Подвиг трех чекистов на фронте
На фото в кавычках «каратель и особист» Лужецкий получает Золотую Звезду Героя Советского Союза. Расскажем про его подвиг.
Мы уже привыкли, что сотрудник НКВД в современном кино - непременно редкий негодяй. Трусливый, подлый, сильно пьющий. Артисту Мадянову такие роли особенно удаются.
А если еще окажется в роли офицера особого отдела – пиши пропало, будет бить, сажать, а то и растреливать всех непричастных. Исключительно по скверному характеру.
Да и в современном буржуазном государстве, например, внутренние войска имеют вполне конкретные задачи. Все эти американские и прочие национальные гвардии и разные эскадроны смерти.
Нет, не Родину от врага защищать. Жестоко подавлять бунты угнетённого населения и тюрьмы стеречь. В царские времена нормальная армия таким тоже брезговала. Поэтому массовые карательные экспедиции проводили то казаки, то личная лейбгвардия императора.
И вот капитан внутренних войск и звание Героя Советского Союза. Причём в первых рядах Героев, это 1940 год. Как такое возможно? Ну не за избитых же зэков в лагерях Золотые Звёзды Калинин раздавал?
Итак, конец 1939 года, наши держат финнов (а заодно и половину наших капиталистических европейских «партнёров») на Карельском перешейке. Бои идут отчаянные.
Старший лейтенант НКВД Андрей Лужецкий проходил службу в Тбилиси. Добровольцем вызвался на фронт во главе пулемётной роты.
В январе 1940 года наш пятый полк оказался в окружении у финнов. Рота Лужецкого засела на одном из хуторов, прикрывавших единственную в округе дорогу.
Этот безымянный хутор продержался против финнов почти полтора месяца! Огнём артиллерии строения были уничтожены почти начисто. Сам командир роты несколько раз ранен осколками. Но финнские пособники фашистов так и не прошли.
В той же роте взводом командовал лейтенант Иван Кобзун. Выдвинулся в разведку и напоролся на крупный отряд финнов. Точно так же засели в овраге и три дня сдерживали атаки противника. Кобзун был ранен, но поста не оставил, сам ложился за пулемёт и вёл огонь.
Рота соседей держалась на хуторе Хиллико. Рядовому НКВД Гавриилу Кузякину взрывом мины раскроило лицо. Три дня шёл непрерывный бой.
Раненый Кузякин вёл огонь сразу из двух пулемётов, переползая от одного к другому. Второй расчёт к этому моменту уже погиб. К концу третьего дня не осталось в живых и ни одного офицера. Рядовой Кузякин принял командование ротой на себя.
Всего хутор удалось продержать почти две недели. Мороз под сорок, из еды остались только сухари да талая вода.
Когда стали кончаться боеприпасы Кузякин собрал оставшихся бойцов и повёл на прорыв окружения. К своим пробились только тридцать четыре бойца. Ранений не было только у одного!
Напоминаю, это не армия, это - внутренние войска, сотрудники НКВД, милиционеры, конвойные, охрана вокзалов и прочее. В том числе те самые упыри из особых отделов.
Совсем недавно разбирал снятый к дню Победы на государевы деньги фильм «Топор». Там особист при попытке комдива отправить его командовать ротой в окопы просто рассмеялся. Да плевать, что фашисты на прорыв лезут. Плевать, я подчиняюсь НКВД, а ты, комдив, мне не указ. Буду в тёплой землянке доносы разбирать!
Так это кино, а вот судьбы настоящих чекистов. Людей из кремня и стали. Настоящих героев, сражающихся за Родину.
Весной 1940 года все трое героев: Лужецкий, Кобзун и Кузякин заслуженно получили Ордена Ленина и звания Героев Советского Союза.
Кстати, Иван Кобзун стал тем самым особистом. Только, в отличие от персонажей Мадянова, он доблестно сражался локоть о локоть с нашими бойцами против фашистов. Погиб в бою в 1942 году. Не в тёплой землянке, перебрав спирта, на фронте, в бою.
Тот самый старший лейтенант Лужецкий тоже оказался в Великую Отечественную не в уютном кабинете, а на фронте. Командовал полком, потом бригадой. Выбивал фашистов из Крыма, бился в Керчи и Феодосии.
Рядовой Кузякин после финнской выучился в училище НКВД. И опять не лагеря охранять, а на фронт. Командовал батальоном, был заместителем командира полка. Прошёл всю войну. В 1997 году в родном Старом Осколе ему установили памятник.
Такие вот три Героя Советского Союза. Чекисты из внутренних войск. Боевые офицеры и ветераны. Похоже это на киношный образ негодяя-чекиста на фронте? Вот то-то и оно.
Воу-воу! Какие внутренние войска? Какие конвойные, охрана вокзалов и прочее?? Какие-такие еще добровольцы в Финскую войну? Как можно добровольцем вызваться на фронт (на какой фронт?), да еще и во главе пулемётной роты? А чего не полка или дивизии?
Лужецкий Андрей Гаврилович - с 1934 года служил в пограничных войсках. Он пограничник! Окончил погран.школу в 1936 (сейчас это Московский пограничный институт ФСБ РФ), в 1939 курсы при Высшей пограничной школе. Командир пулеметной роты 5-го полка войск НКВД .
Для оказания помощи Красной армии, в соответствии с приказами НКВД от 12 декабря 1939 г., из личного состава Ленинградского и Карельского пограничных округов были сформировано семь стрелковых полков НКВД (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) численностью 1500 человек каждый. Для восполнения возможных потерь сформировали 8-й (запасной) пограничный полк. Кроме того, для дополнительного прикрытия государственной границы, приказом НКВД в районы боевых действий, были переброшены 12 отдельных пограничных батальонов общей численностью 8645 человек, сформированных в пограничных округах Белорусской ССР и Украинской ССР.
Конкретно 5-й полк погранвойск, в котором проходил службу капитан Лужецкий, сформирован из Сестрорецкого пограничного отряда. Сестрорецк - этого город такой, сейчас кажется это район Санкт-Петербурга.
5-й полк, в котором служили все упомянутые Герои Советского Союза, был сформирован на базе 73 пограничного отряда (в/ч 2146) в селе Реболы и назывался он 5-й пограничный полк войск НКВД, и к внутренним войскам никакого отношения не имел.
В течение шести лет, пока я служил в Ребольском отряде, я видел фотографии этих людей у здания штаба отряда.