«Кубань погрузилась в пучину резонансных убийств и покушений. Власти и силовики не справляются»
Громкое преступление в Псебае пополнило список резонансных убийств, произошедших на территории Кубани. Почему громкие преступления в регионе стали обыденностью, а правоохранители не в силах удержать рост преступности? И что необходимо сделать для нормализации ситуации? На эти вопросы решил ответить обозреватель «ФедералПресс» Дмитрий Мирошников.
«В Краснодарском крае произошло потенциально резонансное преступление. В Лабинском районе было совершено покушение на главу КФХ Наталью Сидорову, заявившую о коррупционных преступлениях районного прокурора. В предпринимателя стреляли картечью из ружья и только случайность спасла ей жизнь. Примечательно, что покушение произошло за несколько дней до отставки главы Лабинского района, который руководил вверенной ему территорией 17 лет. Покушение на Наталью Сидорову может стать резонансным, если об этом массово напишут федеральные СМИ. Или оно не станет таковым, если центральные медиа его не заметят.
Журналисты Краснодарского края, где в последнее время происходят много неоднозначных преступлений, а власти традиционно не хотят раздувать проблемы, порой просто пропускают отдельные эксцессы за пределами крупных городов, в лучшем случае отписывая их в виде коротких новостей. Так, было и с жутким убийством в Псебае, где пара парней (включающая одного несовершеннолетнего) жестко изнасиловала, а потом чудовищным образом убила мать пятерых детей.
Этот инцидент стал резонансным только после того, сюжет как из соцсетей и немногочисленных кубанских публикаций он попал в центральные СМИ, а жители провели сход и потребовали арестовать второго убийцу. Только тогда кубанские журналисты стали активно писать об это инциденте. А губернатор так до сих пор не прокомментировал данное событие. Убийство в Псебае кажется какой-то аномалией из-за своей запредельной жестокости (изуродованный до неузнаваемости труп, намотанная на ногу кишка убитой). Но она складывается в ряд других громких убийств и покушений, произошедших на Кубани за последнее время.
Перестрелка в армавирском кафе (где погибли полковник Росгвардии Ломакин и местный авторитетный бизнесмен Саарян), расстрел в станице Ладожской, совершенное местным депутатом убийство в Анапе его крестного, покушение на геленджикского депутата (являющегося сыном погибшего авторитета) – все это лишь видимые части айсберга, ставшие достоянием СМИ.
Сюда же можно отнести нападение на семью покойного вице-губернатора региона Ахеджака, которое хоть и прошило в соседней Адыгее (в граничащем с Краснодаром районе), но всколыхнуло всю Кубань. К списку резонансных преступлений, хоть и не связанных с убийством или покушением на него, относятся случившиеся в декабре 2017-го похищение краснодарки на парковке гипермаркета «О’кей» в ЮМР (позже отпущенной) и избиение эколога Андрея Рудомахи. Кстати, в том же самом Юбилейном микрорайоне в 2016-м произошло покушение на грузинского миллиардера Миндия Гулуа.
В то же время как в регионе происходит много других поражающих своими деталями преступлений, на которых просто не обращают внимание. Так, только в связи с расследованием в Псебае в поле зрения СМИ попала история случившегося пять лет назад убийства Дмитрия Моисенко (которое так до сих пор и не раскрыто) и убийство в соседнем поселке Мостовском в прошлом году 10-летнего мальчика двумя малолетними подростками (12 и 13 лет), расследование которого сейчас было прекращено, если основываться на слова матери погибшего.
Можно констатировать: Кубань погрузилась в пучину резонансных убийств и покушений, а власти и силовики не справляются. И это непросто громкие слова, сказанные автором в пылу написания текста. Ведь чтобы расследовать псебайское убийство, сюда приехали московские следователи, а глава администрации Псебая сложил с себя полномочия.
А буквально недавно Краснодарский край посетил другой десант силовиков. Для наведения порядка в строительной сфере региона по инициативе замгенпрокурора РФ Андрея Кикотя сюда была направлена сводная группа из следователей, прокурорских работников и сотрудников ФСБ, которые, совместно с кубанскими силовиками, осуществили целый ряд резонансных арестов застройщиков и чиновников, подозревающихся в крупном мошенничестве. Кстати, именно качество работы силовиков и судей Кубани подверглось серьезной критике во время проведения в Краснодаре выездного заседания СПЧ при президенте России.
Нельзя сказать, что представители кубанских силовых ведомств не работают. После резонансной резни в Кущевке в Краснодарском крае прошло практически полное обновление глав силовых ведомств. Руководители региональных управлений МВД, СК, ФСБ пришли сюда с мандатом наводить порядок, расчищая Кубань от паутины коррупции, клановой системы и бизнеса полулегальных и полукриминальных групп. Но возросшее число резонансных преступлений в регионе говорит о том, что работа в этом направлении стала подвергаться серьезным сбоям. К тому же погрязли в коррупции и некоторые статусные силовики (как, например, заместитель начальника УВД Краснодара Вячеслав Яшин и начальник службы экономической безопасности (СЭБ) управления ФСБ по Краснодарскому краю Денис Мельников).
Видимо, проанализировав данную ситуацию, руководство страны решило устроить на Кубани серьёзные кадровые перестановки. Пока чистке подверглась только краевая полиция, где своих постов лишились многие статусные руководители. А по слухам, якобы уже подобрана замена самому руководители ГУ МВД края Владимиру Виневскому, на смену которому сообщениям СМИ якобы должен прийти нынешний Начальник ГУ МВД по Челябинской области Андрей Сергеев. Кроме того, слухи говорят, что своих постов в течение нескольких месяцев якобы могут лишиться и другие главы силовых ведомств Кубани (что будет по времени привязано к окончанию чемпионата мира по футболу и крупным перестановкам в администрации края).
Впрочем, вопрос не только в персоналиях, но и в системной борьбе с условиями, порождающими жуткие преступления на Кубани. Пока власть не начнет системно бороться с кумовством, клановостью и вседозволенностью людей с деньгами на местах, регион и дальше будут сотрясать громкие убийства, где одни берут оружие из-за презрения к закону, а вторые – решая устроить самосуд. Ротация силовиков региону, безусловно, нужна, но одной ей дело не решишь. От перестановки руководителей ведомств в десятитысячном поселки Псебае количество полицейских не увеличится (сейчас их там лишь несколько человек). Да и проблема с ростом популярности субкультур вряд ли будет решена одними запретительными мерами и гневными возмущениями. Тем более, когда фестивалю песен в стиле шансон «Эх, разгуляй!» покровительствует сама министр кубанской культуры Виктория Лапина. Возможно, для наведения порядка в крае неплохо было бы заняться расставлением приоритетов для самих чиновников…»