По словам постоянного представителя Украины при НАТО Вадима Пристайко, на днях в Черное море зайдет нидерландский боевой корабль. И, скорее всего, не один, поскольку этот «летучий голландец» является флагманом многонациональной 2-й постоянной военно-морской группы (SNMG-2) Североатлантического альянса, базирующейся в Неаполе.
Отряд SNMG-2 у причала в Констанце уже ожидает американский крупный десантный корабль-док USS Fort McHenry с примерно 500 морскими пехотинцами на борту, прошедший Босфором из Средиземного моря 6 января. На 10 января намечены его совместные учения с румынским фрегатом Regele Ferdinand. Район предстоящих маневров очерчен предельно неопределенно — «международные воды Черного моря».
К бабке не ходи — на деле район (с учетом опыта прошлых лет) окажется где-то между украинской Одессой и российским Крымом. Поэтому совместный выход из Констанцы Fort McHenry и Regele Ferdinand на кромке территориальных вод Румынии сторожит боевой корабль нашего Черноморского флота «Пытливый», которому поручено осуществлять непосредственное слежение. Главным образом, естественно, за незваным «американцем». Вплоть до того дня, пока тот не ляжет на обратный курс и не скроется в Босфоре. Такая практика у наших моряков заведена еще со времен СССР: к любой боевой единице ВМС США, вошедшей из Средиземного в Черное море, тут же «приклеивается» наш корабль сопровождения.
Едва эти новости стали достояние гласности, как по обе стороны российско-украинской границы с первых дней начавшегося года посыпались взаимоисключающие комментарии. Как обычно, резко возликовавший Киев видит в натовских визитерах очередное свидетельство, что Запад никогда не оставит его один на один со свирепым «русским медведем». А Москва с деланным равнодушием пожимает плечами: «Если вам в Брюсселе делать нечего, хочется хотя бы издали поглазеть в бинокли на Крым, — сделайте милость. Но помните: если что — без всяких вариантов в три минуты утопим «Бастионами», «Балами», «Калибрами» и «Кинжалами!».
При этом все понимают, что в обозримой перспективе никакой пальбы не будет, а вся эта игра в «догонялки» в Черном море ровно никакого военного значения пока не имеет. Так, взаимная игра на нервах и демонстрация политической решимости, не более.
Складывается впечатление, что в Североатлантическом альянсе давно полагают происходящее скучнейшей рутиной и даже не считают нужным каждый раз творчески перерабатывать легенду очередных маневров в этих водах. Просто достают с полки прошлогодние казенные бумаги, пишут боевые распоряжения командирам 2-й постоянной военно-морской группы и 6-го флота ВМС США. И — вперед, дразнить Россию!
Чтобы убедиться в этом, достаточно вернуться хотя бы на год назад. В 2018-м SNMG-2 точно так же навещала Черное море, только с 24 января по 17 февраля. Тогда в составе отряда были британский эскадренный миноносец УРО «Дункан» (D 37), турецкий фрегат «Газиантеп» (F 490), румынские минный заградитель «Лейтенант Лупу Динеску». С воздуха их поддерживала пара истребителей МиГ-21 «Лансер» ВВС Румынии.
Чуть позже к SNMG-2 присоединились американские эсминцы УРО «Росс» (DDG-71) и «Карни» (DDG-64) с ракетами «Томагавк» на борту.
Похоже? Ах да, теперь в очередных учениях в Черном море участвует морская пехота США? Так и год назад она на самом деле тоже навещала Румынию. Только на борту другого десантного корабля-дока 6-го флота — «Оук-Хилл» (LSD-51), зашедшего в акваторию Черного моря 7 марта. Даже численность контингента была той же, что и сегодня — полтысячи морпехов из состава 26-го экспедиционного батальона.
Впрочем, все это лишь фрагменты общей картины военно-морской активности стран НАТО возле Крыма, резко возросшей после 2014 года. Так, в тот год корабли нечерноморских стран НАТО отсутствовали в Черном море лишь 68 дней. В 2015, видимо, надорвались. Их представители тогда трепали нам нервы «лишь» 51% календарного времени. Что, на самом деле, тоже весьма внушительно.
И далее: немалые 80 суток в 2017-м и 120 суток (ровно треть года!) в 2018 году. Пару дней назад командующий 6-м оперативным флотом ВМС США вице-адмирал Лайза Франчетти совершенно справедливо назвала эти экспедиции союзников в Черное море «рутинными». Которые, однако, призваны продемонстрировать «присущую гибкость и возможности сил 6-го флота США».
Но если немалые усилия альянса давно не производят совершенно никакого политического впечатления на Москву — тогда зачем весьма рациональные Брюссель и Вашингтон тратят на подобные экспедиции внушительные деньжищи?
Заокеанская CNN, например, отвечает на это туманно: «Вашингтон желает расширить рамки дозволенного, приучая Россию к повышению активности американских кораблей в Черном море. В итоге, русские чувствуют, что им все больше и больше угрожают».
Но за последние годы США только и делают, что беспрерывно «приучают» нас все к новым и новым угрозам. Поэтому их почти прописавшиеся у берегов Крыма корабли мало что добавляют к общей стратегической картине. Однако, на мой взгляд, все становится понятней, если на происходящее взглянуть немного пошире. Не только на морскую гладь, но и на прилегающие сушу.