В ночь на 1 августа в Луганске в результате подрыва был поврежден памятник защитникам республики «Они отстояли Родину».
«Пострадавших среди гражданского населения и военнослужащих нет. Ведутся следственные действия», — отметили в народной милиции ЛНР. Как позже было объявлено в заявлении главы республики Игоря Плотницкого, подрыв памятника является терактом.
Отметим, что памятник уже не в первый раз становится объектом террористов. Кто стоит за серией подрывов в ЛНР — еще предстоит выяснить следственным органам. Однако опасения вызывает тот факт, что терроризм уже вышел за границы республик.
Ранее стало известно, что Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил 61-летнего гражданина Украины Алексея Сизоновича к 12 годам колонии строго режима и штрафу в 250 тыс рублей за подготовку терактов в Ростовской области.
Сизонович рассказал, что собирал данные по заданию украинских властей. На кадрах оперативной видеосъёмки, обнародованной ФСБ, он признался, что сначала на нём лежала задача добывать информацию о передвижениях военной техники и местах её дислокации в Луганской области, затем он получил от куратора «указание по разведке станции Лихая» в Ростовской области России. Сизонович также раскрыл тайник, в котором оперативники нашли компоненты самодельного взрывного устройства. Осуждённый признал, что организовал схрон по заданию Службы безопасности Украины с целью совершения теракта на железной дороге.
Представитель США на Украине выступил за выполнение «Минска-2» в российской версии
Известно также, что Сизонович причастен к терактам на территории ЛНР. На видеозаписях в мобильном телефоне террориста, обнародованных МГБ республики, были найдены ролики, как Сизонович собирает взрывные устройства, а потом снимает издалека последствия взрыва на железнодорожной станции Краснодон.
«В ходе
следственно-оперативных мероприятий выявлено, что гражданин Украины
причастен к подготовке и совершению целого ряда террористических актов
на объектах гражданской инфраструктуры, в частности, к осуществлению
взрывов объектов транспортного сообщения, — рассказала журналистам
во вторник, 1 августа, руководитель пресс-службы министерства
госбезопасности ЛНР Евгения Любенко.
«МГБ ЛНР
располагает неопровержимыми доказательствами того, что все операции
разрабатывались и исполнялись Сизоновичем по приказам и заданиям
Главного управления разведки МО Украины. Пройдя обучение минно-взрывному
делу, он также обеспечивал самодельными взрывными устройствами
диверсионно-разведывательные группы, действовавшие в республике
по заданиям спецслужб Украины».
«Самодельные взрывные устройства, изготовленные Сизоновичем, использовались не только диверсионно-разведывательными группами, но и членами неонацистских группировок радикальной направленности. По результатам расследования установлено, что взрывное устройство, применённое членами одной из грауппировок для подрыва памятного знака „Звезда Победы", также было изготовлено Сизоновичем», — сообщила Любенко.
Политолог, экс-замминистра информации ЛНР Юрий Першиков считает действия Сизоновича и сегодняшний взрыв в Луганске звеньями одной цепи.
— Не думаю, что это совпадение — приговор в России и сегодняшний ночной взрыв. Это демарш. Сизонович стал своего рода гуру для местного бандподполья — он готовил СВУ, он же отправлял схемы молодежи, одурманенной укропропагандой. Для части футбольных ультрас, принявших сторону фашизма — он был своего рода флагом.
«СП»: — А насколько много в ДНР и ЛНР может найтись таких Сизоновичей? Можно ли ожидать волны террора?
— Сегодня мы видим слияние криминала и фашиствующих группировок — и все это происходит под контролем и управлением органов украинской армейской разведки. Детям говорят, что статьи за эти шалости небольшие — суд примет во внимание их возраст. Но это война символов, которую навязывают сегодня молодым людям.
Сизоновичей достаточно большое количество — он профессиональный подрывник, работал на шахтах. Украина сегодня специально создает на предприятиях, где введено внешнее управление, условия для социального и экономического кризиса. Эти люди имеют доступ к взрывчатке. Но все равно — я бы не сказал, что это явление носит массовый характер. Все же большинство поддерживает народные республики. А тут должен быть беспринципный тип — вроде Сизоновича, который заигрался в Рэмбо. И должна быть вербовка: пароли, явки и умение работать и опекать молодежь, для которых терроризм —это игра, своего рода романтика. Футбольное фанбратство тоже используется.
Страшно другое — что эти Сизоновичи уже не знают границ в прямом смысле. Границ российских. Зона влияния и действия — это уже приграничные территории Воронежской и Ростовской областей. Я бы обратил внимания на следующую тенденцию. Украина экономит на профессиональных военных. И для террористической войны использует весь неликвид, который можно собрать: фашиствующая молодежь и отсидевшие взрывотехники.
«СП»: — А можно ли опасаться нашествия таких Сизоновичей в Россию? Могут ли они добраться до Москвы и других крупных городов?
— Опасаться всегда нужно. Особенно на приграничных территориях. Добраться они могут, но уже в Москве и других городах их должны обеспечить всем необходимым для производства СВУ. А попадет ли тротил в их руки — это вопрос к спецслужбам. Суд над пенсионером показывает, насколько циничен режим Порошенко. Сегодня привлекают детей и пенсионеров. От терроризма никто не застрахован, потому надежда на бдительное население и на контакт со спецслужбами. Терроризм — это явление международное. Так что можно говорить, что вместе с исламистской угрозой появилась угроза украинская…
«СП»: — Насколько адекватен приговор? Будут ли из Сизоновича лепить новую «жертву путинского режима», как из Сенцова? Может, стоило его обменять? Киев станет его защищать?
— Приговор адекватен. Это приговор за намерения в России. Вряд ли он уже выйдет из тюрьмы. Для общества он теперь неопасен — это главное. Что касается Киева, то для него Сизоновичи — лишь расходный материал.
— Приговор действительно вполне адекватен, за подобные деяния можно и пожизненное схлопотать, — уверен политолог Иван Лизан.
— А Сизонович непременно станет новым Сенцовым и пополнит ряды неких «заложников», которых, как считает Запад, удерживает Россия и, тем самым, не исполняет пункты минского меморандума.
«СП»: — Это уже не первый случай. В мае этого года были арестованы двое, готовившие теракт в Ростовской области. До этого был собственно Сенцов. Можно ли говорить о том, что Киев принял новую тактику борьбы с Москвой?
— Полагаю, Киев принял эту тактику ещё в 2014 году, и она вполне соответствует тому, что Киев делает и в республиках, просто там об этом больше говорят, тогда как в России, наверняка, часть подобных дел остались без внимания прессы и публики чисто из политических мотивов. Уверен, что если бы — не дай Бог, конечно — гражданская война разгорелась на Западной Украине и в неё втянули бы Беларусь, то и в Минске пришлось бы отлавливать персонажей подобных Сизоновичу. Тем более, что попытки информационного давления на белорусских журналистов со стороны украинской власти были. А теракты для украинских «патриотов» являются привычным делом.
«СП»: — Вызовет ли эта информация резонанс? Все же человек готовил теракт по заданию спецслужбы соседней страны. Стоит ли пытаться привлечь внимание мировой общественности к этому случаю?
— Дело непременно попытаются раскрутить — подобное всегда было подарком украинской пропаганды, которой приходится придумывать рассказы о том, как ФСБ берёт в рабство украинских рабочих и принуждает их торговать наркотиками, иллюстрируя это движением маршруток по Киеву. Аналогично и с Беларусью — её всячески обвиняют в том, что она подыгрывает России по украинскому вопросу, хотя единственное, чего желает Минск — это мира на Украине и непрерывного роста товарооборота.
«СП»: — Есть ли у таких как Сизонович поддержка в России? Может ли СБУ завербовать россиян для этих же целей?
— Завербовать вполне можно — принципиально российское общество ничем не отличается от украинского и там более чем достаточно неонацистов и либералов, сочувствующих украинскому национализму и даже готовых убивать ради него, что и делали некоторые россияне, вступившие в ВСУ и иные батальоны.
«СП»: — Сизонович пока планировал теракт в Ростовской области. Можно ли опасаться появления украинских террористов в Москве, Петербурге и других крупных городах?
— Опасаться можно, однако не стоит нагнетать истерию по этому поводу. 99,9% украинцев в России — нормальные и адекватные люди, которые просто хотят кормить свои семьи, а не взрывать и убивать. А для остальных есть компетентные органы, которые, как показывает практика, штаны не протирают.
— В 2015 и 2016 годах я тесно общался с представителями военного руководства ДНР среднего звена и постоянно слышал от них информацию о низком уровне квалификации республиканской МГБ, — вспоминает политолог Эдуард Попов.
— Но самое странное и страшное — республиканская контрразведка была засорена агентурой и действующими сотрудниками СБУ. Вплоть до того, что выпускников Академии СБУ — уроженцев Донецкой и Луганской областей отправляли служить… по месту рождения, то есть, в ДНР и ЛНР. Сказанное относится ко всем госучреждениям республик, особенно к тем, кто располагает доступом к критически важной информации и деньгам. Только Народная милиция, выполняющая функции министерства обороны, свободна от украинской агентуры. Я рассказывал об этом ранее, но, как видно, проблема по-прежнему актуальна. Надеюсь, этот вопиющий случай станет серьезным основанием для серьезных выводов в МГБ обоих республик. Имело ли место в том, что Сизоновича допустили в Россию после целой серии совершенных им терактов, низкая профессиональная квалификация сотрудников или злой умысел — пусть разбирается следствие.
«СП»: — Это единичный случай или можно говорить о новой практике украинских спецслужб?
— Несколько месяцев назад мы уже разбирали аналогичный случай — сорванные теракты в Ростовской области. Это не единичный случай. Вспомним, наконец, события в Крыму в конце августа прошлого года, когда была предотвращена попытка прорыва на полуостров целой группы украинских диверсантов из ГУР МО Украины. Это система. На мой взгляд, главный вывод, который следует сделать из этого инцидента — Украина готовит террористическую войну на территории России. То есть она не просто нарушает Минские соглашения, но ведет войну против суверенного государства. Россия пока не отреагировала на террористические действия Украины, надеясь, что её руководство одумается. Но сегодняшний случай показал, что надежды на это иллюзорны. Значит, нужно давить на Украину сначала по дипломатическим каналам. И, возможно, задействовать и более радикальные средства. Но проблема в том, что Украина намеренно провоцирует Россию на силовые действия — я об этом говорил ещё в прошлом году по поводу крымских событий. Издыхающей Украине как воздух необходима война, точнее, вторжение российских войск на её территорию, пусть и под благовидным предлогом. Необходимо исходить из учета этого фактора при ответе на её вопиющее хамство.
Пять направлений, по которым госбезопасность России получила серьезный ущерб
«СП»: — Насколько много в ДНР и ЛНР может найтись таких Сизоновичей?
— Некоторое количество подобных людей имеется. Как ни странно, в республиках, которые ежедневно подвергаются обстрелам, имеется некоторое количество людей, сочувствующих Украине. Но большинство просто может польститься за деньги.
«СП»: — Адекватен ли приговор? Не будут ли из Сизоновича лепить очередную Савченко или Сенцова?
— Думаю, приговор вполне адекватен. Едва ли за Сизоновича вступится кто-то из известных людей, как Сокуров вступился за Сенцова. Он простой работяга, а не представитель кинематографической и богемной тусовки. Считаю, что террорист должен сидеть. И своими показаниями предоставить материал для обвинений в подготовке Украиной террористической войны против России. Надеюсь, это станет началом нового этапа дипломатической войны против террористической Украины