Украинские спецслужбы планировали теракт на Крымском мосту перед проездом кортежа президента России Владимира Путина. Об этом в эфире телеканала «Россия-1» заявил депутат Госдумы Константин Затулин.
«Вы знаете, сколько в прошлом году было осуждено за подготовку терактов в Крыму? 79 человек. За один год. Если вы думаете, что это просто граждане, которые недовольны „оккупацией" России — это в данном случае люди, которые находятся на связи с вашими спецслужбами, пытаются через Перекоп провести взрывчатку. Была даже попытка помешать проезду президента РФ, устроив теракт на Крымском мосту за неделю до того, как он там проехал. Это я говорю впервые в открытом эфире», — сказал парламентарий, обращаясь к гостям в студии с Украины во время передачи «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым».
И эмоционально добавил: «И этим занимаются спецслужбы вашей страны! Есть у вас президент спросить у них, что они делают?»
Но ответа не получил…
Напомним, 23 декабря прошлого года Владимир Путин официально запустил железнодорожное движение по Крымскому мосту. При этом лично проехал на поезде в кабине машиниста, после чего дал команду к отправлению первого пассажирского состава в Крым с Московского вокзала Санкт-Петербурга.
Автомобильная часть моста была открыта 15 мая 2018-го. Тогда президент проехал по нему за рулем «КамАЗа» во главе каравана со строительной техникой.
К какому из этих двух эпизодов СБУ планировала приурочить свою диверсию, Затулин не уточнил. Как не раскрыл и источник самой информации о попытке теракта.
Во всяком случае, в декабрьском докладе по итогам года председателя Национального антитеррористического комитета (НАК), директора ФСБ России Александра Бортникова подобные факты упомянуты не были.
По словам Бортникова, в 2019 года сотрудниками спецслужб было предотвращено 50 преступлений террористической направленности. Ни одного теракта не допущено. Ликвидировано 32 боевика, более 240 участников бандитских формирований задержано. Пресечена деятельность 78 ячеек международных террористических организаций во всех федеральных округах.
Говоря об угрозах для Крыма, глава ФСБ отметил, что они, главным образом, исходят по-прежнему от украинских радикалов, которые стремятся к дестабилизации ситуации на полуострове.
Между тем, если принять во внимание слова Затулина, эти радикалы — не просто полоумные одиночки, помешанные на идее украинского национализма и ненависти к России, готовые ради этого взрывать и убивать. За ними стоит и управляет ими вполне официальная, государственная структура — Служба безопасности Украины, которая уже даже не пытается скрывать, что давно взяла на вооружение методы террористов.
И даже то, что источник в российских силовых структурах, комментируя по просьбе РИА «Новости» слова Затулина о планировавшемся теракте на Крымском мосту, опроверг это заявление, сути не меняет.
— Когда Крым вошел добровольно в состав Российской Федерации, на его территории осталось огромное количество агентуры СБУ. А также бывших украинских чиновников, которые были на связи с СБУ, и бывших работников СБУ, — комментирует ситуацию профессор МГУ, член Научного совета при Совете безопасности России Андрей Манойло. — Далеко не все уехали, многие остались. И это агентура — не спящая. Она — действующая, продолжает работать. От нее СБУ получает информацию по Крыму. И с этой сетью нашим спецслужбам предстоит еще работать многие годы — чтобы ликвидировать ее, в конечном итоге.
Работы для Крымского УФСБ — непочатый край. И важно понимать, что они находятся на передовой, хотя Крым, казалось бы, давно уже в составе Российской Федерации и там мирная жизнь.
Потому что количество агентуры огромное. СБУ планирует и проводит разного рода операции подрывного характера (в том числе, диверсионные), опираясь не на «засланцев» каких-нибудь. Не на какие-нибудь разведгруппы, которые они готовят у себя. А опираясь на ту агентуру, которая оставлена на оседание.
«СП»: — Было ведь и несколько попыток заброса диверсантов с территории Украины. В августе 2016 г. в бою на границе с Крымом с одной из таких групп погибли российский десантник и сотрудник ФСБ. Тогда была ликвидирована целая агентурная сеть украинской военной разведки, которая планировала серию терактов на полуострове.
— Засылаемых диверсантов проще поймать. Им нужно перебираться через границу, им нужны контакты, жилье, и где-то они обязательно «наследят». А кто обращает внимание на тех, кто живет с тобой по соседству десятки лет?
Эти люди были в агентурном аппарате, находились на связи у конкретных работников СБУ. Эта связь сохранена, и они продолжают работать. Просто они быстро перекрасились, переобулись, российские паспорта получили, портреты Путина повесили у себя. Но сущность-то их это не изменило. Обстановка — сложная. Предельно сложная.
Об этом как раз свидетельствует и приведенная Затулиным статистика о 79 осужденных за терроризм в минувшем году. Наверняка, там еще по экстремизму, по иным видам подрывной деятельности не меньшее количество, а, может, даже большее, привлечено.
«СП»: — Бортников сказал, что ни один из планов по дестабилизации ситуации на полуострове не был реализован…
— То, что нет терактов в Крыму — слава Богу! — это говорит о том, что ФСБ работает на опережение. Но важно понимать, что это очень тяжёлая работа. «Подполье» в Крыму зачищать еще и зачищать.
Кстати говоря, Бортников ведь в своих заявлениях ни разу не сказал о том, что готовились теракты конкретно против Владимира Владимировича. Или, если по официальным каналам никто эту информацию не легализировал, значит, она совсекретная. Тогда надо разбираться, откуда она у Затулина.
Если бы информация была открытой, то давно уже по официальным каналам официальные представители об этом заявляли. На данный момент других источников, подтверждающих или опровергающих эту версию, нет.
Факты заключаются только в статистике Бортникова — в том, что Крым действительно покрыт сетью украинской агентуры. И что помимо агентов-информаторов, которые сейчас имеются даже в органах власти, там есть агенты-боевики. Есть и склады оружия, которое может использоваться, в том числе, для совершения террористических атак. Даже без заброски какого-то оружия через границу с Украиной.
Плюс Меджлис*. У него своя сеть осталась. Ведь когда только начались крымские события, завершившиеся вхождением Крыма в состав РФ, там же тайники с оружием для боевиков этого Меджлиса чуть ли не под каждой мечетью были. Если бы Кадыров работу не провел соответствующую, там были бы факторы, весьма осложняющие весь процесс вхождения. Но то, что была проведена работа и это оружие не пошло в ход, не означает, что оно было все изъято и исчезло. Оно осталось.
«СП»: — А то, что СБУ берет на вооружение тактику террористов, не является основанием для признания Украины террористическим государством, по-вашему?
— Оснований для того, чтобы обвинять целую страну в таком ключе, разумеется, нет.
Речь идет о конкретных украинских спецслужбах. Прежде всего, об СБУ. И здесь важно понимать, что СБУ, действительно, склоняется к использованию разного рода диверсионных методов. Там после двух Майданов сменилось и руководство, и кадровый состав.
Профессиональные контрразведчики, которые оставались еще с советских времен, все, кто служил в органах КГБ, были «защищены» еще после «оранжевой революции» — то есть, уволены. А после второго Майдана в СБУ пришли вообще все, кому не лень. Неонацисты, радикалы-бандеровцы — идеологически правильные, с точки зрения, нового политического режима кадры, с такими же взглядами и приверженностью к таким же методам борьбы.
Они кроме методов террора и запугивания ничего и не знают. Это — не профессионалы, с точки зрения спецслужб. Зато сидят на хлебных местах. Это статус и положение, деньги и влияние.
Поэтому нынешняя СБУ в значительной степени состоит именно из таких вот майдановцев, выходцев из вчерашних националистических движений. К профессии разведчика и контрразведчика они не имеют никакого отношения. И не пытаются вникнуть. Единственный метод воздействия на политических оппонентов, который им знаком, это метод запугивания и террора.
При этом профессиональное ядро там тоже есть, разумеется. И нынешняя Служба безопасности уже не та, что четыре года назад. Это довольно серьезная структура. К тому же с профессиональным ядром неплохо поработали американцы.
Под «крышей» СБУ ведь проводится довольно много операций — серьезных разведывательных и контрразведывательных. Особенно, в последнее время. Только планируются эти операции во многом не силами местных кадров, а прикомандированными кадровыми сотрудниками ЦРУ и АНБ.
* Верховный суд Республики Крым