Штурм Донбасса: 10 тыс. российских добровольцев уже сидят на чемоданах
Зеленский ждет отмашки из Вашингтона, чтобы начать наступление на ДНР и ЛНР до 2 мая
Полномасштабное наступление в Донбассе украинская армия может начать до 2 мая с нанесения массированного удара по Горловке и Донецку. Об этом 30 марта в эфире телеканала Украина.ру заявил первый замминистра информации ДНР Даниил Безсонов.
По его словам, есть объективные признаки, что подготовка к такому наступлению в рядах ВСУ ведется. В частности, отметил Безсонов, у ДНР есть данные, что переброска эшелонов с боевой техникой на Донбасс, а также накопление личного состава полностью завершены. И подконтрольные Киеву формирования уже запаслись достаточным количеством топлива и боеприпасов.
Но, как пояснил представитель ДНР, для успешной наступательной операции нужна мобильность и скорость. Значит, земля после весенней распутицы должна подсохнуть, а листвы на деревьях — так называемой, зеленки — должно быть мало, чтобы у наступающей стороны был хороший обзор.
Кроме того, по словам Безсонова, украинские войска начали снимать минные заграждения, что тоже может говорить о том, что они готовят коридоры для атаки на республику.
Еще один фактор, на который он обратил внимание — информационный. Уже почти месяц Украина, задействуя все свои медийные ресурсы, тиражирует различные фейки о том, что Россия якобы готовит какие-то провокации на Донбассе.
После нескольких сравнительно тихих месяцев от начала июльского перемирия, ситуация на донбасском фронте в последнее время серьезно обострилась. ВСУ наращивают интенсивность обстрелов территории народных республик, используя, в том числе, запрещенное Минскими соглашениями крупнокалиберное оружие. В марте по сравнению с февралем обстрелов стало чуть меньше, но в целом обстановка остается достаточно напряженной. И многие эксперты уже начали оценивать вероятность возобновления крупномасштабных военных действий в регионе.
В Киеве же, судя по всему, началось весеннее обострение иного порядка.
На внеочередном заседании 30 марта Верховная Рада официально объявила гражданский конфликт в Донбассе войной между Украиной и Россией, возложив на нашу страну ответственность за «продолжающуюся агрессию». От России потребовали «немедленно прекратить боевые действия», «неуклонно соблюдать режим прекращения огня» и «вывести из Украины свою армию, наёмников, вооружённые формирования, которые она возглавляет, обеспечивает и финансирует».
Собственно, Киев не в первый раз перекладывает ответственность, что называется, с больной головы на здоровую. Но теперь, назвав РФ участником «российско-украинского вооруженного конфликта», он фактически полностью блокировал Минские соглашения, где четко указано, что конфликтующими сторонами являются Украина и ЛДНР.
А это уже совершенно иная трактовка документа, признанного Совбезом ООН. И куда она может завести, нетрудно догадаться, учитывая, что градус милитаризации на Украине постоянно нарастает.
Напомним, что недавно президент Зеленский утвердил новую стратегию военной безопасности государства, в которой Россия признается военным противником.
При этом, пугая себя и собственное население «российским вторжением», украинские политики и военачальники продолжают строить планы по силовому захвату Донбасса. Причем, среди желающих снова развернуть полномасштабные военные действия против собственного народа, не только упоротые нацисты вроде Белецкого и Яроша. Но и такие, вполне себе рукопожатные на Западе деятели, как Порошенко.
Главком ВСУ Руслан Хомчак тоже, судя по всему, не против «маленькой победоносной войны». Во всяком случае, «морально», как он ранее заявил, его солдаты к наступлению в Донбассе готовы.
Телеграм-канал «Джокер ДНР» публикует в этой связи очень интересную информацию. А именно, что в СБУ и Минобороны уже несколько недель рабочий график сотрудников превратился в «круглосуточный». Причем, большая часть подразделений переброшена как раз на донбасскую тему.
Источники «Джокера» также сообщили, что недавно из администрации Байдена в Офис Зеленского «пришло распоряжение готовить ВСУ к наступлению на Донбассе, но ждать отмашку из Белого дома». Одновременно с этим было сказано, что подобные военные операции будут проводиться и в других странах, где есть интересы России, с целью рассеять внимание и снизить вероятность поддержки непризнанных республик.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила известного военкора Юрия Котенка:
— О возможной эскалации конфликта на Донбассе я предупреждал неоднократно. Решение об этом уже принято. И принято — это надо понимать — не Киевом.
Украинской армии поставлена задача — интенсифицировать боевые действия с тем, чтобы попытаться заставить Россию предпринять шаги, в рамках которых она будет воспринята агрессором. После чего поставить ей новые ультиматумы на международной арене со стороны западного блока — США и их союзников.
Вот о чем идет речь.
«СП»: — Можете уточнить, где такие планы разрабатываются?
— Четко прописанные сценарии уже существуют в Объединенном комитете начальников штабов ВС США. То есть, Пентагон имеет конкретные планы боевой операции в Донбассе.
Решения об эскалации, повторюсь, принимаются не в Киеве. Украине обещана всяческая поддержка. Прежде всего, военно-политическая поддержка, но и военная тоже.
Мы уже фиксирует прибытие различных иностранных контингентов (пусть они не такие большие, но, тем не менее) в район проведения так называемой Операции Объединенных Сил («ООС») в Донбассе на ряде направлений. В частности, отдельные подразделения иностранцев замечены на луганском и донецком направлении. Одно из американских спецподразделений прибыло недавно в Краматорск, где расположен штаб «ООС». Также группы иностранных военных видели в районе Авдеевки и Красногоровки.
Что касается заявления замминистра информации ДНР Даниила Безсонова, то, на самом деле, сведения о готовящемся весной наступлении ВСУ поступают из разных источников. Но тут есть ряд нюансов.
«СП»: — Поясните.
— Во-первых,
резервы, боевая техника и вооружения подтягиваются скрытно на Донбасс
и мелкими партиями. Просто многие у нас превратно понимают, что
наступление, это когда огромные массы пехоты идут в атаку
Собственно, это уже происходило. Такие попытки фиксировались в 2016, 2017 гг., а также в начале этого года.
Угрожающее направление, как верно говорит Безсонов, это горловское и донецкое. Тревожная ситуация на южном — мариупольском направлении. Но здесь, едва ли, украинские формирования могут продвинуться и достичь серьезных успехов. Да, силы их, безусловно, превосходят силы корпуса Народной милиции ДНР. Но занимать отдельные опорные пункты и ключевые высоты им будет чрезвычайно проблематично, потому что при попытке продвинуться на позиции НМ и закрепиться там украинские штурмовые подразделения будут подвергнуты удару артиллерии Донбасса. И боязнь потерь (а потери будут, безусловно, потому что наступательная операция без потерь не обходится) заставит украинское командование отказаться от части замыслов — например, продвижения вдоль морского побережья на юге. Хотя отдельные такие попытки могут происходить.
Гораздо более весомыми выглядят их устремления попытаться закрепиться в черте городских агломераций Донбасса.
Украинские силы, как известно, практически «подковой» охватывают Донецк с юго-западного, западного и северо-западного направления. И у них чрезмерно велик соблазн отрезать ряд населенных пунктов от Донецкой народной республики. Речь идет об Александровке, Старомихайловке, поселке шахта «Трудовая».
Здесь они, конечно, могут попытаться двинуться, но, думаю, достичь серьезных успехов вряд ли смогут.
«СП»: — Какое направление для ВСУ стратегически наиболее важное?
— Все то же горловское. Горловка у них как кость в горле. И все время военного конфликта украинским командованием вынашиваются планы — отрезать Горловку от Донецка. Отсюда на этом стыке между Донецком и Горловкой постоянные провокации со стороны ВСУ.
Что касается признаков готовящегося наступления — явных или косвенных. Они, действительно, выражаются в попытках заранее подготовить проходы в минных полях. У украинцев там проблемы, чрезвычайно их волнующие.
Дело в том, что фактически шесть с лишним лет боевого противостояния они хаотично минировали свои узлы обороны и опорные пункты, опасаясь, так сказать, контратакующих действий ополчения и народной милиции. Но при ротации подразделений карты минных полей довольно часто теряются.
Там есть участки фронта, где мины ставились на мины, и разминировать их чрезвычайно трудно.
Например, недавно в Шумах была зафиксирована гибель четырех украинских военных во главе с подполковником. Этот полковник из учебного центра, который занимается разминированием. Остальные — военнослужащие 10-й горно-штурмовой отдельной бригады.
Вот они как раз там ползали — по линии соприкосновения, восстанавливали такие возможные проходы. И попали на свое же сетевое минное поле.
Но, естественно, во всех смертных грехах была обвинена Народная милиция ДНР.
«СП»: — Что касается возможных сроков, на которые указал Безсонов, что думаете?
— Апрель, действительно, подходящее время для такой операции. Но, видимо, ждут, когда весенняя каша на полях подсохнет.
Этого не скрывал и Аваков, который фактически анонсировал наступление, прямо заявив в одном из недавних интервью, что «все начнется, когда подсохнет».
Поэтому, безусловно, мы ожидаем эскалации.
Но, я думаю, что Россия не будет безучастно взирать на то, как Донбасс подвергнется очередному витку геноцида со стороны украинских военных.
У ВСУ очень велик соблазн первого массированного применения тех же турецких «Байрактаров» — их несколько десятков на вооружении Украины. Определенная часть дронов-камикадзе может быть использована.
Естественно, контрудар со стороны сил Донбасса тоже будет, и украинские формирования получат серьезный отпор. И нельзя забывать, что все-таки добровольцы со стороны РФ могут сыграть серьезную роль. В течение нескольких дней около 10 тысяч человек могут прибыть в зону конфликта. Я разговаривал с определенными людьми, действительно, уже многие отряды буквально сидят на чемоданах. Так что, посмотрим.
За эти семь лет Украина уже не раз пыталась эскалировать обстановку. Делались громкие заявления на этот счет. Но определенные контрдействия и предупреждения со стороны России остужали воинственные замыслы украинской стороны
Поэтому я не исключаю, что хотя бы элементарная боязнь потерь все-таки заставит киевских «ястребов» изменить планы.
С другой стороны, Украина находятся в чрезвычайно трудной ситуации — экономика на последнем издыхании, переговоры с МВФ провалены. И фактический диктат со стороны США заставляет украинское руководство совершать порой самоубийственные шаги. В такой момент Зеленский и вся его команда могут оказаться в тупике и послать какие-то армейские формирования в бой.
Другое дело, что желающих умирать там чрезвычайно мало, если не считать отпетых карателей и упоротых русофобов из националистических батальонов. Там, конечно, мотивации больше, но они, на мой взгляд, все-таки не могут оказать решающего влияния на ситуацию в целом.