30.05.2013 · Локальные конфликты и войны · ИА REGNUM
События последних двух дней продемонстрировали, что мы приближаемся к
точке обострения международного дипломатического конфликта вокруг
проблемы урегулирования в Сирии.
28 мая 2013 года Евросоюз на заседании совета министров иностранных дел отменил для своих государств-членов эмбарго на поставки оружия в Сирию. Это позволяет отдельным странам ЕС вооружать воюющих с сирийским правительством повстанцев. Все другие санкции, в том числе, визовые ограничения, замораживание активов и запрет на покупку нефти от связанных с Дамаском компаний продлен на один год. ЕС продемонстрировал отход от декларируемой ранее политики прямого невмешательства в сирийский конфликт. При этом отдельные европейские аналитики наконец-то признали, что режим в Дамаске обладает бóльшей прочностью, чем считалось ранее, а Асад пользуется достаточной внутренней поддержкой.
Акция по отмене эмбарго европейцами была согласована с США и ожидалась заранее. Об этом свидетельствует та кампания в западных СМИ о мнимых поставках оружия в Сирию из Российской Федерации. Пик ее в связи с публикацией в New York Times о поставках в Сирию современного российского антикорабельного комплекса "Бастион" мы наблюдали после 16 мая 2013 года, т. е. за две недели до решения ЕС по снятию эмбарго.
Последовательность действий США была следующей: Вашингтон в начале мая предложил Москве организацию новой международной конференции по Сирии для того, чтобы она открыла путь к мирному устранению от власти президента Башара Асада. Потом решением союзников США из ЕС по эмбарго предложение конференции было дополнено шантажом как Москвы, так и Дамаска эскалацией военного конфликта. Это произошло на следующий день после того, как министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился в Париже с госсекретарем США Джоном Керри для обсуждения проблем сирийского урегулирования. Для обработки общественного мнения Запада были использованы публикации в СМИ о российских поставках оружия Асаду и о применении якобы последним в вооруженной борьбе с повстанцами химического оружия. Последнее обстоятельство может быть использовано как повод для военной интервенции США и их союзников в Сирию. Сейчас России и Сирии дали время подумать и принять участие в конференции в позитивном для США ключе. Ранее сирийское правительство заявило, что готово встретиться с лидерами повстанцев в июне месяце на международной конференции в Женеве, организованной США и Россией, тем самым внушая Западу надежды на перспективу политического урегулирования. Целью демарша ЕС по отмене эмбарго является и поддерживающий Дамаск Иран. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг после конференции заявил о политическом значении отмены эмбарго: "Это дает нам гибкость решений в будущем, как реагировать на ухудшение ситуации или отказ [сирийского] режима вести переговоры". Глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн напомнил, что страны ЕС ранее договорились не начинать поставок до 1 августа сего года. Это означает, что означенный временной период может быть использован не только для проведения международной конференции по Сирии, но и для подготовительных мероприятий будущих поставок оружия сирийским мятежникам. Каждое государство-член ЕС должно оформить свои собственные правила поставок оружия в Сирию, поскольку здесь участники не смогли договориться о совместном подходе.
В западных СМИ сообщается, что решение об отмене эмбарго было принято после долгих споров министров иностранных дел стран-членов Европейского Союза. Совещание с перерывами продолжалось 14 часов. За отмену эмбарго на поставки оружия выступали Великобритания, Франция и Италия, в то время как Австрия, Чехия, Финляндия, Швеция и Голландия и, по-видимому, Румыния были против. Из дипломатических источников известно об остром столкновении на совещании британского министра иностранных дел Уильяма Хейга и Австрии Михаэля Шпинделеггера. Австрийский министр иностранных дел в перерыве конференции открыто заявил, что Великобритания и Франция разрушают основу для возможного компромисса. Австрийский вариант предлагал продление эмбарго на поставки оружия в Сирию на год с возможностью пересмотра решения в августе 2013 года в случае, если на это будет получено согласие всех государств-членов ЕС и если ситуация в Сирии изменится.
Противникам отмены эмбарго не удалось добиться перенесения решения на август. Немцы заявляют, что главной задачей Германии на состоявшейся конференции министров иностранных дел было то, чтобы ЕС выступил единым фронтом. Но именно уклончивая позиция Германии на конференции способствовала тому, чтобы решение об отмене эмбарго было все-таки принято. Подобную же уклончивую позицию, способствующую отмене эмбарго, заняла и верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон. В частности, она заявила: "Существует сильный дух в попытках найти европейское решение... Каждая страна пытается найти лучший способ поддержки сирийского народа". Европейская служба внешних действий (EEAS) на всякий случай разработала документ, содержащий возможные три варианта действий европейцев: снятие эмбарго, сохранение эмбарго и компромиссный вариант.
Вместе с германским министром на совещании промежуточную осторожную позицию по вопросу отмены эмбарго заняли министры иностранных дел Бельгии и Дании.
Таким образом, если в лагере сторонников отмены эмбарго отмечены Великобритания, Франция и Италия - ключевые европейские участники военной интервенции в Ливии, то костяк "миротворцев" на конференции составили бывшие европейские нейтралы эпохи холодной войны - Австрия, Швеция и Финляндия. Позиция, занятая Австрией, обусловлена и вполне конкретным мотивом - опасением поставить под удар австрийских миротворцев миссии ООН, развернутых на границе Сирии и Израиля. Однако в позиции означенных стран просматривается национальный комплекс, выражающийся в стремлении уйти от вовлеченности в прямое участие в конфликте. Москве следует учесть и использовать в своих интересах это обстоятельство.
Великобритании и Франции, видимо, не терпится вернуться на Ближний Восток на свои в прошлом подмандатные территории. Британские дипломаты сообщают, что Лондон собирается поставлять оружие "умеренным силам", которое бы стало защитой гражданского населения. Франция уже создала логистику и контрольные механизмы для линии поставок Свободной сирийской армии. Пока по ней официально идут гуманитарные грузы и медикаменты.
США решительно поддерживали отмену эмбарго ЕС на поставки оружия в рамках "коллективных усилий международного сообщества" для демонстрации своей полной поддержки сирийской оппозиции и продолжения давления на режим в Дамаске. 28 мая стало известно, что президент Обама приветствует действия ЕС. За отмену эмбарго ЕС, помимо США, выступала и Турция. Если Женева-II не удастся, то "оппозиция" в лице Свободной сирийской армии получит все, что нужно, включая современное оружие, - предупреждают, в свою очередь, турки. Однако западные эксперты в возникшей ситуации отметили и столь несвойственное Израилю расхождение по вопросу европейского эмбарго с США. Израильтяне против того, чтобы новое оружие поступало в Сирию, очевидно, опасаясь того, что оружие это в будущем будет направлено против них.
Британцы заранее заверяют, что поставки вооружений в Сирию не предполагают передачи повстанцам переносных зенитных комплексов - средства потенциально опасного для атаки гражданских авиалайнеров, окажись оно в руках террористов.
Но Аксель Дивре - эксперт частной французской разведывательной компании Ceis в интервью EU-Observer предупреждает о другом: поставки современных вооружений повстанцам - противотанковых ракет или зенитных комплексов, автоматически будет означать посылку военных советников, которые займутся обучением повстанцев по использованию этого оружия. Это уже означает прямую вовлеченность в конфликт.
Бывший офицер ЦРУ, занимавшийся проблемами Ближнего Востока, Роберт Баер в специальном обзоре для американского журнала Time предупреждает, что любой, вовлеченный в сирийские события, рискует там завязнуть на года. Он полагает предпочтительным поддержание варианта, который позволил бы воюющим сторонам в Сирии "истечь кровью". Баер прямо указывает на возможность повторения в Сирии ливанского сценария гражданской войны 1980-х годов.
Баер опасается и той ситуации, когда поставляемые Западом комплексы попадут в Сирии в руки радикальных исламистов. "После того, как оружие пересечет границу, вы не сможете осуществлять контроль над ним", - сказал он. Бывший сотрудник ЦРУ прогнозирует: "То что вы делаете - это создаете нацию салафитов в том случае, если они победят в войне... Если они свергнут Асада, они не будут благодарны Западу. Их единственной целью станет экспорт джихада в Ливан и Иорданию".
Вместе с тем, решение ЕС об отмене эмбарго, хотя и означает движение в направлении эскалации конфликта, одновременно демонстрирует сдержанное отношение европейцев к своему участию в военной интервенции в Сирии. Решающее значение здесь имеет позиция США. Вот поэтому ответ России на последнее решение Брюсселя был жестким.
В ответ на принятие решения ЕС по эмбарго Россия в тот же день демонстративно подтвердила, что не намерена пересматривать позицию по поставкам систем С-300 в Сирию. Об этом 28 мая заявил заместитель главы российского МИДа Сергей Рябков на пресс-конференции в Москве. По словам Рябкова, поставки систем С-300 в Сирию касаются выполнения давних контрактов. Рябков подчеркнул, что Россия рассматривает поставляемые системы как сдерживающий фактор против возможного вмешательства внешних сил в сирийский конфликт. Комментируя решение Евросоюза не продлевать эмбарго на поставки оружия сирийской "оппозиции", российский дипломат заявил, что данный шаг может нанести ущерб предстоящей международной конференции по Сирии в Женеве. В тот же день министр иностранных дел Сергей Лавров предупредил, что вооружение повстанцев стало бы нарушением международного права. 28 мая Лавров заявил, что именно Запад саботирует усилия для мирного разрешения конфликта. "Целый ряд действий... служит для того, чтобы подорвать идею созыва конференции", - предупредил он. Как раз накануне Лавров в Париже обсуждал с госсекретарем Керри вопросы организации этой самой женевской конференции по Сирии. Разногласия по составу ее участников сохраняются.
Израиль в ответ на российское заявление о поставках комплекса С-300 28 мая устами министра обороны Израиля Моше Яалона выступил с завуалированным воинственным предупреждением, что израильтяне атакуют транспорт, перевозящий российское оружие по территории Сирии. "Если они прибудут в Сирию, не дай Бог, мы будем знать, что делать", - сказал он. Пресс-атташе Белого дома Джей Карни на следующий день объявила, что решение России поставить Сирии зенитный ракетный комплекс С-300 - плохой ход, потому что это "не приблизит нас к политической трансформации, чего Сирия заслуживает" (видимо, так же, как Ливия и Египет). Сами США пока не решили, будут ли они поставлять оружие повстанцам.
Итак, западным официальным лицам не следует ожидать значительного прогресса на возможной во второй половине июня или в июле международной конференции в Женеве по Сирии. Непоколебимая позиция России, продемонстрированная 28 мая 2013 года, не дает никаких побуждений Асаду, чтобы пойти на какие-либо уступки своим противникам в Арабском мире и на Западе. Со своей стороны, мятежники демонстрируют и отсутствие единства, и слабость, когда они согласились отказаться от условия отставки Асада в качестве предварительного условия для начала переговоров в Женеве. Это является дополнительным доводом для отказа официальным Дамаском от требования Запада принять переходное правительство. Последние сообщения об успехах правительственных войск в Сирии подчеркивают решимость Дамаска действовать так, чтобы европейцы не нашли в Сирии тех, кто смог бы европейским оружием воспользоваться. Судьба Сирии должна решиться на поле боя, а не переговоров с теми, кто тайно и явно воюет против нее или пробует ее шантажировать.
28 мая 2013 года Евросоюз на заседании совета министров иностранных дел отменил для своих государств-членов эмбарго на поставки оружия в Сирию. Это позволяет отдельным странам ЕС вооружать воюющих с сирийским правительством повстанцев. Все другие санкции, в том числе, визовые ограничения, замораживание активов и запрет на покупку нефти от связанных с Дамаском компаний продлен на один год. ЕС продемонстрировал отход от декларируемой ранее политики прямого невмешательства в сирийский конфликт. При этом отдельные европейские аналитики наконец-то признали, что режим в Дамаске обладает бóльшей прочностью, чем считалось ранее, а Асад пользуется достаточной внутренней поддержкой.
Акция по отмене эмбарго европейцами была согласована с США и ожидалась заранее. Об этом свидетельствует та кампания в западных СМИ о мнимых поставках оружия в Сирию из Российской Федерации. Пик ее в связи с публикацией в New York Times о поставках в Сирию современного российского антикорабельного комплекса "Бастион" мы наблюдали после 16 мая 2013 года, т. е. за две недели до решения ЕС по снятию эмбарго.
Последовательность действий США была следующей: Вашингтон в начале мая предложил Москве организацию новой международной конференции по Сирии для того, чтобы она открыла путь к мирному устранению от власти президента Башара Асада. Потом решением союзников США из ЕС по эмбарго предложение конференции было дополнено шантажом как Москвы, так и Дамаска эскалацией военного конфликта. Это произошло на следующий день после того, как министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился в Париже с госсекретарем США Джоном Керри для обсуждения проблем сирийского урегулирования. Для обработки общественного мнения Запада были использованы публикации в СМИ о российских поставках оружия Асаду и о применении якобы последним в вооруженной борьбе с повстанцами химического оружия. Последнее обстоятельство может быть использовано как повод для военной интервенции США и их союзников в Сирию. Сейчас России и Сирии дали время подумать и принять участие в конференции в позитивном для США ключе. Ранее сирийское правительство заявило, что готово встретиться с лидерами повстанцев в июне месяце на международной конференции в Женеве, организованной США и Россией, тем самым внушая Западу надежды на перспективу политического урегулирования. Целью демарша ЕС по отмене эмбарго является и поддерживающий Дамаск Иран. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг после конференции заявил о политическом значении отмены эмбарго: "Это дает нам гибкость решений в будущем, как реагировать на ухудшение ситуации или отказ [сирийского] режима вести переговоры". Глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн напомнил, что страны ЕС ранее договорились не начинать поставок до 1 августа сего года. Это означает, что означенный временной период может быть использован не только для проведения международной конференции по Сирии, но и для подготовительных мероприятий будущих поставок оружия сирийским мятежникам. Каждое государство-член ЕС должно оформить свои собственные правила поставок оружия в Сирию, поскольку здесь участники не смогли договориться о совместном подходе.
В западных СМИ сообщается, что решение об отмене эмбарго было принято после долгих споров министров иностранных дел стран-членов Европейского Союза. Совещание с перерывами продолжалось 14 часов. За отмену эмбарго на поставки оружия выступали Великобритания, Франция и Италия, в то время как Австрия, Чехия, Финляндия, Швеция и Голландия и, по-видимому, Румыния были против. Из дипломатических источников известно об остром столкновении на совещании британского министра иностранных дел Уильяма Хейга и Австрии Михаэля Шпинделеггера. Австрийский министр иностранных дел в перерыве конференции открыто заявил, что Великобритания и Франция разрушают основу для возможного компромисса. Австрийский вариант предлагал продление эмбарго на поставки оружия в Сирию на год с возможностью пересмотра решения в августе 2013 года в случае, если на это будет получено согласие всех государств-членов ЕС и если ситуация в Сирии изменится.
Противникам отмены эмбарго не удалось добиться перенесения решения на август. Немцы заявляют, что главной задачей Германии на состоявшейся конференции министров иностранных дел было то, чтобы ЕС выступил единым фронтом. Но именно уклончивая позиция Германии на конференции способствовала тому, чтобы решение об отмене эмбарго было все-таки принято. Подобную же уклончивую позицию, способствующую отмене эмбарго, заняла и верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон. В частности, она заявила: "Существует сильный дух в попытках найти европейское решение... Каждая страна пытается найти лучший способ поддержки сирийского народа". Европейская служба внешних действий (EEAS) на всякий случай разработала документ, содержащий возможные три варианта действий европейцев: снятие эмбарго, сохранение эмбарго и компромиссный вариант.
Вместе с германским министром на совещании промежуточную осторожную позицию по вопросу отмены эмбарго заняли министры иностранных дел Бельгии и Дании.
Таким образом, если в лагере сторонников отмены эмбарго отмечены Великобритания, Франция и Италия - ключевые европейские участники военной интервенции в Ливии, то костяк "миротворцев" на конференции составили бывшие европейские нейтралы эпохи холодной войны - Австрия, Швеция и Финляндия. Позиция, занятая Австрией, обусловлена и вполне конкретным мотивом - опасением поставить под удар австрийских миротворцев миссии ООН, развернутых на границе Сирии и Израиля. Однако в позиции означенных стран просматривается национальный комплекс, выражающийся в стремлении уйти от вовлеченности в прямое участие в конфликте. Москве следует учесть и использовать в своих интересах это обстоятельство.
Великобритании и Франции, видимо, не терпится вернуться на Ближний Восток на свои в прошлом подмандатные территории. Британские дипломаты сообщают, что Лондон собирается поставлять оружие "умеренным силам", которое бы стало защитой гражданского населения. Франция уже создала логистику и контрольные механизмы для линии поставок Свободной сирийской армии. Пока по ней официально идут гуманитарные грузы и медикаменты.
США решительно поддерживали отмену эмбарго ЕС на поставки оружия в рамках "коллективных усилий международного сообщества" для демонстрации своей полной поддержки сирийской оппозиции и продолжения давления на режим в Дамаске. 28 мая стало известно, что президент Обама приветствует действия ЕС. За отмену эмбарго ЕС, помимо США, выступала и Турция. Если Женева-II не удастся, то "оппозиция" в лице Свободной сирийской армии получит все, что нужно, включая современное оружие, - предупреждают, в свою очередь, турки. Однако западные эксперты в возникшей ситуации отметили и столь несвойственное Израилю расхождение по вопросу европейского эмбарго с США. Израильтяне против того, чтобы новое оружие поступало в Сирию, очевидно, опасаясь того, что оружие это в будущем будет направлено против них.
Британцы заранее заверяют, что поставки вооружений в Сирию не предполагают передачи повстанцам переносных зенитных комплексов - средства потенциально опасного для атаки гражданских авиалайнеров, окажись оно в руках террористов.
Но Аксель Дивре - эксперт частной французской разведывательной компании Ceis в интервью EU-Observer предупреждает о другом: поставки современных вооружений повстанцам - противотанковых ракет или зенитных комплексов, автоматически будет означать посылку военных советников, которые займутся обучением повстанцев по использованию этого оружия. Это уже означает прямую вовлеченность в конфликт.
Бывший офицер ЦРУ, занимавшийся проблемами Ближнего Востока, Роберт Баер в специальном обзоре для американского журнала Time предупреждает, что любой, вовлеченный в сирийские события, рискует там завязнуть на года. Он полагает предпочтительным поддержание варианта, который позволил бы воюющим сторонам в Сирии "истечь кровью". Баер прямо указывает на возможность повторения в Сирии ливанского сценария гражданской войны 1980-х годов.
Баер опасается и той ситуации, когда поставляемые Западом комплексы попадут в Сирии в руки радикальных исламистов. "После того, как оружие пересечет границу, вы не сможете осуществлять контроль над ним", - сказал он. Бывший сотрудник ЦРУ прогнозирует: "То что вы делаете - это создаете нацию салафитов в том случае, если они победят в войне... Если они свергнут Асада, они не будут благодарны Западу. Их единственной целью станет экспорт джихада в Ливан и Иорданию".
Вместе с тем, решение ЕС об отмене эмбарго, хотя и означает движение в направлении эскалации конфликта, одновременно демонстрирует сдержанное отношение европейцев к своему участию в военной интервенции в Сирии. Решающее значение здесь имеет позиция США. Вот поэтому ответ России на последнее решение Брюсселя был жестким.
В ответ на принятие решения ЕС по эмбарго Россия в тот же день демонстративно подтвердила, что не намерена пересматривать позицию по поставкам систем С-300 в Сирию. Об этом 28 мая заявил заместитель главы российского МИДа Сергей Рябков на пресс-конференции в Москве. По словам Рябкова, поставки систем С-300 в Сирию касаются выполнения давних контрактов. Рябков подчеркнул, что Россия рассматривает поставляемые системы как сдерживающий фактор против возможного вмешательства внешних сил в сирийский конфликт. Комментируя решение Евросоюза не продлевать эмбарго на поставки оружия сирийской "оппозиции", российский дипломат заявил, что данный шаг может нанести ущерб предстоящей международной конференции по Сирии в Женеве. В тот же день министр иностранных дел Сергей Лавров предупредил, что вооружение повстанцев стало бы нарушением международного права. 28 мая Лавров заявил, что именно Запад саботирует усилия для мирного разрешения конфликта. "Целый ряд действий... служит для того, чтобы подорвать идею созыва конференции", - предупредил он. Как раз накануне Лавров в Париже обсуждал с госсекретарем Керри вопросы организации этой самой женевской конференции по Сирии. Разногласия по составу ее участников сохраняются.
Израиль в ответ на российское заявление о поставках комплекса С-300 28 мая устами министра обороны Израиля Моше Яалона выступил с завуалированным воинственным предупреждением, что израильтяне атакуют транспорт, перевозящий российское оружие по территории Сирии. "Если они прибудут в Сирию, не дай Бог, мы будем знать, что делать", - сказал он. Пресс-атташе Белого дома Джей Карни на следующий день объявила, что решение России поставить Сирии зенитный ракетный комплекс С-300 - плохой ход, потому что это "не приблизит нас к политической трансформации, чего Сирия заслуживает" (видимо, так же, как Ливия и Египет). Сами США пока не решили, будут ли они поставлять оружие повстанцам.
Итак, западным официальным лицам не следует ожидать значительного прогресса на возможной во второй половине июня или в июле международной конференции в Женеве по Сирии. Непоколебимая позиция России, продемонстрированная 28 мая 2013 года, не дает никаких побуждений Асаду, чтобы пойти на какие-либо уступки своим противникам в Арабском мире и на Западе. Со своей стороны, мятежники демонстрируют и отсутствие единства, и слабость, когда они согласились отказаться от условия отставки Асада в качестве предварительного условия для начала переговоров в Женеве. Это является дополнительным доводом для отказа официальным Дамаском от требования Запада принять переходное правительство. Последние сообщения об успехах правительственных войск в Сирии подчеркивают решимость Дамаска действовать так, чтобы европейцы не нашли в Сирии тех, кто смог бы европейским оружием воспользоваться. Судьба Сирии должна решиться на поле боя, а не переговоров с теми, кто тайно и явно воюет против нее или пробует ее шантажировать.