Между Сербией и Хорватией развивается новый дипломатический скандал. Официальный Загреб взбесился из-за выставки, организованной при участии Белграда в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. В экспозиции, приуроченной к Международному дню памяти жертв Холокоста, была, в частности, представлена информация о лагерях смерти, действовавших в марионеточном «Независимом Государстве Хорватия», находившемся под фактическим управлением Германии и Италии. Акты геноцида, направленные против сербов, евреев и цыган в НГХ, совершали хорватские радикалы — усташи. Когда о выставке узнали в Загребе, МИД Хорватии обвинил Сербию в фальсификации истории в пропагандистских целях.
Президент Сербии Александр Вучич не остался в долгу и ответил соседям, что о преступлениях усташей и так знает весь мир. А президент Республики Сербской Милорад Додик и вовсе призвал Хорватию признать геноцид сербов. Ответная реакция Загреба оказалась просто шокирующей. Хорватская правительственная Комиссия по оценке последствий правления недемократических режимов на днях демонстративно заявила о допустимости использования в отдельных случаях лозунга усташей «Za dom spremni!», который широко применялся хорватскими националистами в ходе событий 90-х годов ХХ века. С таким же успехом в современной Германии могли бы разрешить «в отдельных случаях» вывешивать свастики или кричать «Зиг Хайль»…
Дипломатические разбирательства между Загребом и Белградом в очередной раз напомнили о том, что у совершавших чудовищные преступления в ходе Второй мировой войны гитлеровцев было немало подручных в разных странах. И сегодня мы обязаны говорить о них правду — во-первых, чтобы восстановить историческую справедливость, а, во-вторых, чтобы не дать чудовищной идеологии фашизма и нацизма возродиться вновь. И история Хорватии в данном случае — не исключение.
Крайне правые идеи возникли в Хорватии еще в XIX веке. Правда, замешаны они были изначально на австрийском коллаборационизме. Некоторые хорватские политики усердно доказывали официальной Вене, что именно они являются истинными сторонниками австрийской короны, а сербы — враги и предатели. Время от времени это выливалось даже в сербские погромы.
Новый импульс развития хорватский национализм получил в 1918 году, с созданием Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия). Роль сербов в политической жизни страны была ведущей, и это не нравилось некоторым хорватам.
В 1919 году в большую хорватскую политику пришел молодой адвокат Анте Повелич. Вплоть до конца 1920-х годов, он, несмотря на депутатские мандаты в парламентах разного уровня, скорее мог считаться политическим маргиналом — партии, к которым он принадлежал, были далеки от победы на выборах.
В 1928 году Повелич создал хорватскую националистическую организацию и бежал за границу, где занялся поиском союзников для развала Югославии (его благосклонно встретили болгарские и венгерские политики). В 1932 году он создал главный усташевский (повстанческий) штаб, стала издавать газету «Усташа» («Повстанцы») и перебрался в Италию. Маленькую радикальную организацию в глазах потенциальных союзников он пытался представить массовой народной партией. Параллельно, группа усташей создала ячейку в Германии.
Власти Италии и Венгрии, усмотревшие в усташах инструмент по дестабилизации Югославии, стали помогать «повстанцам». Те, в свою очередь развернули против Югославии террористическую войну, убив в 1934 году в Марселе даже короля Александра. Усташи тем самым здорово подвели своих союзников. Организацию взяли в «ежовые рукавицы», а в 1937 — 1941 годах по мере улучшения отношений югославской монархии со странами Оси, усташей и вовсе «заморозили» (восстановление движения пришлось на 1940 год).
Когда в марте 1941 года югославские власти попытались присоединиться к Тройственному пакту, в стране произошел государственный переворот. Власть перешла к группе офицеров и антифашистски настроенных политиков. А гитлеровцы приняли решение ввести в Югославию свои войска. Хорваты массово дезертировали из югославской армии, чем дезорганизовали ее и обрекли на поражение.
10 апреля один из связанных с нацистами лидеров усташей Славко Кватерник зачитал по радио прокламацию о создании Независимого Государства Хорватия и объявил его главой Анте Повелича. Для самого Повелича и его окружения это стало сюрпризом.
16 апреля Повелич прибыл в Загреб и начал формировать марионеточное государство, одну часть которого де-факто контролировали немцы, а другую — итальянцы. Югославия в целом была поделена между Хорватией, Германией, Италией, Венгрией и Болгарией. Примерно треть населения так называемого Независимого Государства Хорватия составляли сербы (1,8 — 1,9 миллиона человек).
Усташи в это время стали сильно напоминать НСДАП, а их боевые отряды — СС. Да и сама программа усташей сильно напоминала нацистскую. Уже в апреле 41-го в НГХ были введены дискриминационные законы — об «арийскости» хорватов и о прочих расовых вопросах, о введении комиссаров на сербских предприятиях, о запрещении кириллицы, о принуждении сербов носить специальную повязку с буквой «П» — православный. Но это было только начало.
В мае — июне усташи запретили деятельность Православной церкви и начали закрывать сербские учебные заведения. Евреев в это время в Хорватии решили уничтожить, а сербов — на треть уничтожить, на треть — изгнать и на треть заставить служить себе.
Уже с апреля 1941 года в НГХ начались массовые убийства сербов по этническому признаку. В Гудовце, Корице, Любишке — убили несколько тысяч человек.
В июне 41-го немцы перебросили свои войска из Хорватии на Восточный фронт. Хорватов предоставили самих себе. И те начали наводить свой «порядок». Всего за 6 недель ими было убито около 180 тысяч сербов.
С апреля 1941-го в Хорватии начала создаваться сеть концентрационных лагерей, которые были узаконены к концу года под названием «Лагеря интернирования и работ». Всего лагерей было 22. Самым страшным из них считался Ясеновац.
Сербов, евреев и цыган в лагерях либо убивали, либо оставляли в антисанитарных условиях умирать от тифа.
Ряд лагерей был предназначен преимущественно для женщин и детей. В одном из них (в районе Стара-Градишка) было уничтожено 75 тысяч человек.
В Ясеноваце усташи убили за годы войны сотни тысяч человек. Во время приезда очередной международной комиссии, администрация лагеря, набрала около 400 детей и сделала для них что-то вроде показательной школы. После отъезда комиссии детей всех убили…
В лагерях проводились даже «соревнования» по скорости убийства сербов и евреев. Победителем в них стал Петар Брзица, лично убивший за сутки около 1300 человек, и получивший за это часы, серебряный сервиз, поросенка и выпивку… Кстати, после войны Петар смог сбежать на Запад. Югославия и Израиль так и не добились от США, где он якобы поселился, его выдачи. Есть свидетельства, что Брзица в итоге дожил более чем до 90 лет.
Для убийства людей усташи разработали специальные устройства. В частности — «серборез» — кожаную перчатку с привязанным к ней острым клинком и особый молот с зазубринами, которым людям разбивали головы. Также хорватские наци практиковали сжигание живых людей в печах и закапывание их живьем в землю. Узников также разрезали живыми на части, выкалывали им глаза, отрезали половые органы, развешивали людей на крюках, насиловали. Детей ради эксперимента убивали при помощи отравляющих веществ.
Для чего главная хай-тековская компания Пентагона расширяет сотрудничество с «незалежной»
В убийствах и пытках принимали личное участие представители католической церкви в Хорватии.
Общее количество жертв организованного усташами геноцида оценивается в различных источниках от 700 тысяч до свыше миллиона человек. Около 300 тысяч сербов бежали из страны. Порядка 240 тысяч были насильно обращены в католичество. Причем, даже тех, кто принял католицизм, зачастую все равно убивали, объясняя, что спасают их душу.
Из хорватских коллаборационистов набрали несколько отрядов немецкой и итальянской армии, СС. Они воевали с советскими войсками в УССР и под Сталинградом, где их подразделения были уничтожены.
В 1945 году усташи массово сдавались в плен «западным» союзникам. Рядовой состав коллаборационистов частично передали в Югославию, где их примерно наказали. Но вот руководство усташей Запад «пригрел». Даже глава коллаборационистского режима и организатор геноцида Анте Павелич спокойно бежал в Австрию, а оттуда — в Италию, Аргентину и Испанию. Работал советником при аргентинских властях…
Хорватские власти делают многое для того, чтобы уничтожить память о зверствах усташей. Мемориальный комплекс в Ясеноваце был закрыт с начала 90-х и до 2006 года, возродившись в итоге только благодаря усилиям активистов.
Министр культуры Хорватии Златко Хасанбегович публично отрицал Холокост.
И вот теперь — история с выставкой в ООН и официальным использованием лозунгов усташей. Хорваты не собираются каяться за преступления, совершенные их идейными и кровными предками. И некоторые другие восточноевропейские страны берут с них дурной пример…