Сирия ждет российских военных
07.09.2015 - 5:00Вашингтон всерьез обеспокоен возможным усилением российского военного присутствия в Сирии и участием военнослужащих РФ в боях на стороне Башара Асада.
В минувшую субботу в этой связи госсекретарь США Джон Керри звонил министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову.
Ранее в западных СМИ появилось множество статей (в том числе и с
фотографиями), которые якобы подтверждают присутствие российских военных
и новейших вооружений в Сирии и их участие в боевых действиях.
Накануне, правда, президент России Владимир Путин данные утверждения
опроверг. Как сообщила пресс-служба Госдепартамента США, глава
дипломатического ведомства США заявил Сергею Лаврову, что если сведения о
«неминуемом наращивании российского военного присутствия там (в Сирии. —
„НГ”) являются точными, то подобного рода действия могут привести к
дальнейшей эскалации конфликта». Что ответил коллеге глава МИД РФ,
неизвестно. Но российские информагентства сообщают, что Лавров и Керри
условились продолжить дискуссию по Сирии в Нью-Йорке, то есть на полях
70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая пройдет 15–22 сентября.
На этой юбилейной сессии ожидается выступление Владимира Путина. Ранее
Лавров заявлял, что на мероприятии Россия планирует озвучить свой план
урегулирования ситуации в Сирии. В частности, будет предложено
рассмотреть инициативу по созданию коалиции против «Исламского
государства» (ИГ) в Совете Безопасности ООН, чтобы «придать ей полную
легитимность и обеспечить ее поддержку международным сообществом». Эту
инициативу поддержали уже многие государства, заявил в минувшую пятницу
Владимир Путин.
При этом в беседе с представителями СМИ он подчеркнул, что говорить о возможности участия России в военных операциях против ИГ преждевременно. «Мы рассматриваем разные возможности, но пока то, о чем вы сказали (участие в военных операциях. — „НГ”), еще у нас на повестке дня не стоит», — сказал глава государства, отвечая на вопрос журналистов. «Будем вести консультации и с нашими сирийскими друзьями, и со странами региона», — отметил российский лидер.
Между тем в минувшую пятницу газета New York Times, сославшись на неназванных американских чиновников, написала, что на сирийской военно-воздушной базе были замечены российский передовой военный отряд и переносная авиадиспетчерская станция.
Ранее израильские СМИ со ссылками на источники в суннитских группировках, воюющих с режимом Асада, сообщали, что в Сирию прибывают российские военные летчики, а также новейшие самолеты Су-34 и Су-27 и разведывательные беспилотники «Пчела-1Т». Российский МИД на прошлой неделе данную информацию опроверг. Хотя при этом ничего не было сказано по поводу информации турецких СМИ, которые писали о том, что за последние две недели через Босфор проследовали как минимум три российских больших десантных корабля («Николай Фильченков», «Королев» и «Новочеркасск») и учебный корабль «Смольный» «с вооружениями, закрытыми камуфляжной сеткой».
Британская Times рассказала на днях о видеозаписи, на которой якобы российские военнослужащие ведут боевые действия на стороне правительственных войск на новейших бронетранспортерах БТР-82А. При этом предлагалась расшифровка аудиозаписи якобы запеленгованных переговоров.
Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев считает, что усиление российского военного советнического аппарата в Сирии вполне закономерно. «Эти люди, конечно, обучают своих коллег на русском языке. И большинство сирийских военных, особенно офицеры, его хорошо знают, так как многие из них учились в наших военных вузах.
Поэтому вполне закономерно, что в радиоэфире в Сирии может звучать русская речь», — отмечает он. Генерал не считает, что россияне ведут в Сирии боевые действия. Эксперт при этом ссылается на слова Владимира Путина, заявившего в пятницу, что «мы и так оказываем Сирии достаточно серьезную поддержку и техникой, и подготовкой военнослужащих, вооружением».
Впрочем, участие российских военных в борьбе против ИГ в будущем, видимо, не исключено. Во-первых, согласно информации лояльной режиму Асада сирийской газете «Аль-Ватан», Россия планирует построить в Сирии новую военную базу в Джаблехе, расположенном на побережье Средиземного моря, и Дамаск дал на это добро. Джаблех располагается в 25 км к югу от Латакии — наиболее крупного порта Сирии и столицы сирийской провинции, преимущественно населенной мусульманами-алавитами, поддерживающими Башара Асада.
В отличие от порта Тартус, где расположен пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ, это более удобное место для безопасной концентрации войск и сил флота и создания большого запаса материально-технических ресурсов и вооружений. Во-вторых, о возможности создания коалиции с участием России намекнул и Владимир Путин во Владивостоке.
Говоря о том, что «мы действительно хотим создать некую международную коалицию по борьбе с терроризмом и экстремизмом», он отметил, что «по линии военных ведомств мы поддерживаем контакты, и совсем недавно в Москву съезжались руководители генеральных штабов стран, близлежащих к этим конфликтам (имеются в виду конфликты в Сирии и Ираке. — «НГ»)». В-третьих, в СМИ муссируется информация о том, что основными участниками новой коалиции по борьбе с ИГ будут Россия, Иран и Китай, которые поддерживают режим Асада.
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, побывавший недавно в Москве, отметил, что кроме экономических отношений сотрудничество в борьбе с терроризмом и экстремизмом является приоритетным направлением взаимодействия Ирана и России. А Китай и Россия в мае провели совместные военные маневры в Средиземном море недалеко от берегов Сирии.
Таким образом, озабоченность США военной активностью России в Ближневосточном регионе понятна. Пентагон уже намеревался бомбить войска Асада, однако возможное присутствие в боевых порядках сирийской армии российских военных такой сценарий исключает. Не поддерживает здесь американцев и Израиль, который уверен, что для него режим Асада менее опасен, чем ИГ.
В Армии обороны Израиля, в которой служат и бывшие граждане СССР и РФ, видимо, уверены, что в отличие от американской созданная Россией военная коалиция для борьбы с исламскими экстремистами будет более действенной.
«ИГИЛ» — деятельность этой организации на территории Российской Федерации официально запрещена.