние в 200 морских миль от исходных линий, что противоречит Конвенции ООН по морскому праву.
Ничейный участок площадью около 46 тысяч квадратных километров, расположенный между островами Прибылова, Святого Матвея, Медным и Атту, американцы называли дыркой от пончика. Пока не получили её в подарок от Шеварднадзе.
Поначалу американцы даже не верили, что им упала в руки территория в четверть Аляски, сказочно богатая рыбными ресурсами, нефтью и газом. Все это тогда преподносилось союзным МИДом, как очередной мост дружбы между народами.
По площади это больше, чем Рязанская или Пензенская области, или больше, чем две Ярославских области.
Изначально предполагалось, что документ будет подписан Горбачевым, но тот благоразумно умыл руки, направив для этого темного дела Шеварднадзе. Хотя понятно, что без санкции Горбачева тут не могло обойтись в принципе. Во время подписания соглашения Горбачев стоял за спиной Шеварднадзе.
Свое расследование провел бывший депутат Верховного Совета СССР Анатолий Чехоев. Согласно его данным, план разграничения северных морских пространств впервые был озвучен на высшем уровне во время встречи Горбачева на Мальте в 1989 году с президентом США Джорджем Бушем-старшим. Окончательный вариант раздела Берингова моря Шеварднадзе обсудил в США в начале апреля 1990 года на встречах с Бушем и Бейкером. Первоначально соглашение должен был подписать Горбачев, но тот перепоручил это Шеварднадзе, тем самым как бы оставаясь в стороне от сомнительной сделки.
Именно как нарушение Основного Закона СССР (Конституции СССР) следует трактовать подпись под договором Шеварднадзе и действия ответственных лиц МИДа того времени. Пункт 3 статьи 108 Основного Закона СССР жестко устанавливал, что определение государственной границы СССР относится к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР. Который, конечно, никакого согласия на это не давал.
В свою очередь, и Верховный Совет СССР, к счастью, отказался ратифицировать документ о передаче территорий в пользу США.
Предвидя это, Шеварднадзе и госсекретарь Бейкер обменялись нотами, на основе которых ввели временный порядок действия документа. Он длится до сих пор, вот уже более 27 лет (!).
Казалось бы, временный порядок действия документа нужно отменить. И даже делаются робкие попытки.
Но каждый раз что-то мешает этому…
Сам Шеварднадзе в 2004 году утверждал, что в данном соглашении им был лишь подведен итог многолетних переговоров, единогласно одобренный Политбюро ЦК КПСС.
Члены Политбюро ЦК КПСС отрицают обсуждение этого вопроса. 3 мая 1990 года состоялось заседание Политбюро, в повестке заседания которого вопроса о соглашении не было, однако в конце протокола заседания появилась запись «одобрить соглашение». Когда она была вписана, сказать нельзя – стенограмма почему-то отсутствует.
Подписанного документа (Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств от 01 июня 1990 года) с подписями никто не видел, все должностные лица открещиваются от своего участия в этой сомнительной сделке.
Сам текст Соглашения опубликован в Бюллетене международных договоров лишь в 2008 году (январь 2008 г., N 1).
Однако не указана должность человека, который подписал этот документ. В справочно-правовых системах это выглядит достаточно лаконично - в отличие от остальных подобных документов, где ФИО подписанта указано всегда.
Выглядит эта часть документа вот так:
…
Совершено в Вашингтоне 1 июня 1990 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Союз Советских Социалистических Республик За Соединенные Штаты Америки
/ подпись / / подпись /
И все…
Вот Соглашение о торговых отношениях между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки (Вашингтон, 1 июня 1990 г.) Горбачев подписал там же лично, а Соглашение о передаче территорий США в Беринговом море почему-то постеснялся…
До 2008 года единственный документ, который ссылался на Соглашение - это Постановление Совета Министров СССР от 30 мая 1990 года № 532 «О разграничении морских пространств с США» (в котором был одобрен проект Соглашения). Однако и этого документа до сих пор никто не видел. Постановление Совета Министров СССР от 30 мая 1990 года № 532 никем не подписано и скреплено печатью общего отдела управления делами Совета министров СССР.
Можно задаться вопросом - а были ли документы вообще в реальности?
В любом случае - фактически территории отошли к США.
Тем не менее Соглашение однозначно было заключено - и подтверждение этому немного ниже.
Объяснение отсутствия подписей на самом деле простое. Еще сильны были воспоминания чиновников о достаточно жесткой системе Советского Союза, где за подобные действия следовало неотвратимое суровое наказание. Расстрел за измену Родине.
В то время существовал серьезный риск возврата к прошлому, и Горбачев реально боялся ответственности. Все заметали следы своих действий.
Соглашение от 01 июня 1990 года было предметом рассмотрения в Государственной Думе РФ в 2002 году.
И об этом уже есть вполне официальный документ - Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 июня 2002 г. № 2880-III ГД «О последствиях применения Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств 1990 года для национальных интересов Российской Федерации», который есть в справочных правовых системах в открытом доступе.
Госдума отмечает, что «имеются основания квалифицировать Соглашение как несбалансированный международный договор, содержание которого ставит под сомнение его соответствие национальным интересам Российской Федерации, в первую очередь в области рыболовства».
Ранее Верховный Совет СССР в 1990 году отказался от ратификации соглашения.
В середине 90-х гг парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) рекомендовали Президенту Российской Федерации внести в Государственную Думу проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств, подписанного в городе Вашингтоне 1 июня 1990 года".
Это звучит в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 7 апреля 1995 г. N 671-I ГД "О Соглашении между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств" и Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 5 июля 1995 г. N 524-I СФ "О Соглашении между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств, подписанном в Вашингтоне 1 июня 1990 года".
Однако случилось какое-то чудо, и Госдума РФ не ратифицировала это Соглашение в 90-х годах.
США считает спорную территорию своей и активно ее осваивает — как в экономическом, так и в военном плане. Этот район буквально напичкан боевыми кораблями американцев.
А если наши корабли по старой памяти заходят в "подаренные” воды, то их немедленно арестовывают. Такое неоднократно случалось в разные годы. Береговая охрана США задерживала российские промысловые суда якобы за нарушение 200-мильной экономической зоны. Хотя нарушения фактически не было: с российской стороны соглашение не ратифицировано и, следовательно, не признано.
Наличие пограничной линии усложняет свободное торговое судоходство и блокирует с востока Северный морской путь, возрождение которого, в том числе для евроазиатских транзитных грузоперевозок, правительство России объявляло стратегической задачей. Не пускают в этот район и российских рыбопромысловиков; при этом канадские, японские, южнокорейские и тайваньские рыбокомпании имеют там квоты.
Уступка морских владений Америке лишила Россию возможности ежегодно вылавливать 200 тыс. тонн одного только минтая.
12 февраля 2003 года Счетная палата Российской Федерации в соответствии с планом работы и в связи с обращением членов Совета Федерации провела проверку воздействия соглашения на рыбопромысловую отрасль России и подготовила отчет в котором, в частности, давалась такая оценка: «За период действия советско-американского Соглашения о линии разграничения в Беринговом море (1991—2002 года) потери России составили 1,6—1,9 млн тонн рыбы, что эквивалентно 1,8—2,2 млрд долларов США».
Запасы газа в одном только Наваринском бассейне составляют, по оценке самих американцев, более 1,2 млрд. кубометров. Нефть, газ - там много всего на триллионы долларов.
Мы уже не говорим о военной составляющей территориальных уступок - подлодки, наземные корабли, самолеты стран НАТО еще ближе к территории России.
Сколько стоит Родина?
Казалось бы, если Соглашение временное и так ущемляет интересы России - что мешает отменить его?
В 1999 году Госдума РФ повторно отказалась ратифицировать соглашение и приняла решение о восстановлении прав России в акватории Берингова пролива. В 2002 году этот вопрос обсуждался в Совете Федерации, откуда в Генеральную прокуратуру РФ поступил запрос о правомочности действий Шеварднадзе (вскоре после этого береговой охраной США был задержан очередной российский корабль – видимо, в напоминание о том, кто в море хозяин).
Однако Генеральная прокуратура заявила, что у нее нет претензий к бывшему министру иностранных дел СССР Эдуарду Шеварднадзе в связи с соглашением по Берингову морю.
Заместитель генерального прокурора России Константин Чайка сказал, что Шеварднадзе не превысил своих полномочий, поскольку действовал в соответствии с распоряжениями вышестоящих инстанций, в частности – на основании постановления Совета Министров СССР, изданного в мае 1990 года. После этого никаких серьезных попыток вновь поднять вопрос о действии соглашения не предпринималось.
Однако Постановление Совета Министров СССР от 30 мая 1990 года, на которое ссылалась Генеральная прокуратура по итогам своей проверки, существует в виде бланка со следующим текстом: «Министерству иностранных дел СССР оформить с американской стороной договоренность о временном применении указанного Соглашения после его подписания до вступления в силу». Бланк никем не подписан и скреплен печатью общего отдела управления делами Совета министров СССР.
Наверное, многое мог бы пояснить Игорь Иванов, принимавший активное участие в «выпрямлении» границ по этой сделке, если бы он этого захотел. Ему впоследствии был доверен пост главы МИДа РФ (министр иностранных дел РФ в 1998 - 2004 гг). Впоследствии - секретарь Совета Безопасности РФ, до 2007 года.
В свое время Виктор Черномырдин, бывший министр газовой промышленности СССР, подписал для Политбюро справку о бесперспективности (с точки зрения нефтегазоносности) участков шельфа в Беринговом море, уступаемых США. Однако именно там и были вскоре открыты нефтяные месторождения.
Не приходится удивляться, что экспертная комиссия в 1997 году подтвердила обоснованность и самого соглашения, и его временного применения - комиссия работала при правительстве, возглавлял которое Черномырдин, пресекавший любые попытки депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации прекратить временное действие соглашения.
В свое время также вице-спикер Госдумы Владимир Лукин (бывший посол России в США), а затем уполномоченный по правам человека в РФ (2004-2014), член Совета Федерации с 2016 года считает, что Россия не имеет права считать себя не связанной договором лишь на том основании, что он не ратифицирован законодательным органом. Переводим словоблудие: соглашение подписано, наплевать на ратификацию, нехай американцы территорию забирают.
Тем не менее, чувствуя, что Россия намерена вернуться к обсуждению так и не ратифицированного договора (соглашения) Бейкера-Шеварднадзе, американцы со своей стороны взялись оспаривать шесть российских островов. В своей резолюции HJR 27, принятой в июне 1999 года, парламент штата Аляска выразил несогласие с передачей под российскую юрисдикцию островов Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты, Медного, Сивуча, и Калана. Претензии, как ни странно, связываются с продажей США Аляски Александром II в 1867 году.
Вот о чем идет речь - острова (как они названы на картах США) обозначены на карте.
Не забываем, что речь идет не только об островах. Вокруг каждой отданной «кочки» обведут 12 мильную черту территориальных вод и 200 мильную экономических. Вокруг каждого острова и островка.
Мы уже писали о том, что России как таковой уже не выделено место на политической карте мира. Неужели сдача территорий уже началась? В 1990 году отдали США 46,3 тыс. квадратных километров Берингова моря, в 2008 году подарили Китаю остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский на Амуре, в 2011 году подарили Норвегии 90 тыс. квадратных километров Баренцева моря…
И это даже мелочи по сравнению с тем, какие территориальные претензии сейчас предъявляются России другими странами. И это не учитывая «мягкий» захват российских территорий теми же китайцами на Дальнем Востоке.
Сможет ли Россия удержать свою территорию?
.
«Мост дружбы»
Российские рыбаки узнали
Российский МИД, выждав время, лишь робко обращался