26 февраля с трибуны парламента своей страны президент Турции сделал ряд очень важных заявлений, касающихся ситуации в соседней Сирии. Если это не блеф — до прямого боевого столкновения турецкой армии с войсками Башара Асада и с союзной ему российской группировкой в этой стране, не исключено, остаются считанные дни.
По словам Эрдогана, его войска не сделают ни шага назад в сирийской провинции Идлиб. Просто потому, что Турция в прежние годы уже приняла 3,7 миллиона беженцев из Сирии. А тот дополнительный миллион новых несчастных, которые готовы, по сведениям турецкого президента, прямо сегодня из зоны боев ринуться под защиту Анкары, разместить у себя просто не в состоянии.
Далее Эрдоган заверил:
— Мы обеспечим условия, при которых население (Сирии — «СП») вернётся в свои дома. Мы рассматриваем различные варианты, в том числе — активное вмешательство.
Что мешает его военным прямо сегодня перейти в контрнаступление против Сирийской арабской армии? Исключительно невозможность для турецких пилотов безопасно поддержать с воздуха вторжение своих сухопутных войск в провинцию Идлиб. Основное препятствие — у сирийцев на вооружении российские зенитно-ракетные системы большой дальности С-300ПМУ-2 «Фаворит», поставленные в 2018 году Россией. Ранее эти установки стояли на вооружении нашего 531-го гвардейского зенитно-ракетного полка в ЗАТО Александровск (Мурманская область). Теперь каждый из трех перевезенных в Сирию дивизионов установлен под городом Масьяфом в мухафазе Хама и надежно контролирует обширный район с радиусом эффективной ракетной стрельбы примерно в 250 километров. При этом сами установки прикрываются российскими же зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-С1».
— Мы собираемся в скором времени решить этот вопрос, — туманно, но грозно пообещал жаждущим крови депутатам Эрдоган.
Ранее он же в ультимативном тоне потребовал от Дамаска и Москвы до конца февраля 2020 года отвести свои силы, которые весьма успешно ведут наступление в Идлибе, на исходные позиции. То есть — за линию турецких «обсервационных постов», давно самовольно установленных Анкарой в этих краях. Часть из них сегодня в окружении войск Асада. И это добавляет крепкого перцу в и без того на глазах осложняющуюся для армии Эрдогана обстановку на театре боевых действий.
А на сегодня эта обстановка в Идлибе такова. Да, протурецкие боевики при поддержке артиллерии и реактивных систем залпового огня турецкой армии на днях добились некоторых тактических успехов. В частности, отбили у сирийцев потерянный было 5 февраля важнейший транспортный узел — город Саракиб. Одновременно, по сведениям «Аль-Джазира», деблокированы два «обсервационных поста» турецкой армии.
Но эта победа грозит оказаться «пирровой». Поскольку в тылу атакующих боевиков в Южном Идлибе, откуда самые боеспособные банды так называемых «оппозиционеров» ушли под Саракиб, их фронт фактически рухнул. Под контроль Асада перешла почти вся равнина Аль-Габ с десятком населенных пунктов. Там же в окружение попал и еще один турецкий «обсервационный пост». А танки Сирийской арабской армии почти беспрепятственно покатили вперед, грозя замкнуть турецких военных и союзные им шайки с обширный «котел». Если удастся замкнуть «кольцо» — «оппозиции» придется снова бежать из Саракиба. И не только из него.
Эти военные успехи Дамаска стали возможными только потому, что российская и сирийская боевая авиация беспрерывно и очень густо «укатывают» бомбами путь для продолжающих решительное наступление на Идлиб сухопутных войск САА. Изменить соотношение сил на поле сражения в состоянии только достаточно мощные Военно-Воздушные силы Турции. Но они пока, главным образом, сидят на аэродромах и в боях не участвуют. Потому что их командованию точно известно: любое воздушное вторжение в сирийское воздушное пространство незамедлительно и совершенно законно будет пресечено теми самыми дивизионами С-300ПМУ-2 «Фаворит», которые именно по этой причине так беспокоят сегодня Эрдогана.
Стало быть, в начале марта можно ожидать, что турки попытаются каким-то образом ликвидировать «Фавориты» на их стартовых позициях. Как это хотя бы чисто теоретически осуществить?
На этот счет стоит обратиться к израильскому опыту. Еврейским военным те же самые сирийские «Фавориты» тоже давно — как бельмо в глазу. Потому что Москва продала это оружие Дамаску именно и прежде всего для отражения регулярных воздушных атак ВВС Израиля на наземные объекты в Сирии. Те тоже давно грозятся разнести с воздуха те самые С-300ПМУ2 под Мусьяфом. Но что-то ни разу так и не решились попробовать.
Правда, как-то не слыхать, и чтобы сирийские зенитчики преуспели в отражении продолжающихся налетов израильятян. Возможно, потому, что, как утверждают в Тель-Авиве, арабские расчеты даже после обучения в 234-м Центре боевого применения зенитно-ракетных войск ПВО РФ в Гатчине, с огромным трудом осваивают боевую технику такого уровня.
Не исключена и другая причина — сугубо политическая. С прошлого года сирийские С-300ПМУ-2 замкнуты в единую систему противовоздушной обороны с еще более современными средствами (в том числе — с С-400 «Триумф»), имеющимися у российской группировки в районе авиабазы Хмеймим. Понятно, что освещение тактической обстановки в небе над всей Сирией главным образом осуществляется нашими радиолокационными станциями. Но не факт, что мы регулярно делимся ими с сирийцами. Поскольку Москва имеет определенные обязательства на Ближнем Востоке и перед Израилем. Не случайно же премьер этой страны Биньямин Нетаньяху в последние годы летает в Россию как к себе домой и навещает Владимира Путина в Кремле чаще, чем кого-нибудь другого из мировых лидеров?
Но с Турцией-то у нас совсем иные отношения! И тот же Путин уже не раз давал понять, что не слишком опасается угроз внешне страшно сурового Эрдогана. Не опасается настолько, что, кажется, готов даже отменить решающий саммит с президентом Турции, давно анонсированный Эрдоганом на 5 марта. Появились утверждения, будто в рабочем графике Путине на этот день не нашлось места для переговоров с турецким лидером. Если так — это, безусловно, оплеуха посильней ковровой бомбардировки Идлиба.
А что касается недостаточного мастерства сирийских зенитчиков… Их места за пультами в нужный момент ведь легко и совершенно тайно могут занять и российские военные советники, которых на стартовых позициях «Фаворитов», вне всякого сомнения, и нынче хватает. И тогда эффективность боевой работы, конечно, резко повысится. На беду турецким летчикам.
Существует и еще один фактор, который должен, по идее, остановить Эрдогана. В Израиле (который «в теме» намного раньше турок) давно утверждают, что попытка уничтожения с воздуха сирийских дивизионов С-300ПМУ-2 чревата почти неизбежным прямым военным столкновением с Россией. Хотя бы потому, что такой удар стал бы одновременно и ударом по общей интегрированной российско-сирийской системе ПВО. В которую входят и наши С-400 «Триумф», и истребители Су-35 на аэродроме Хмеймим.
Понять, решится ли Кремль в отражении турецкого массированного налета задействовать и свои силы в Сирии, заранее практически невозможно. Что значительно повышает ставки во все обостряющейся политической игре по линии Москва-Анкара. Но и Эрдогану отступать в Идлибе особо некуда. Он явно закусил удила.
Словом, Ближний Восток, похоже, все быстрее сползает в новую опаснейшую пучину. Попыткой остановить это в ближайшие дни может стать демонстративная переброска крупных сил российских истребителей на авиабазу Хмеймим. Поскольку Турция уже закрыла для нас свое воздушное пространство, — лететь придется с дозаправкой в воздухе через Иран и Ирак.
Посмотрим, сбудется ли этот прогноз?
Из досье «СП»
За последний год российские и турецкие военный как минимум трижды были в шаге от вооруженного столкновения в небе над Сирией. Сначала в августе прошлого года над Идлибом турецкие F-16, прикрывая свою наземную колонну на марше, вторглись в воздушное пространство этой страны. По утверждению издания «Al-Masdar News», они успели пролететь всего около 30−40 километров в глубь сирийской территории. После чего были встречены российскими истребителями Су-35С, поднявшимися с аэродрома Хмеймим. И немедленно повернули обратно. Одновременно артиллерия САА приступила к разгрому колонны турецкой бронетехники.
Другой раз пара F-16 ВВС Турции вошла в воздушное пространство Сирии к востоку от реки Евфрат 23 сентября 2019 года. По сообщению Министерства обороны Турции, истребители выполняли задание в течение двух часов, но встречи с русскими не было. Возможно потому, что этот полет происходил в рамках совместной с США и другими западными странами операции «Непоколебимая решимость».
В феврале 2019 года китайский информационный ресурс Sohu сообщил, что турецкая боевая авиация осуществила новую попытку войти в воздушное пространство Сирии в районе провинции Алеппо. Задача: сопровождение наземного конвоя, который был направлен в сторону Идлиба, и нанесение авиаударов по передовым позициям сирийской правительственной армии. Далее Sohu пишет: «Российские Су-35С фактически заблокировали вхождение турецких F-16 в сирийское воздушное пространство, не пустив их через границу. Турецкие пилоты в итоге были вынуждены ретироваться».
Новости мира, военное обозрение: Боевики на турецких БТР и пикапах атаковали армию Сирии