8 ноября 2014, 08:45 | |||
Насильно мил не будешь: Москва хоронит украинскую оборонку |
|||
|
|||
До конца года Россия предоставит программу полного импортозамещения от поставок продукции оборонно-промышленного комплекса Украины, необходимой для производства российского вооружения и техники. Сергей Шойгу выразил надежду, что в этом правительству помогут научно-исследовательские организации Минобороны.
Разрыв военно-технического сотрудничества Москвы и Киева стал реакцией новых киевских властей на события на юго-востоке Украины. Обвинив Россию в агрессии, президент Петр Порошенко потребовал полностью свернуть какое либо военно-техническое сотрудничество с «оккупантами», переориентировать работу украинской оборонки на удовлетворение потребностей собственной армии, а также развивать сотрудничество с НАТО.
«Украина хоронит собственный военно-промышленный комплекс, - не без сожаления подвел итог словам Порошенко вице-премьер России, отвечающий за ВПК, Дмитрий Рогозин. - Оборонно-промышленному комплексу Украины наступает полный конец, и радоваться здесь нечему, - подвел Рогозин черту под сказанным Порошенко. – В личном плане я крайне переживаю из-за разрыва кооперации с Украиной. У меня там много родни, у меня жена с Украины. Это не чужая страна, как и для многих из нас».
Экономика военного времени
Правительство также потребовало немедленного ремонта и модернизации военной техники без дополнительных согласований и разрешений. В связи с этим глава компании «Укроборонпром» Роман Романов в интервью изданию Jane's Defence Weekly посетовал, что из-за свалившихся проблем предприятия компании погрязли в ремонте и не могут заниматься развитием вооружений и военной техники. Это одна из причин, почему на украинских предприятиях введена трехсменная система работы, а ранее уволенных специалистов в приказном порядке мобилизовали обратно на работу.
«Рано или поздно война закончится, - говорит глава Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) Руслан Пухов, - но украинские оборонная промышленность и машиностроение к этому времени умрут. В нынешних экономических условиях Порошенко не сможет выполнить свое обещание дать более трех миллиардов долларов на перевооружение украинской армии и обновление военной техники в 2015-2017 годах. Их неоткуда взять. Внутренний заказ не заменит внешний – российский».
Братские связи
В 2010 году, по данным министерства промышленной политики Украины, в интересах обороны в стране работало всего 143 предприятия. В 2011 году Украина выпала из десятки основных глобальных поставщиков вооружений, заняв 12-е место. Впрочем, по оценке главы Минпромторга Дениса Мантурова, озвученной в апреле 2014 года, общий портфель российских гражданских и военных заказов, размещенных на украинских предприятиях, составлял около 15 млрд долларов, или 8,2% ВВП Украины. Российско-украинский оборонный товаропоток насчитывал 7-8 тысяч наименований, а к сотрудничеству были привлечены 1330 предприятий.
До последнего времени Россия получала с Украины большое количество комплектующих практически для всех видов вооружений и военной техники. Например, КБ «Южмаш» занималось сопровождением двух основных для обороноспособности России стратегических ракетных комплексов: тяжелой баллистической ракеты Р-36М2 (SS-18) «Воевода», больше известной по своему натовскому названию «Сатана», и УР-100Н (SS-19). Первых у нас на вооружении 52, вторых – 40 штук. На этих машинах стоит более половины ядерных боезарядов сухопутной группировки стратегических ядерных сил сдерживания.
Также «Южмаш» сотрудничает с Россией в области космических запусков ракет-носителей «Днепр» и «Зенит». Зависят от авторского надзора украинских специалистов и системы наведения и управления российских ракет УР-100Н и РТ-2ПМ «Тополь», разработанные в советское время на харьковском предприятии «Хартрон» (бывшее НПО «Электроприбор») и киевском «Арсенале».
Украинская корпорация «Мотор Сич» поставляет вертолетные, авиационные и ракетные двигатели. Согласно подписанному в 2011 году контракту с холдингом «Вертолеты России», до 2016 года украинцы должны поставлять 250-270 двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500 ежегодно на сумму 1,5 млрд. долларов. Они предназначены для боевых и транспортных вертолетов Ми-26, Ка-31, Ка-32, Ка-52, Ми-8 разных модификаций, Ми-24, Ми-28Н, Ми-35. Двигатели украинского производства устанавливаются на российские самолеты-амфибии Бе-200 и учебно-боевые Як-130, а также на тяжелые транспортные Ан-124 «Руслан». Помимо этого, «Мотор Сич» поставляет турбореактивные двигатели Р-95-300 для стратегических крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ, авиационных тактических ракет Х-59М, Х-35 и корабельных 3М10 и 3М24.
Украинские предприятия поставляют гидравлические системы и тормозные парашюты для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35, а также комплектующие для истребителя-бомбардировщика Су-34. Оборудование николаевского предприятия «Зоря-Машпроект» – редукторы и газотурбинные установки - идут для новейших российских фрегатов проекта 22350. Черкасский «Фотоприбор», киевский «Арсенал» и львовская «Лорта» – основные поставщики систем наведения для танков, самолетов и зенитных ракетных комплексов. «Фотоприбор» также участвует в проекте по созданию российских противотанковых комплексов «Хризантема», поставляет аппаратуру управления для вертолетов Ми-24.
Насильно мил не будешь
«Разрыв отношений с Киевом в области военно-технического сотрудничества - это гарантированная смерть украинского ВПК и полная деиндустриализация страны, - заявил телеканалу ЗВЕЗДА глава Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) Руслан Пухов. - Заявления, что, дескать, завтра украинская продукция найдет покупателей на других рынках, не более чем иллюзия. За 23 года независимости не нашла. Что такого уникального производит украинский ВПК, что могло бы заинтересовать Запад?».
Киев осуществляет военно-техническое сотрудничество с 45 странами, однако по понятным причинам доля российского рынка для украинского экспорта составляет до 60%. Практически все без исключения оставшиеся предприятия украинской оборонки работают только благодаря российским контрактам. Более 70% поставщиков систем и комплектующих для украинских оборонных предприятий находятся в России. Без участия россиян Украина производит лишь танки Т-80, «Оплот» и «Ятаган», а также ряд старых бронетранспортеров.
По мнению бывшего начальника Вооружений Минобороны России Анатолия Ситнова, «заинтересовать могли бы технологии», но все, что можно было взять с украинских предприятий, желающие уже взяли. Так, европейская компания Airbus Military приступает к серийному производству военно-транспортного самолета Airbus A400M. Этот четырехмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолет - фактически копия так и не состоявшегося российско-украинского транспортника Ан-70.
Машина изначально проектировалась с расчетом, что она будет поставляться не только ВВС Украины и России, но и странам НАТО. Для этого Североатлантический альянс представил КБ Антонова необходимые сведения о весе, размере западной военной техники и вооружений. Но покупать машину Брюссель не стал, а вместо этого европейский авиаконцерн сделал свой вариант по нашим лекалам.
Точно так же поступили итальянцы, выйдя из совместного с Россией СП по созданию учебно-тренировочного самолета Як-130АМ. В результате его итальянский близнец М-346 Master поставляется в Израиль и Сингапур. А российский Як-130 еще ни разу не был продан на экспорт в том числе из-за опасений, что Украина может прекратить поставки двигателя АИ-222-25.
«В 90-х годах мы уже проходили историю с созданием совместных предприятий с западными фирмами, - рассказывает профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. - Оптимизм быстро сменился разочарованием. Вместо совместной работы над реальными проектами все выливалось в получение каких-то технологий и прекращение после этого сотрудничества. Либо в то, что иностранные фирмы пытались делать из наших просто дистрибьюторов для продвижения продукции на рынки третьих стран».
Сложности расставания
В России не строят иллюзий по поводу развода со
старым партнером. Оптимизм Дмитрия Рогозина - игра «на публику».
Вице-премьер прекрасно знает, каких усилий и денег будет стоить
расставание. По мнению Руслана Пухова, разрыв отношений с Украиной
приведет «к просадке» программы вооружений минимум на 5-6 лет.
Примером этого может быть идущая не один год работа по созданию производственных мощностей по выпуску вертолетных двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500 для наших вертолетов. Их производство организовано на базе петербургского ОАО «Климов». В советские времена «Климов» был КБ, а «МоторСич» - серийным заводом. Холдинг «Вертолеты России» отчитался о поставке ВВС первой партии полностью российских вертолетов Ми-8АМТШ-В. Машины оснащены двигателями ВК-2500-03 с улучшенными характеристиками, что позволяет заметно повысить надежность и безопасность боевого применения и в целом летно-технические характеристики вертолета. Кроме того, увеличен ресурс российских двигателей, что благоприятно скажется на стоимости эксплуатации вертолетов. Кроме того, на вертолетах была замена вспомогательная силовая установка АИ-9В украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП «Аэросила». ТА-14 имеет более высокую мощность энергоустановки, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска.
Сегодня стоит задача наладить в Санкт-Петербурге производство не менее чем 450 двигателей в год. Пока «Климов» выпускал не более 100 моторов - и то с использованием украинских комплектующих. Сложная ситуация с фрегатами дальней морской зоны проекта 22350. Они предназначены для перевооружения Черноморского флота. Для головного корабля Украина поставила силовую установку. Остальные шесть придется оснащать отечественными двигателями.
«В любом случае, процесс импортозамещения рано или поздно надо было начинать, - уверен Вадим Козюлин. - То, что производилось на украинских предприятиях для нашей техники, было далеко не новое, современное оборудование. Начав инвестировать в собственное производство, мы не только получим аналоги, но и что важно, будем стимулировать развитие собственной науки и промышленности. И это - самая главная цель правительственной программы».
Фото: paul-itk. |
08.11.2014 · Аналитические обзоры