Если верить современным источникам типа Википедии, то басмаческое движение окончательно было разгромлено на территории Туркмении к 1931 году, а с началом Великой Отечественной войны вылазки банд с территории Афганистана и Ирана якобы стали блокировать англичане.
Ликвидация советскими войсками бандформирований туркменских племен на территории Ирана в 1945 году.
Отдельно стоит отметить, что до 1941 года басмачей подкармливали как раз будущие союзники, в смысле Британия. И в Иране и в Афганистане было сильно германское влияние, активно работала также японская разведка. Чрезмерные усилия "дипломатов" из страны Восходящего Солнца в части формирования антисоветских групп и движений привели к ряду громких шпионских скандалов, в результате которых в конце концов был объявлен персоной нон-грата (а позже арестован и выслан из страны принудительно) японский посол в Афганистане Китаду.
В отношении Ирана ситуация выглядит все же иначе, ведь северо-западные районы Ирана в 1941 году заняли советские войска и именно они вынуждены были окончательно решать вопрос с остатками басмачей и примкнувшими к ним дезертирами и прочими уголовными элементами.
Последняя из таких масштабных операций датируется аж 1945 годом. Именно необходимость зачистки южных границ была одной из причин сохранения советского военного контингента в Иране вплоть до 1946 года.
Ввод советских войск туркменские племена, проживающие в приграничных районах Ирана приняли в целом спокойно. Более того - перестали платить какие-либо налоги и подати иранским властям, ведь туркменский племенной сепаратизм был давней проблемой Ирана. При этом родо-племенной характер общественных отношений определял поддержку "своих" банд, которые иногда компактно проживали в отдельных селениях или кочевали с семьями от одних родственников к другим. Имела место явная неприязнь между двумя наиболее крупными племенами Туркменской степи -Иомудов и Геокленов и общая агрессия туркменов по отношению к курдам.
Мелкие отряды в 5-7 человек занимались контрабандой, разбоем и, как правило, никаких политических целей не преследовали. Более крупные образования насчитывали порой до 100 человек, представляя из себя по сути живущий бандитским промыслом клан с семьями, кибитками и прочей утварью.
На территорию Ирана бежало большое количество лиц, уклонявшихся от призыва в Красную Армию, а также дезертировавших из ее рядов, часто вместе с семьями.
Определенная часть таких группировок находилась на связи с иранскими спецслужбами и сотрудничала с немецкими агентами.
С 1941 по 1944 в Иран бежали порядка 500 туркменов, уклоняясь от призыва в Красную Армию или дезертируя непосредственно из воинских частей. При этом основная масса подобных эпизодов относится к 1942 году, т.е. к моменту наиболее напряженного положения на фронте.
Местные власти (полиция и жандармерия) каких-либо заметных действий в отношении туркменских бандформирований не предпринимали, будучи заинтересованы в их сохранении по ряду причин - в частности для оправдания ввода иранских войск на данную территорию, поддержания межплеменной розни и сохранения базы для дальнейших враждебных действий в отношении СССР. Так органами "Смерш" установлено, что начальник полиции Мораве-Тепе непосредственно руководил оказанием помощи бандитам оружием, продовольствием и необходимой информацией.
В период 1941-1945 гг подразделения Красной Армии, находящиеся в Иране, в основном обеспечивали охрану путей следования грузов, поставляемыми союзниками, а также важных объектов - мостов, перевалов, железнодорожных станций, аэродромов и т.п. Следует иметь в виду, что многие подразделения, первоначально принявшие участие в совместной советско-британской операции (см соответствующую статью на канале), были отправлены на советско-германский фронт.
Однако, после завершения Великой Отечественной войны встал вопрос о предстоящем выводе войск и необходимости зачистки приграничных областей Ирана от антисоветских бандформирований.
В качестве примера рассмотрим такой документ:
Итоговая сводка о результатах действий оперативной группы по ликвидации бандгрупп и изъятию изменников Родины, действующих и осевших на территории Ирана за период с 19.4 по 8.5.45 года
Описывает период с 19.04.1945 по 08.05.1945 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 09.05.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 947, Опись: 1, Дело: 59, Лист начала документа в деле: 93
Авторы документа: 58 ск, полковник Грицкевич, майор Голубков
Операции по ликвидации бандгрупп проводились силами 230 ГСП, отдельного батальона автоматчиков и разведроты 89 ОСБр.
Он содержит в частности поименный список захваченных бандитов и изменников Родины, из которых большинство (286 человек) туркмены, один казах и (внимание!) один поляк. Бросается в глаза, что хождение туда-сюда через границу для участников банд было видимо не особо трудным делом, несмотря на строгости военного времени. В частности некий Дурдыев Байрам, сбежавший в Иран в 1942 году, через три месяца вернулся на территорию СССР за своими женами, а после перешел обратно в Иран.
Отметим, что среди банд были как идейные враги СССР, преимущественно бывшие басмачи, так и уклонявшиеся от призыва граждане СССР туркменской национальности, для которых грабеж и налеты на другие племена (например на курдов) чем-то предосудительным не казались, а что собственно, традиция такая, менталитет. Нормальный способ обеспечить себя и родных на чужбине.
Формирования идейных врагов СССР, готовых поддержать иранское правительство в борьбе против Красной армии, возглавлялись, как правило, "басмачами со стажем", такими как Дурды Клыч Хан, Артык Мамедов, Бекиев Кель и др. В виду отсутствия соответствующих команд от кураторов в иранских правящих кругах и спецслужбах, данные группы занимались обычным бандитизмом.
Ныне подобная публика в "странах участницах ОДКБ" и прочих евразийских структурах представляется жертвами сталинизма и борцами за национальное возрождение, только наши официальные власти этот скользкий вопрос деликатно не замечают. Что там происходит в Туркмении тоже в принципе понятно, причем давно. Надеюсь до покаяний перед басмачами дело все же не дойдет.