Центр общественных связей ФСБ России сообщил, что за последние дни спецслужбы нейтрализовали сеть бандгрупп в разных регионах страны — Дагестане, Ставрополье и Татарстане. Они, по оперативной информации, занимались вербовкой и планировали крупные теракты на майские праздники и, возможно в день инаугурации президента.
Готовили взрывы и покушения
Самая крупная бандгруппа были ликвидирована в Дербенте, где прошли три спецоперации. 21 апреля бойцы спецназа ФСБ с бронетехникой блокировали частный дом на улице Сиреневой (микрорайон «Аэропорт»), где боевики жили и изготавливали самодельные бомбы. Террористам предложили сдаться, но они отказались и начали отстреливаться — ответным огнем их убили.
В тот же день спецназовцы на улице Сулеймана Стальского в центре Дербента блокировали автомобиль, в котором находились трое предполагаемых террористов. В ходе перестрелки они также были убиты. В скоротечном бою был легко ранен один боец спецназа ФСБ.
24 апреля силовики обнаружили оружейный схрон в лесу около Дербента — в «летнике» скрывались еще двое террористов, которые также отказались сдаваться и были убиты. Национальный антитеррористический комитет (НАК) сообщил, что дербентские террористы готовили серию терактов на майские праздники, в том числе покушения на сотрудников правоохранительных органов.
Деньги из российской экономики через иностранные офшоры выводят даже губернаторы
Предполагаемый боевик был убит 21 апреля на Ставрополье: по официальной информации, он также готовил теракты в здании краевого правительства и краевого управления ФСБ. Причем террористы из Дагестана и Ставропольского края, по официальной информации, были сторонниками «Исламского государства"* и присягнули на верность его лидеру Абу Бакру аль-Багдади (видеозапись «присяги», которую зачитывает по бумажке подозреваемый в подготовке теракта ставрополец была распространена ФСБ).
А вот в Казани, Омске и Ульяновске 24 апреля спецслужбы пресекла деятельность представителей не «Исламского государства», а другой организации — «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» **, которая также в России с 2003 года признана террористической и запрещена.
По официальным данным, 14 боевиков удалось задержать: как отчиталась ФСБ, они занимались вербовкой мусульман из Татарстана, Ульяновской и Омской областей для участия в боевых действиях на Ближнем Востоке и в Вазиристане (на афгано-пакистанской границе). Про то, что задержанные могли готовить теракты, ФСБ не сообщило.
Англо-саксонский мир закрыл глаза
При обысках у них были обнаружена запрещенная литература и отчеты по вербовочной работе. В отношении задержанных возбуждены уголовные дела по по ч. 1 и ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации и участие в ней»).
Задержанные отрицали свою причастность к террористической деятельности, их адвокаты ходатайствовали отправить мужчин под домашний арест. Однако Вахитовский районный суд Казани удовлетворил ходатайства следователя и отправил всех задержанных под стражу в СИЗО на два месяца — до 20 июня.
Заместитель директора ФСБ Сергей Смирнов заявил, что наибольшую опасность для России среди всех террористических организаций представляет именно исламистская партия «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Хотя эта организация публично не брала на себя ответственность ни за один теракт, она запрещена во многих странах — помимо России это также Германия, Китай и большинство исламских государств (за исключением Ливана, Йемена и ОАЭ). Запрещена «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и в постсоветских исламских государствах — Азербайджане и странах Центральной Азии. А вот англо-саксонский мир смотрит на деятельность исламистской партии более миролюбиво: она ведет разрешенную деятельность в Великобритании, Австралии и США, и еще в ряде европейских стран.
Резкий всплеск активности силовиков произошел в преддверии инаугурации президента, которая намечена на седьмое мая. Директор ФСБ Александр Бортников сообщил, что только в первом квартале 2018 года спецслужбы ликвидировали в России 12 бандитских ячеек и предотвратили шесть терактов: было задержано 189 предполагаемых боевиков, еще 15 человек оказали сопротивление и были убиты.
Эксперт: Telegram тут не при чем
Связаны ли аресты террористов по всей России с подготовкой к предстоящей инаугурации президента и Чемпионата мира по футболу? Этот вопрос «Свободная пресса» обсудила с ведущим экспертом Института национальной стратегии, главным редактором научного журнала «Мусульманский мир» Раисом Сулеймановым.
— Я полагаю, связывать их не следует. И до этого случая имелись примеры, когда почти одновременно в разных регионах страны выявляли группы исламистов.
Это связано с внутренним устройством «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», которая представляет собой иерархичную структуру, где ячейки («халакаты») на местах подчиняются вышестоящему руководителю организации в регионе, а тот в свою очередь — кому-то на межрегиональном или общегосударственном уровне.
Часто бывает так, что в одном городе могут быть несколько «халакатов» «хизбов», члены которых не знают о существовании друг друга. Это сделано специально для конспирации, чтобы в случае ареста кого-то из членов он на допросе мог рассказать только о членах своего «халаката», но не о всех «хизбов» в городе.
«СП»: — Но почему так широка география арестов?
— В данном случае, скорее всего, спецслужбы взяли лидеров или нескольких лидеров регионального или межрегионального уровней, от того так и широка география арестов. Здесь надо просто иметь в виду, что исламский радикализм находит для себя благодатную почву среди мусульман, как местных, так неофитов и мигрантов.
Есть и еще один момент: «хизбы» часто не скрывают своего членства в организации, на прямой вопрос об отношении к организации «хизб» обязан подтвердить свою принадлежность.
К тому же «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» в России признана террористической организацией, от чего принадлежность к ней автоматически гарантирует человеку судимость. В этом отношении тем же ваххабитам, скажем так, легче: их идеология не считается запрещенной в России.
«СП»: — ФСБ не зря подчеркнула, что боевики из разных регионов для общения использовали Telegram. Он в России формально запрещен, Роскомнадзор пытается его заблокировать, но безуспешно.
— Я не исключаю, что исламисты реально могли общаться через этот мессенджер. Но то, что именно на нем акцентируют внимание в пресс-службе ФСБ, говорит о том, что для спецслужб крайне важно подчеркнуть правоту судебной блокировки Telegram.
Впрочем, до этого террористы могли общаться через другие соцсети и мессенджеры, и не всегда удавалось их вовремя остановить. Кроме того, даже если исламисты общались с помощью Telegram, над которой российские спецслужбы не имеют возможности контроля, то ведь без этого ФСБ все же удалось задержать их. Значит, каким-то иным способом все-таки выявили «хизбов»!
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.
* * «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), решением Верховного суда РФ