Заместитель министра обороны России Юрий Борисов в интервью «Военно-промышленному курьеру» рассказал о приоритетах Государственной программы вооружений (ГПВ) на 2018−2025 годы. «Первостепенным является развитие стратегических ядерных сил как главного сдерживающего фактора возможной агрессии против России. Этому направлению мы, безусловно, уделяем особое внимание. Наш ракетно-ядерный щит должен быть надежным, чтобы ни у кого не возникло даже мысли попробовать нас на прочность», — сказал замминистра.
Вторым по важности для укрепления обороноспособности страны Юрий Борисов назвал высокоточное вооружение, номенклатуру которого необходимо расширять. Также особое внимание в ГПВ уделено разведывательно-информационному обеспечению боевых действий. Эта группа вооружений включает в себя космическую группировку, навигацию, беспилотные средства.
«Думаю, что будущий программный период будет характеризоваться внедрением принципиально новых видов и систем оружия. Заделы, полученные на этом направлении ведущими предприятиями ОПК, позволяют рассчитывать на то, что к 2025−2026 годам появятся совершенно новые виды оружия, которые внесут серьезные изменения в стратегию и тактику вооруженной борьбы», — подытожил замминистра задачи, поставленные военным ведомством перед предприятиями ОПК.
Окончательный вид ГПК на следующий период приобретет в ноябре после того, как будет передана президенту страны на корректировку и утверждение.
Так что же принципиально нового получит армия в следующем десятилетии? Точнее — может получить. Исчерпывающего ответа тут быть не может по той причине, что некоторые разработки проводятся в условиях особой секретности.
Чтобы избежать потерь от санкций, многие оружейные контракты будут носить конфиденциальный характер
К такому секретному оружию относится ядерная торпеда «Статус-6». Собственно, это даже не торпеда, а сверхдальний и сверхмощный подводный дрон. Силовая ядерная установка позволяет «Статусу» достигать североамериканского побережья на скорости от 100 до 185 км/ч. При прохождении зоны противолодочной обороны скорость снижается до уровня «бесшумности», чтобы сонары противника не могли обнаружить дрон. Это оружие сдерживания нового типа. Мощность ядерной боеголовки может достигать 100 мегатонн.
В назначении «Статуса-6» прописано: «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».
Разработка «Статуса-6» предполагает гарантированный ответ в случае ракетного нападения на нашу страну. Именно гарантированный, поскольку «дрон судного дня» будет заблаговременно доставлен к побережью противника. После чего будет пребывать в режиме ожидания исполнительной команды.
К новому типу вооружения относится и МБР «Сармат», которая должна заменить в пусковых шахтах «Воеводу», прозванного на Западе «Сатаной». Казалось бы, что особой новизны тут нет. Новая ракета имеет рекордную энерговооруженность (отношение энергии ракеты к ее массе), благодаря чему появилась возможность проводить «орбитальные атаки», то есть наносить удар по противнику по любой траектории, проложенной не только через Северный полюс, но и через Южный. Это, конечно, не такая уж и новизна, такие проекты давно обсуждались в Советском Союзе. Но выигрыш боевых качеств получается значительный даже по сравнению с «Воеводой».
Но вот по-настоящему революционными на «Сармате» будут ядерные боевые блоки, которые до момента принятия на вооружение называются «изделие 4202». На одну ракету устанавливаются три таких блока. Блоки имеют гиперзвуковую скорость, превышающую 10 М. И при этом маневрируют и по курсу, и по тангажу, то есть в двух плоскостях. Ни современные, ни перспективные натовские системы ПРО перехватить их не в состоянии. Таким образом, получается еще один гарантированный ответ. Точнее, мощный сдерживающий фактор, который невозможно игнорировать при строительстве отношений с Россией.
Гиперзвуковой является и противокорабельная крылатая ракета «Циркон». Но это уже не стратегическое, а тактическое высокоточное вооружение. Она должна стать первой в мире управляемой ракетой, скорость которой превышает пять скоростей звука — 5 М. На проходящих испытаниях уже была достигнута скорость в 8 М. Однако конструкторы предполагают еще больше разогнать ракету.
По имеющимся сведениям, ее дальность может лежать в границах от 500 км до 1000 км. Командование британским Королевским флотом трезво оценивает возможности «Циркона», признаваясь, что при достаточном количестве у России этих ракет они спокойно могут потопить весь флот Ее Королевского величества. Включая два новеньких авианосца. В ВМС США 10 авианосцев. Но их средства ПРО, а также средства ПРО кораблей сопровождения окажутся бессильными при встрече с «Цирконом». То есть и у американских адмиралов есть понимание вопроса. Поэтому они начинают делать под гиперзвуковое оружие бюрократический подкоп. В США и Великобритании появились «исследования» вопроса с ошеломляющими выводами: распространение гипероружия способно спровоцировать Третью мировую войну. А посему необходимо это дело регулировать в международных комиссиях и комитетах. И это вполне понятно, поскольку по экспертным оценкам США отстают от России в этой области вооружения на 7 лет.
Что же касается третьего приоритета, разведывательного, то тут говорить о революционном прорыве не приходится. В частности, в сфере космической разведки, ситуация обратная той, которая наблюдается в области гиперскоростного вооружения. И в грядущей семилетке нам предстоит даже не догнать, а сократить отставание от США по части оптико-электронной разведки. Этот «маневр» запланирован в ГПВ на 2018−2025 годы.
У США на различных орбитах находится группировка из 12 таких спутников. У нас — 2. Это спутники «Персона». Однако количественное отставание не столь удручает, как качественное. Спутники были запущены в этом десятилетии. Но это не столь и свежая разработка, по различным причинам, прежде всего экономическим, они дожидались вывода на орбиту более десяти лет. И это был «технологический прорыв», потому что при использовании предыдущего семейства спутников изображение фиксировалось на фотопленке, которая в капсулах спускалась на землю.
Когда совершит первый полет истребитель шестого поколения
«Персона» может работать в единственном волновом диапазоне фиксирования снимаемого с телескопа изображения. Американские спутники работают в режиме получения мультиспектрального изображения. То есть снимают один и тот же участок поверхности земли сразу в 6−8 диапазонах спектра — от инфракрасного до ультрафиолетового. Это позволяет получать уникальные данные: обнаруживать военную технику под кронами деревьев, под кустами, накрытую маскировочными сетями. Можно даже выявлять подземные сооружения и объекты. При этом состояние атмосферы решающей роли не играет.
Самарский ракетно-космический центр «Прогресс» завершает разработку спутника «Раздан», который сможет работать в мультиспектральном режиме. В Министерстве обороны РФ утверждают, что «Раздан» по возможностям на голову выше «Персоны». На нем устанавливается телескоп с оптикой, диаметр которой превышает 2 метра. Также спутник оснащен высокоскоростным каналом передачи данных, что позволит получать данные об инспектируемых территориях в реальном масштабе времени.
Сеть будет состоять из трех спутников. Первый будет запущен в 2019 году, последний, третий, в 2024 году. Догнать США не удастся. Но новая сеть позволит совершить «внутреннюю революцию» в области космической разведки. Потому что нынешнее состояние нельзя признать удовлетворительным. Сейчас в Сирии военным приходится работать не только с двумя спутниками «Прогресс», информационной мощности которых недостаточно, но и подключаться к гражданским спутникам «Ресурс» и «Канопус».