В отличии от других геноцидов, о которых мало кто знает, об этом событии в современной России знают сейчас очень хорошо. Открытое истребление русских в Чечне началось с захвата власти в Джохаром Дудаевым. Об этом известно в том числе из интервью с братом разогнанного дудаевскими бандитами председателя Верховного совета Чечено-Ингушетии, членом Совета федерации Ахмаром Завгаевым, опубликованным в газете «Комерсанть» . Привожу отрывок из интервью.
Как проходил штурм здания и кто им руководил?
— Их имена давно известны. Это Джохар Дудаев и Яраги Мамадаев (впоследствии премьер чеченского правительства). Штурм начался в 16-17 часов вечера, минут через 15-20 после того, как московские эмиссары — среди них был и нынешний депутат Госдумы, тогда член Верховного совета РСФСР Асламбек Аслаханов — покинули здание. Вооруженные автоматами, прутьями, шилами дудаевцы ворвались в зал и начали избивать депутатов. Десятки были ранены, погиб мэр Грозного Юрий Куценко. Его выбросили из окна третьего этажа.
— Почему именно он был убит?
— Я думаю, Куценко был пробным шаром. Они хотели проверить, как отреагирует руководство России на смерть человека, одновременно бывшего мэром Грозного и первым секретарем горкома КПСС. Никакой реакции не последовало. После этого и начался геноцид русскоязычных. Ведь русские — нефтяники, химики, специалисты приборостроения — составляли примерно треть населения республики.
Из сообщения видно, что чеченские националисты старались уничтожать тогда в первую очередь высокопоставленных русских, дабы обезглавить руководство. Это подтверждает советский и российский сотрудник органов государственной безопасности, генерал-майор Зайцев Геннадий Николаевич. Кстати, это именно под его началом находились сводные отряды спецназа из бойцов «Альфы», «Вымпела» и «Витязя», которые сражались с азербайджанскими националистами в Баку в 1990 году. В издании «Спецназ России» он так описывал события в Чечне:
Именно Джохар Дудаев, на тот момент председатель Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), одним из первых поздравил Ельцина с избранием президентом России в 1991 году. Чечено-Ингушетия обеспечила ему поддержку 80 % голосов, что позволило сепаратистам беспрепятственно вести разрушительную работу по разгону республиканского Верховного Совета как «последнего оплота ГКЧП». И он же, Дудаев, в октябре 1993 го снова поздравил Ельцина — на этот раз с победой над оппозицией и удачно нанесённым танковым ударом по Дому Советов.
Одна из первых жертв так называемой «дудаевской революции» — русский майор республиканского УКГБ Виктор Толстенёв. В ноябре 1991 го его забили до смерти, а затем продемонстрировали растерзанное тело по телевидению, издевательски пояснив: покойный, дескать, при попытке провокации сам перерезал себе горло. Будем помнить это имя!
За годы противостояния на Северном Кавказе «Альфа» не досчиталась четырнадцати своих сотрудников — в Будённовске, Первомайском, в Чечне и Северной Осетии. Эти невосполнимые потери есть производная того, что происходило в начале 1990 х. Вот почему я считаю для себя необходимым уделить тем событиям особое внимание, поскольку без понимания их причин невозможно разобраться в настоящем.
Для захвата и убийства, чеченские фашисты использовали ранее добытое оружие с военных складов России. Это подтверждает бывший министр обороны России Павел Грачёв в своем интервью газете «Труд»:
В Грозном уже начались погромы, провокации, нападения на наших солдат, офицеров, убийства родных и близких военнослужащих. Даже детей убивали. Производился и, правда, еще неорганизованный захват оружия.
В результате подобных действий в регионе сложилась весьма опасная обстановка. Ее очень точно описал тот же Геннадий Зайцев в интервью изданию «Русский Спецназ»:
Для меня, как командира «Альфы», тот период прочно ассоциируется с чередой захватов пассажирских автобусов. И всякий раз террористы стремились укрыться на территории Ичкерии. Напомню, что никакой войны тогда ещё не было.
И это действительно было так. Чечня превратилась в криминальный центр, где деньги зарабатывались продажей наркотиков, работорговлей и грабежом, параллельно уничтожая русское население. Такую оценку по крайней мере дал заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Аркадий Еделев газете «Российская Газета»:
Оперативный штаб в Чеченской Республике уверенно направлял усилия правоохранительных органов, органов власти, духовенства и общественности по ликвидации НВФ, в которых в 1995 - 1999 годах состояли тысячи боевиков. Они превратили Чеченскую Республику в настоящую черную дыру терроризма, работорговли, геноцида нечеченского населения, сбыта похищенного из российских регионов автотранспорта и иных материальных ценностей, изготовления наркотиков и фальшивых денег, в которой находили убежище преступники со всей России.
Однако геноцидом русского населения занимались отнюдь не только Дудаев, его родня и подконтрольные им боевики. Обычные граждане, в большинстве своем выходцы из горных районов Чечни, никогда не питавшие добрых чувств к русскому населению, с радостью начали крошить русских на право и на лево. Из газеты «Русский Спецназ»:
В этот период в Ичкерии осуществляется настоящий геноцид русскоязычного населения — многочисленные убийства, изнасилования, разграбление домов и квартир, угон автотранспорта. Вот характерное народное творчество того времени: «Не покупайте квартиры у Маши, они всё равно будут наши!». Или такое: «Русские, не уезжайте, нам нужны рабы!». «Если бы страна знала о тех зверствах, которые происходили в Чечне в те годы в отношении нечеченского населения, она бы содрогнулась», — напишет много позднее бывшая жительница Грозного. Также из республики изгоняются все нелояльные режиму Дудаева чеченцы. Нужно ли говорить, что режим Ельцина бросил всех беженцев на произвол судьбы.
Весьма знакомые лозунги, не так ли? Впрочем, Чечня отличалась и своими уникальными слоганами:
«Русские — в Рязань, ингуши — в Назрань!»
«Русские — в Рязань, ингуши — в Назрань, армяне — в Ереван!»
Кстати лозунг «Русские, не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки» был в 90-е годы выложен белым камнем на въезде в Грозный. Однако речами тогда все не ограничилось. Многочисленные случаи притеснения русских обычными гражданами Чечни описываются в книге «Чечня. Белая Книга». Вот один из примеров:
Мы, семья подполковника Енина, были вынуждены уехать из Грозного, оставив квартиру и нажитое добро. В последнее время ну невозможно стало жить там и только. Нас, троих преподавателей, в апреле выгнали (уволили) с работы, при этом изъяли личные дела ( Енину С.М. — биолог, Енину Р. В. — математик, Енина М. И. — физик). Выгнали среди учебного года, оставив без отпуска, без талонов и компенсаций. Затем начали травить детей. В школу, где учится большинство русских детей, бросили бутылки со ртутью. Девочки боялись выходить на улицу, т.к. молодчики коренной национальности все время преследовали их с целью выкрасть.
Невыносимая обстановка в транспорте, магазинах за хлебом.
Без оскорблений и провокаций невозможно даже купить буханку хлеба. Когда идешь домой — пинки в спину и ножом прорезали пальто. Наконец, мне удалось устроится в детский сад воспитателем на работу, но оклад мне дали всего 105 руб. (несмотря на высшее образование), компенсации и пособие на детей не собирались платить. Тогда как работники коренной национальности получали высокие оклады.
Перед выборами дудаевская банда молодчиков пыталась ворваться к нам в квартиру ночью. При этом просовывали кинжалы, кричали: "Если завтра не уберетесь в свою Россию вырежем вас и весь городок”. Лишь чудом что-то помешало ворваться в квартиру. Крик, шум и заверения, что мы уедем. Нам пришлось так же, как и тысячам русских, покинуть наш дом. Теперь мы без крова, без работы, без пособий и помощи, которую дают малоимущим.
Сюда мы приехали потому, что муж прослужил в войсках ПВО Московского округа большую часть службы — подполковник запаса. Имели квартиру. Дочь училась здесь. Здесь живет наш племянник, окончивший военную академию. Просим Вас помочь нам приобрести прописку, крышу над головой, т. к. без этого невозможно существовать, работать и учиться детям.
Увы, далеко не всем русским посчастливилось стать рабами. Вот что об этом писала газета «Труд»:
Вот только крохотная часть предоставленного им перечня издевательств и мук, пережитых русским населением Чечни за годы дудаевско-масхадовского режима.
- Нестеровы, Вера и Михаил, расстреляны в октябре 1996 года в своем доме в Грозном, в районе железнодорожного вокзала.
- Михаил Сидор - пенсионер, казак Грозненского округа Терского казачьего войска, расстрелян с семьей (жена и двое сыновей) в своем доме в Грозном 6 августа 1996 года.
- Александр Хапряников зарезан в сентябре 1996 года. Проживал в Грозном по улице Рабочей, 67.
- Александр Гладилин, казак, житель станицы Мекенская Наурского района, работал главой местной администрации. В апреле 1997 года был схвачен боевиками (точнее сказать, бандитами) из так называемой «Национальной службы безопасности ЧРИ», брошен в застенок, где подвергался пыткам и издевательствам. Освобожден лично Масхадовым за 10 тонн муки.
Из письма жителей станицы Ассиновской : "В станице до 1995 года нас, русских, проживало 8400 человек, сейчас осталось 250. С августа 96-го убито 26 семей русских, захвачено 52 наших домовладения".
Похожее было описано в книге «Правда и блаженство», сделанной специально по заказу «Росинформцентра»:
…с приходом к власти Дудаева мы из хозяев района превратились в жителей резервации. За эти три года выгнаны все русские руководители хозяйств. Колхозы и совхозы разворованы. Уничтожаются лесополосы, разворованы телеграфные столбы. Населённые пункты переименованы без нашего согласия.
Нас лишили выходного дня в воскресенье, а сделали выходным днем пятницу. У нас не было официального обмена денег, нам не дали ваучеры. Преподавание в школе ведётся на чеченском языке, а сами школы (оборудование) расхищено. Мы не получаем заработную плату, старики пенсии. Мы постоянно слышим предложения и угрозы убираться в Россию…
Только за последний год в двух населённых пунктах Наурского района ст. Наурской и ст. Калиновской:
Забит до смерти Просвиров.
Расстрелян за рабочим столом замдиректора Калиновского СПТУ Беляков В.
Ранен и ослеп директор этого училища Плотников В.
Зарезан и сожжен начальник нефтекачки Бычков А.
Зарезаны супруги — муж и жена Будниковы.
Зарезана бабушка 72 лет Подкуйко А.
Зарезаны и выпущены кишки у рабочих совхоза «Терский» Шипицына и Чаплыгина.
Похищен председатель колхоза Ерик Б. А. (за которого требуют выкуп 50 млн руб.).
Зарезаны отец и дочка Джалиловы.
Забит до смерти старик Аляпкин (в полиции).
Убиты Абозин В. и бабушка Потрохалина.
Похищена и убита секретарь СПТУ Потихонина
и многие, многие другие…