"Черный замес".Оборона здания ФСБ
Нам никогда не расскажут всей правды, что же стало причиной конфликта в Чеченской Республике. Вот жили-жили мирно чеченцы, и вдруг… но пытаться узнать правду мы будем всегда. Там полегло так много наших ребят..
Воспоминания о чеченской компании часто можно встретить в СМИ, интернете. Даже в метро можно услышать разговор двух мужчин, которые, судя по азарту, там бывали в тяжелые 90-е.
Живыми не сдаваться
Вот подполковник УФСБ РФ, которого все называли капитан Гараев. Он в Чечне оказался 23 февраля 1996 года. Этот день чеченцы отмечают, как День депортации народа в 1944 году.
По дороге в Грозный он ехал с товарищами чуть ли не с боем. Разрушенный город, превращенный в кладбище. Никто погибших на погост не возил. Хоронили тут же, в городских кварталах. Люди злые, голодные.
И везде вооруженные боевики, одетые в милицейскую форму. Это в Москве говорили, что Грозный под контролем. А здесь…Генерал Хоперский сообщил, что до обеда Грозный принадлежит федералам, а после обеда - боевикам.
В начале марта Госдума приняла постановление о восстановлении народного хозяйства Чечни. Огромные деньги. Но Дудаеву и главарям бандформирований это не нужно. 6 марта 1996 году в Грозный вошли боевики.
Руководство страны сообщала по ТВ, что это провокация бандитов. Не стоит паниковать. Войскам федералов запретили входить в город. За этот промежуток времени 50 блокпостов с численностью 10-13 бойцов, методично уничтожались.
Ребята по рации открытым текстом просили помощи и прощались с жизнью. «Мертвые сраму не имут». А боевики уже окружили УФСБ по Чечне. Там находилось около 50 человек.
Никакой защиты нет, но решили отстреливаться, сколько получится. На всех было восемь автоматов, пистолеты и несколько гранат.
А эфир по-прежнему сообщал, что не надо поддаваться панике. Какая паника, когда смерть глядит в упор? Полностью окруженным бойцам боевики предложили сдаться. Никто не согласился.
Они обсуждали вариант смерти спокойно, даже с юмором. Анекдоты рассказывали. И уснули. От стресса, вероятно. Проснулись, а из-за стены идет гул. На помощь пришли две колоны десантников с красными знаменами.
Боевые, обстрелянные офицеры заплакали от радости. Командир десантников, вопреки приказу Грачева, пришел на помощь братьям по оружию. Только после прихода десантников началась зачистка.
Спустя много лет, переосмысливая прошедшие бои, Гараев восхищается сотрудниками ФСБ России. Они были разными, но никто не дрогнул, не поддался панике. Все понимали, что скорее всего, погибнут. Гараев был рядом с ними.
Весна и лето 1996 году были очень тяжелые для сотрудников ФСБ. Погибли ребята! Группу, прибывшую 23 февраля, назвали «Черным замесом». Сто бойцов прибыли в Чечню. Шестьдесят погибли от пуль или в плену. Боевики куражились, как могли.
Гараев присутствовал при обмене одного боевика на двух федералов. На ребятах не было живого места. Один из них потерял рассудок. Другой спросил Гараева: «Ты не узнаешь меня?» Перед ним стоял изможденный человек, до пленения весивший 90 килограммов.
Они умерли оба через два дня.
Подполковник Александр Захаров из Пензы, стал символом чести русского офицера. Боевики под честное слово отпускали его в Управление днем. Ни разу он не выказал желания остаться. Случись такое, других пленных расстреляют.
Он дал слово офицера России. Позже его обменяли.
Нападение на УФСБ
В июле полевые командиры общим совещанием решили уничтожить УФСБ. Гараев доложил руководству о разведданных. Но командование не поверило в донесение. И запретило все контакты с информатором. В конце месяца такие донесения шли ото всюду.
Гараев встретился с источником информации в городе. На недоверчивые вопросы, агент сказал: «Загляни за забор». Весь частный сектор Грозного был занят боевиками. Личный состав УФСБ стали готовиться к обороне.
Ночью, 5 августа, личный состав МВД Чечни вывели из города на учения. А 6 августа началось движение бандформирований. Что это было??? Гараев так и расценил, как ты, читатель. Прямое предательство.
Дом Правительства окружен боевиками. Боезапас уничтожен одной гранатой. Боевики знали, куда кинуть гранату. Десантники, охранявшие здание, сгорели заживо.
Бой шел уже трое суток, а центральные СМИ говорили привычно, что это провокация. Чеченское руководство не отвечало на запросы, командование войсками федералов молчало. Помощник Завгаева сообщил, что тот болен.
205 «пьяная бригада» пришла на помощь. Они просто подбадривали себя алкоголем. Приказы поступали из разных источников настолько противоречивые, что было непонятно, где свои, а где боевики.
Танкисты получили приказ об уничтожении техники. Как известно, в армии приказы не обсуждаются. Все было сделано по приказу.
Загадочное перемирие
Вдруг боевики предложили перемирие на сутки. Обманут? Нет, слово сдержали. Они предложили собрать нам останки товарищей, уже начавшиеся разлагаться под палящим южным солнцем. И помогали сами нам донести трупы до здания УФСБ.
Вдруг прошла информация в СМИ, что все защитники здания УФСБ по Чечне уничтожены. Некоторые родственники скончались от сердечных приступов, а они были живы.
Боевики окружали федералов, а второе кольцо окружения было опять из федералов. Но тут генерал Лебедь подписал Хасавюртовское перемирие. Гараев с горечью говорит, что свершилось предательство.
Унизительная процедура сдачи города выглядела так: Идет офицер в сопровождении двух солдат. С ними боевик. Перед зданием боевик посылает вперед бойцов, чтобы убедиться в отсутствии мин. И только потом входит сам.
Пятнадцать километров от Грозного до Ханкалы на разбитых машинах, с разлагающимися трупами и секретными документами Гараев с товарищами ехали семь часов. Многие остались там навсегда. Чтобы не попасть в плен, он подрывали себя гранатами.
Мужики могли уничтожить боевиков, а вместо этого сдали Грозный.
Будучи ранеными, Сергей Ромашин и Вячеслав Евскин, чтобы не подвергать опасности товарищей, пытавшихся их спасти, предпочли убить себя… Из всей группы «Черного замеса», которая прибыла в феврале 1996 года в Чечню, четверо посмертно были удостоены звания Герой России..