Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. 3 марта сирийские правительственные войска при эффективной поддержке ВКС и Сил специальных операций России вновь освободили город Пальмиру от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). В Женеве 3 марта завершился очередной раунд межсирийских переговоров по урегулированию конфликта в стране.
По оценке многих экспертов, проходивший с 23 февраля по 3 марта четвертый раунд межсирийских переговоров, несмотря на отсутствие ощутимых результатов, «наметил путь вперед». Что касается дальнейшего развития диалога, то этот «зависит от конструктивности участников», прежде всего сирийского оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП, «эр-риядская» группа). А пока переговоры, проходившие, как и прежде, через посредника — спецпредставителя генсека ООН по Сирии С. де Мистуры — свелись к обсуждению рабочего графика и параметров последующих встреч. Отметим, что делегация правительства САР и представители всех оппозиционных групп, участвовавших в женевских переговорах, в целом оценили прошедший раунд «со сдержанным оптимизмом, отметив, что барьер сломлен, прогресс есть и, прежде всего, он касается договоренности о повестки дня» следующего раунда переговоров, который намечен на конец марта.
Тем не менее, переговоры в Женеве вновь продемонстрировали глубокие принципиальные различия в позициях их участников, главным образом правительства Сирии и ВКП. Так, представители Дамаска настаивали на преимущественном обсуждении вопросов борьбы с терроризмом в Сирии, тогда как делегация ВКП требовала обсуждать исключительно вопросы передачи власти в стране, сохраняла «радикальные запросы», в том числе «относительно ухода Асада». В этой связи в МИД России заявили, что «по-прежнему вызывает вопрос степень договороспособности представителей сирийской оппозиции. Эр-риядский так называемый ВКП отказывается на равных взаимодействовать с «московской» и «каирской» платформами, фактически саботируя полноценный диалог как с делегацией правительства Сирии, так и с различными группами оппозиционеров». Делегация ВКП также настаивала, чтобы создание единой делегации оппозиции произошло на платформе «эр-риядской группы» и путем подчинения ей других делегаций. «Каирская» и «московская» группы отказались от такой постановки вопроса, заявив, что создать единую делегацию можно только на равноправной основе.
Активно работали в Женеве российские дипломаты. Во многом они способствовали тому, что переговоры закончились без срыва. Заместитель главы МИД РФ Г. Гатилов провел встречи со всеми сирийскими делегациями. «Значительные усилия» российской дипломатии по обеспечению продвижения межсирийских переговоров отметил С. де Мистура.
В итоге все участники женевских переговоров формально согласились принять для обсуждения в ходе следующего раунда документ С. де Мистуры, содержащий 12 принципов урегулирования конфликта в Сирии (положения о территориальной целостности страны, сохранение государственных институтов, в том числе армии, помощь беженцам и др.). При этом при поддержке России в пакет обсуждаемых вопросов была включена борьба с терроризмом.
28 февраля Россия и Китай использовали право вето при обсуждении проекта резолюции Совбеза ООН, который предусматривал введение санкций в отношении представителей Сирии, возможно, причастных к применению химического оружия в 2014 и 2015 гг. Авторами этого документа выступили Франция и Великобритания. Их поддержали США.
В самой Сирии в основном соблюдается режим прекращения огня между правительственными силами и вооруженными формированиями оппозиции. При этом активные боевые действия ведутся против боевиков ИГ и других экстремистских группировок. Крупным успехом сирийской армии стало повторное освобождение от джихадистов Пальмиры и ее окрестностей. Как заявили в Минобороны России, ВКС и силы специальных операций РФ «внесли решающий вклад в разгром боевиков ИГ в Пальмире». Тем не менее, обстановка под Пальмирой сохраняется сложной. «Подконтрольная правительственным войскам территория сильно растянута (даже сильнее чем в прошлом году) и постоянно сохраняется опасность флангового удара».
Наступали сирийские войска и в районе северо-восточнее Алеппо, где они пробили коридор к территории, контролируемой отрядами курдской самообороны. Как сообщили в Минобороны РФ, «в соответствии с договоренностями, достигнутыми при участии командования российской группировки войск в Сирии, с 3 марта на территорию, занимаемую курдскими отрядами самообороны, вводятся подразделения ВС САР». Эксперты отмечают, что «продолжающееся наступление курдов и сирийской армии против ИГ фактически делает невозможным дальнейшее продвижение турецких войск и Сирийской свободной армии (ССА) на юг». В то же время Анкара не выступает против установления контроля сирийской армии над Манбиджем. «Сирийские земли должны принадлежать сирийцам», — заявил 5 марта премьер-министр Турции Б. Йылдырым. Ранее, 2 марта, президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что принимаются все меры, чтобы не допустить инцидентов между ВС Турции, России и ССА. Р. Т. Эрдоган отметил, что «дальнейшее направление нашей операции будет в сторону Манбиджа. Этот город должен быть очищен (от курдов), потому что он принадлежит арабскому населению САР». По словам Р. Т. Эрдогана, Турция может в дальнейшем приступить к освобождению от террористов сирийского города Ракка, «но это будет зависеть от наличия общих позиций с Россией и международной коалицией». США активно взаимодействует с Турцией для того, чтобы предупредить возможные столкновения турецких военных и курдских ополченцев на севере Сирии, заявил глава Центрального командования ВС США генерал Дж. Вотел. Командующий силами международной коалиции по борьбе с ИГ в Ираке и Сирии американский генерал С. Таунсенд сообщил о переговорах с Турцией по вопросу ее возможного участия в освобождении Ракки от боевиков ИГ. Одновременно генерал подчеркнул, что США не видят угрозы Турции со стороны курдского ополчения на севере Сирии.
Иран сотрудничает с Россией в Сирии на основании официальной просьбы властей САР, заявил 4 марта министр обороны ИРИ генерал Х. Дехкан. Он выразил поддержку действиям ВКС РФ в Сирии и пообещал, что Иран будет оказывать содействие российским военным и в будущем.
2 марта Москву посетил премьер-министр правительства национального согласия Ливии Ф. Сарадж. По итогам переговоров с главой МИД РФ С. Лавровым в российском внешнеполитическом ведомстве заявили, что Москва готова плотно работать со всеми сторонами в Ливии в интересах поиска взаимоприемлемых решений для обеспечения условий устойчивого развития этой страны. Со своей стороны, Ф. Сарадж отметил, что Россия, учитывая ее связи с различными политическими силами в Ливии, может играть позитивную роль в урегулировании кризиса в стране. «Наши отношения с Россией крепкие, имеют глубокие корни, намерены и далее продолжать их активизировать на всех уровнях, во всех отраслях: экономике, политике, сфере безопасности, военной сфере», — подчеркнул ливийский политик.
Боевики ливийской исламистской группировки «Бригады обороны Бенгази» 3 марта установили контроль над двумя крупными экспортными нефтяными портами на востоке страны — Эс-Сидром и Рас-Лануфом, а также соседним городом Бен-Джавад. Защищавшие нефтяные терминалы подразделения Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием Х. Хафтара были вынуждены отступить. Однако 5 марта части ЛНА начали контрнаступление с целью освобождения захваченных экстремистами городов. Национальная нефтяная корпорация Ливии изучает вопрос о пересмотре запланированных графиков отгрузки сырья на экспорт в связи с атаками боевиков.
Командование вооруженных сил Ирака сообщило 5 марта, что правительственные силы освободили от боевиков ИГ около 80% западной части города Мосул.
Напряженность возникла в отношениях между Турцией и Германией. Ситуация обострилась после задержания 17 февраля турецкими властями корреспондента немецкой газеты «Вельт» Д. Юджеля по подозрению в участии в террористической организации, неправомерном использовании данных, а также пропаганде терроризма. 2 марта президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что Д. Юджель является «немецким шпионом». По его словам, немецкие власти, вероятно, должны «предстать перед судом, поскольку они помогают террористам и дают им приют». Р.Т. Эрдоган также осудил недавнее решение властей ФРГ отменить мероприятие с участием турецких министров в Германии, сравнив их действия с нацистами. Так, 2 марта в немецком городе Гаггенау был отменен митинг, связанный с референдумом по изменениям в конституции в Турции. Как отмечают немецкие политические наблюдатели, арест журналиста – «далеко не единственная причина роста напряженности в двухсторонних отношениях. За последние годы у Германии и Турции накопилось гораздо больше поводов для разногласий».
На минувшей неделе канцлер Германии А. Меркель посетила с визитами Египет и Тунис. В Египте на переговорах с президентом АРЕ А. Ф. ас-Сиси обсуждались вопросы борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией, двусторонние отношения и обстановка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. В Тунисе 3 марта две страны подписали соглашение о борьбе с незаконной миграцией. А. Меркель также объявила, что ФРГ предоставит Тунису помощь в размере 250 млн евро на развитие отдаленных регионов страны, поддержку молодежи, а также реализацию проектов в области профессиональной занятости и образования. Германия подтвердила поддержку Тунису в борьбе с терроризмом.
2 марта власти Эфиопии заявили о предотвращении попытки вооруженного нападения на строящуюся на северо-западе страны на Голубом Ниле высотную плотину «Возрождение». В Аддис-Абебе подозревают в причастности к инциденту оппозиционную группировку, которую поддерживает соседняя Эритрея. Власти страны объявили о том, что строительство плотины «Возрождение», начатое в 2011 г., завершено на 56%. Жестким противником строительства эфиопской плотины выступает Египет, опасающийся критически опасного для страны уменьшения поступления нильской воды.
Президенты Ирана и Турции Х. Роухани и Р. Т. Эрдоган договорились укрепить двусторонние отношения, в том числе в борьбе с терроризмом. Данное заявление было сделано в свете недавнего обмена резкими репликами обеими сторонами. Два лидера встретились 1 марта на 13-ом саммите Организации экономического сотрудничества в Исламабаде.
1 марта Иран провел испытания комплекса ПВО собственного производства «Бавар-373», который, как утверждают иранские источники, является аналогом российского ЗРК С-300, а 4 марта в Иране были проведены успешные испытательные пуски ракет российского ЗРК С-300ПМУ-2.
Израиль предлагает Саудовской Аравии и другим суннитским странам региона создать альянс для противостояния Ирану, сообщил 28 февраля министр обороны еврейского государства А. Либерман. По его мнению, арабские страны поняли, что самую серьезную угрозу для них представляет не Израиль, сионизм и евреи, а Иран. Как считает А. Либерман, умеренные арабские государства больше нуждаются в Израиле для выживания, чем Израиль, способный защититься самостоятельно от угрозы, нуждается в них. По словам министра, Израиль мог бы помочь этим странам технологиями, так как у них нет ресурсов, аналогичных израильским, ни в области борьбы с терроризмом, ни в военном плане, ни в сфере научных исследований.
2 марта в Судане вновь появилась должность премьер-министра. Президент страны О. аль-Башир, пришедший к власти в 1989г. и замкнувший на себе полномочия главы государства и руководителя правительства, назначил своего давнего соратника и первого вице-президента Б. Х. Салеха на должность председателя Совета министров. Б. Х. Салех при этом сохранит свой пост первого вице-президента. В то же время президент О. аль-Башир оставил за собой основные функции главы исполнительной власти, а функции главы правительства будут во многом номинальными.
Приложение
О военной промышленности в аравийских монархиях
Руководство ведущих стран-членов ССАГПЗ прилагает значительные усилия по развитию национальной военной промышленности, проведению НИОКР оборонного профиля, получению доступа к новейшим оборонным технологиям и последующему их освоению. В значительной степени это обусловлено стремлением уменьшить в перспективе (хотя, по нашей оценке, и весьма отдаленной) фактически полную на сегодняшний день зависимость аравийских монархий от зарубежных поставщиков вооружения и военной техники (В и ВТ). В настоящее время среди стран-членов ССАГПЗ наиболее развитым оборонно-промышленным комплексом обладают Саудовская Аравия и ОАЭ. В остальных же государствах аравийской «шестерки» пока делаются лишь первые шаги по созданию основ собственного военного производства. Главными препятствиями на пути создания в аравийских монархиях полноценной современной военной промышленности остаются слабая общая промышленная база, недостаточно высокий уровень развития науки и техники, острая нехватка собственных подготовленных кадров, особенно в «ключевых точках» производства» и умеющих работать с высокими технологиям, отсутствие полноценного опыта организации военных НИОКР.
Росту местной оборонной промышленности и развитию военных НИОКР в КСА и ОАЭ способствуют различные офсетные программы, которые обязательно включаются в пакеты крупных соглашений по закупке В и ВТ. Таким путем появляется возможность создавать совместные предприятия, которые формируют основу национальных ВПК.
Военная промышленность Саудовской Аравии считается относительно развитой по меркам Арабского Востока. В то же время она не имеет полной отраслевой структуры ВПК и представлена в основном предприятиями, специализирующимися на модернизации, ремонте и обслуживании импортных образцов В и ВТ, а также на лицензионном производстве комплектующих и некоторых готовых образцов продукции военного назначения (ПВН). Число предприятий, занимающихся разработкой и выпуском собственных образцов В и ВТ невелико. В КСА с зарубежной помощью построены и действуют предприятия по выпуску стрелкового оружия, боеприпасов, легкой бронетехники, отдельных видов военной электроники, в том числе авиационной. Координация и контроль деятельности оборонной отрасли возложены на Генеральную организацию военной промышленности.
Перспективы развития саудовской военной промышленности ориентированы преимущественно «на технические и технологические возможности зарубежных производителей ПВН». В стране с помощью иностранных фирм ведутся работы по созданию научно-исследовательской базы, необходимой для налаживания высокотехнологичного оборонного производства.
Основная часть военных предприятий сосредоточена в промышленных зонах Эль-Джубейль (на побережье Персидского залива), Янбу (на побережье Красного моря), Эль-Хардж (в центральной части страны) и в районе Эр-Рияда. Налажен выпуск стрелкового оружия и боеприпасов к нему до 12,7 мм включительно, артиллерийских боеприпасов калибра 105, 120 и 155 мм, ручных гранат. Выпускаются некоторые виды электронного оборудования военного назначения. На предприятиях авиационной промышленности выполняются работы по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, производится модернизация БРЭО и систем связи. Малыми сериями выпускаются беспилотники собственной конструкции, ведутся работы над системой космической навигации БЛА. Небольшими партиями изготовляется легкая бронетехника. Непосредственно в КСА будет осуществляться часть работ по модернизации состоящих на вооружении королевской армии американских танков М1А1 «Абрамс». На базе современных американских и японских технологий ведется разработка и выпускается модельный ряд микроспутников, в том числе для военных нужд. Собственное военное судостроение в КСА отсутствует.
В 2016 г. наследник наследного принца, министр обороны КСА М. бен Сальман выдвинул амбициозную программу развития национального ВПК. В частности, речь идет о налаживании выпуска различных типов БЛА, боевых вертолетов и создании группировки ИСЗ. Сообщается, что на строительство военных предприятий уже выделено 22 млрд долларов. В то же время эксперты считают, что «невозможно создать военную промышленность в стране, если не имеется своей инженерной школы и квалифицированных рабочих кадров». Поэтому заявления принца Сальмана о том, что КСА «стоит в одном шаге от создания своего ВПК», «попахивают дилетантизмом».
Тем не менее, тенденция на развитие национальной военной промышленности будет неуклонно усиливаться. И все же на обозримую перспективу основу военного производства в КСА по-прежнему составит лицензионная сборка ряда образцов иностранного В и ВТ, что предопределит сохранение зависимости королевства от зарубежных поставщиков.
Динамично развивается военная промышленность ОАЭ. Эмираты активно приобретают в других странах современные военные технологии, стремится наладить собственные НИОКР военного назначения. На территории ОАЭ и за рубежом создаются совместные предприятия. Ускоренными темпами идет процесс «эмиратизаци» кадров ВПК. Расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Создание национальной военно-промышленной базы происходит при непосредственном участии и всесторонней поддержке государства и является одним из важнейших направлений диверсификации экономики Эмиратов. Отметим и широкое участие местного частного капитала в создании предприятий оборонного комплекса.
ВПК ОАЭ представлен авиационными, судостроительными, бронетанковыми, артилерийско-стрелковыми, боеприпасными и радиоэлектронными предприятиями. При этом военное производство представляет собой главным образом лицензионную сборку различных образцов зарубежных (в основном западных) В и ВТ. Имеются крупные сервисные центры по обслуживанию, ремонту и модернизации оружия и техники. Большинство предприятий ВПК размещено в промышленных зонах в эмиратах Абу-Даби и Дубай.
Основу национальной оборонной промышленности составляют предприятия государственной компании «Мубадала Дивелопмент» (МД). Принадлежа государству, МД на практике во многом действует как частная компания, тесно сотрудничая с зарубежными и местными коммерческими фирмами, а также инвестируя помимо оборонных проектов гражданский сектор аэрокосмической отрасли, энергетику, инфраструктуру, сферу обслуживания.
Авиационные предприятия занимаются в основном ремонтом и техобслуживанием самолетов, вертолетов и отдельных компонентов авиатехники. ОАЭ добились значительных успехов в создании и производстве БЛА различных типов и авиационного оборудования. В феврале 2017 г. с Россией достигнута договоренность о совместной разработке легкого истребителя пятого поколения. Поставлена задача превратить ОАЭ в производителя авиационной техники гражданского и военного назначения мирового уровня.
Судостроение является одной из наиболее развитых отраслей местного ВПК. Для национальных ВМС ведется строительство, ремонт и частичная модернизация корветов и различных катеров, в том числе ракетных.
В стране налажено производство легкой бронетехники, модульных многоцелевых автомобилей с противоминной защитой, танковых транспортеров, эвакуационных тягачей. Осуществляется ремонт и частичная модернизация автомобильной и бронетанковой техники.
В ОАЭ выпускаются различные типы стрелкового оружия, производится ремонт и модернизация некоторых зарубежных артиллерийских систем. Имеется завод по производству боеприпасов по стандартам НАТО для стрелкового оружия, артиллерийских систем сухопутных войск и ВМС, а также авиабомб.
Радиоэлектронная промышленность выпускает в ограниченном количестве различные системы и оборудование военного назначения, включая системы закрытой спутниковой связи, приборы ночного видения и др.
Военная промышленность ОАЭ постепенно увеличивает свое присутствие на мировом рынке вооружений. Продукция, произведенная в Эмиратах, экспортируется в ряд арабских стран, а также в некоторые европейские и азиатские государства.
Что касается «малых» аравийских монархий, то они не имеют и не планируют развивать масштабное военное производство. Оман располагает мастерскими по ремонту некоторых типов вооружения. В перспективе с зарубежной помощью намечается создать предприятия по лицензионной сборке отдельных видов оружия. Кувейт имеет несколько мастерских по ремонту и обслуживанию вооружения. Ведутся работы по созданию БЛА. В Бахрейне действует небольшое предприятие по выпуску боеприпасов для стрелкового оружия и артиллерии, имеются мастерские по ремонту и обслуживанию оружия и военной техники. Катар располагает только мастерскими по ремонту и обслуживанию вооружения и военной техники.